МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы формирования мотивации учения

    Проблемы формирования мотивации учения

    Министерство образования Российской Федерации

    Стерлитамакский государственный педагогический институт

    Технолого-экономический факультет

    «Проблемы формирования мотивации учения у школьников»

    Курсовая работа по педагогике

    Выполнил: студент 31 гр.

    Шатилов С. В.

    Проверил: к. п. н., профессор

    Валеев Г. Х.

    Стерлитамак 2003

    Содержание

    стр.

    Введение 2

    Глава 1. Теоретический обзор

    1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 5

    1.2. Мотивация учебной деятельности 8

    1.3. Развитие мотивов учения 11

    Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся школы

    2.1. Методика и ход проведения исследования 15

    2.2. Анализ результатов исследования 17

    Заключение 20

    Список литературы

    Приложение

    Введение.

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и

    желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но

    подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не

    хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих

    случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в

    знаниях, нет интереса к учению.

    В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она

    развивается? Какие педагогические средства можно использовать для

    формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют

    многих педагогов и родителей.

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к

    учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к

    ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка

    положительной мотивации к учебной деятельности.

    Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы

    задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были

    понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для

    учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

    Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие

    интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется

    мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на

    успеваемость подростков. Предметом исследования является возникновение

    интереса к учёбе у учащихся. Объектом исследования будут подростки,

    учащиеся параллели 8-ых классов.

    Задача исследования: изучить познавательные мотивы, определить пути их

    формирования на уроках.

    Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная

    деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое

    внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту

    познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических

    процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и

    самостоятельности личности. Учителю, стремящемуся к психологическому

    изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую

    стратегию и ход этой работы.

    Психологическое изучение мотивации и её формирование - это две стороны

    одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности

    ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных

    перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

    Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

    формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются

    новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в

    ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным,

    если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем,

    который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были

    намечены.

    Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать

    упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только

    регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза

    («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как

    проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как

    личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать

    как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых

    мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это

    создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов,

    целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития

    им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию

    хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается

    мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой

    психологически продуманных приемов.

    Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам

    (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством

    длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа

    повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может

    делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути

    формирования.

    Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный

    характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к

    личности ученика форме - с другой.

    Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается

    тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений,

    а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных

    психологических методов и методических приемов. Планирование учителем

    процесса формирования строится именно на основе результатов

    психологического изучения ученика.

    Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся

    является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При

    этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль

    за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых

    отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических

    особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а

    с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному

    вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к

    психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с

    оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в

    которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший

    интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

    Глава 1. Теоретический обзор

    1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

    Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в

    зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что

    необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к

    реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального

    познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации.

    С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних

    мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его

    психики.

    Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее

    время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и

    для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

    Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по

    вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.

    Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают

    мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под

    направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были

    выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения

    самой учебной деятельностью.

    Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила,

    что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого

    отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную

    деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования

    устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных

    по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.

    Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития

    проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего

    развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи

    мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей

    действительностью, а также о структурности мотивации.

    Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция

    личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов,

    раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность

    мотивов: « При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится

    ребенок, что побуждает его учиться».

    В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое

    внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы

    по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов

    мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с

    применением различных методов.

    Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской

    психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального

    изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями

    гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории

    поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из

    отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный

    временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива

    как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма –

    среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его

    несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального

    метода при исследовании мотиваций.

    В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения

    мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его

    онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых

    довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов.

    Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

    Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель

    «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к

    мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается

    как первопричина человеческого поведения.

    В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его

    направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее

    возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить

    активацию и её направление.

    Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой

    потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана

    с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория

    физиологична.

    В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет

    несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический,

    поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э.

    Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего-либо

    и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то,

    что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и

    вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов,

    их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и

    характеристику действий.

    В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к

    непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями,

    которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до

    потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и

    способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

    Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов

    существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места

    в структуре личности.

    1.2. Мотивация учебной деятельности.

    Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на

    определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не

    зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой

    цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь

    рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.

    Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом

    специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется

    самой образовательной системой, образовательным учреждением, где

    осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией

    образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями

    обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень

    притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-

    четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой

    отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

    Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда

    уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами

    того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он

    должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя,

    которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких

    случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать

    разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей,

    плохой оценки и т.д.

    Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что

    теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда

    когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя

    спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников

    постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная

    деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый

    человек не может длительное время работать в таких условиях.

    Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

    Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как

    правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница

    снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к

    нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему

    плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего

    хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой

    класс.

    Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не

    выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что

    человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации,

    порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли

    удивляться, что уже в начальной школе у не которых детей уже в начальной

    школе развиваются неврозы.

    Выделяют пять уровней учебной мотивации:

    Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной

    активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее

    успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко

    следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно

    переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

    Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно

    справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является

    средней нормой.

    Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа

    привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно

    благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с

    учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,

    ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в

    меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

    Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают

    школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются

    посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной

    деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

    Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

    Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с

    учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во

    взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как

    враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях

    ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать

    тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются

    нервно - психические нарушения.

    Причина спада школьной мотивации:

    1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано

    чувство будущего.

    2. Отношение ученика к учителю.

    3. Отношение учителя к ученику.

    4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной

    деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового

    созревания.

    5. Личная значимость предмета.

    6. Умственное развитие ученика.

    7. Продуктивность учебной деятельности.

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.

    Развитие мотивов учения

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.