Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть
успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности
и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их
всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического
воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического
воспитания( - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"
(21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
§2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания.
ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ чАСТЬ ПЕДАГОГИчЕСКОЙ НАУКИ,
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖЕ ТЕОРЕТИчЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЕГО яВЛяЕТСя ЭСТЕТИКА.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как
воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира
по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие
творческих способностей.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему
прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это
формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое
воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика —
это приобщение к искусству.
Эстетическое воспитание включает:
- знание законов, по которым создаются произведения искусства;
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает
человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства,
украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо
понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а
где подделка.
Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на
чувствах, а не на содержании.
- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием,
т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и
звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному
воспитанию детей.
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только
положительные примеры для подражания.
Задачи эстетического воспитания по программе:
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать
художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но
уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,
читать стихи и т.д.
Основные средства эстетического воспитания:
Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.
1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять
внимания положительному настроению ребенка, развивать желание
действовать и развивать воображение.
2. природа.
3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. эстетика быта.
Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю
традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.)
сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой
преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется
«систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что
расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».
Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное
существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества
как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке
вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль
принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.
В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную
сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание
искусством.
К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения
передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в
детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать
весь процесс воспитания, единство психического и физического развития
ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы
организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,
таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных
возрастов.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,
т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание
средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.
Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,
декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых
имеет свои жанры.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие
наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии
прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и
комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и
умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои
чувства.
Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней
выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о
красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые
окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему
дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям
природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают
понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.
Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети
познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к
ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,
изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и
овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,
уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с
произведениями народного искусства.
Старшие дети постепенно, через понимание героического, через
романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической
категорией, как возвышенное.
Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон
трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое
выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему
силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники
трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют
движению человеческого общества вперед.
Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в
действительности - это своеобразный отход от нормы, нарушение законов
красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего -
своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме
отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и
реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве
используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени
доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его
проявлениях.
Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего
детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь
ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о
видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.
Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной
иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-
прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У
детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в
скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке:
вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре
отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных
музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами,
хороводами, произведениями классической и современной музыки.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей
элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети
приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках,
былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений
(реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и
т.д.).
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных
русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания
включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые
также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В
области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания
музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими,
музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных
инструментах.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения
наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся
рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их
содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать
жанры.
Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам
необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать
красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды,
серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать
узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и
сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и
окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра,
шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь
сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе
(краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате
труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно
должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая
постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во
время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую
песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный
материал.
Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить
как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический
процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности
и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе
осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи
эстетического воспитания:
1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость,
радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у
них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественные отношения.
3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4.Развивать художественно-творческие способности детей.
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании
творческого отношения к действительности. Развитие эстетического
восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и
художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных
систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую
точность и точность дифференцировок.
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием
у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные
результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности
определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании
эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в
красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует
обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.
способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу
явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,
которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на
активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,
касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.
Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности
личности.
Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство
личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации
объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным
критерием для эстетической оценки.
Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей
о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень
разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности
через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в
процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий.
Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения
явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной
системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она
определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной
стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также
оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений
детей.
Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д.
создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного
вкуса.
Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои
эстетические свойства.
Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике
быта, красоте традиций.
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания,
ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные
психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень
художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и
последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является
среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада,
участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|