МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

    мебель, игрушки.

    Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием

    содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,

    эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

    Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта

    произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения

    декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные

    произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен

    подлинными произведениями искусства.

    Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание

    эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания

    ребенка.

    В основе методики эстетического воспитания лежит совместная

    деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

    к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,

    осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

    Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и

    избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

    Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,

    искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный

    опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.

    Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от

    многих условий: объема и качества художественной информации, форм

    организации и видов деятельности, возраста ребенка.

    Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных

    методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,

    отношений, суждений, оценок, практических действий:

    - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

    оценки, первоначальных проявлений вкуса;

    - метод приучения, упражнения в практических действиях,

    предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков

    культуры поведения;

    - метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим

    действиям;

    - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной

    отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в

    окружающем мире.

    В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.

    Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель

    создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в

    увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

    Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой

    формой организации жизни детей, при которой складываются определенные

    взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе

    эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и

    в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,

    обостряют восприятие прекрасного.

    В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить

    полноценное эстетическое развитие ребенка.

    Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания

    ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

    Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным

    трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях

    различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,

    стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию

    детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

    При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

    что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

    эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

    захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем

    здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

    взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

    опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

    этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

    Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую

    работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с

    одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое

    творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к

    эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,

    восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое

    мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

    § 3. Психологические основы эстетического воспитания.

    Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают

    развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и

    активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития

    происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего

    общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,

    понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной

    деятельности и творческих способностей.

    При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

    что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

    эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

    захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы

    имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

    взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

    опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

    этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания

    вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность

    эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,

    с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,

    насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы

    окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей

    слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на

    своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит

    чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и

    малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет

    его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без

    всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что

    отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:

    эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с

    тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,

    сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,

    свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

    Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична

    психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и

    критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит

    ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в

    «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь

    тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка

    замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от

    эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,

    привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и

    рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей

    степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в

    творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим

    восприятием.

    К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш

    переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он

    радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает

    все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,

    гармоничное от дисгармоничного.

    Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который

    обращает внимание на эстетические объекты:

    «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в

    окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет

    развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.

    Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас

    бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к

    людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических

    переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все

    большую сферу, что объем их все ширится.

    Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

    художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

    Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

    одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

    искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка

    правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

    «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

    добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение

    ценить прекрасное и доброе в людях»6.

    В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие

    детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем

    эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно

    тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

    Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного

    образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному

    проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение

    произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием

    произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

    К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

    сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,

    рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более

    глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

    доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический

    слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам

    музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

    Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами

    придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,

    рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как

    своих сверстников, так и своим собственным.

    Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная

    отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на

    простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и

    осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.

    Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие

    сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические

    образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

    У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,

    к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей

    наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению

    литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не

    осознаются.

    Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их

    творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются

    ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

    Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным

    событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,

    поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,

    дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный

    отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и

    художественных образов.

    Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,

    например о природе родного края, могут составить содержание лирических

    концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз

    встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на

    занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям

    большую радость.

    Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать

    красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические

    стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-

    выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для

    создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,

    эмоциональных ассоциаций.

    В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального

    и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и

    совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,

    словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством

    воспитателя.

    ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,

    УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

    ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,

    ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ

    СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК

    СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ

    КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

    Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся

    становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием

    воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из

    цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

    Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может

    воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в

    обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству

    и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к

    познанию.

    § 4. Роль природы в эстетическом воспитании.

    Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения

    в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника

    красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.

    «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных

    сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает

    окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

    Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому

    источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений

    у детей.

    Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

    человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

    неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

    Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

    Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

    «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

    звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

    композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

    других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

    И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

    Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

    источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

    художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

    первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

    Уровень экономического развития общества, общественные отношения

    людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

    эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

    наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

    В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

    гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

    всеобщим эстетическим свойством ее.

    Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

    видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

    полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

    В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

    интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

    Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

    соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

    изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

    общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

    природы вносят свой общественно-исторический смысл.

    В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.