МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

    личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития

    способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и

    способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач

    эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие

    качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть

    успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,

    наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

    Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности

    и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их

    всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию

    нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

    Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и

    воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

    Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического

    воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического

    воспитания( - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…

    образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением

    трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"

    (21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания,

    как части всего педагогического процесса.

    §2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания.

    ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ чАСТЬ ПЕДАГОГИчЕСКОЙ НАУКИ,

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖЕ ТЕОРЕТИчЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЕГО яВЛяЕТСя ЭСТЕТИКА.

    Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности

    воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как

    воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира

    по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие

    творческих способностей.

    Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему

    прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это

    формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое

    воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика —

    это приобщение к искусству.

    Эстетическое воспитание включает:

    - знание законов, по которым создаются произведения искусства;

    - воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

    - развитие творческих способностей.

    Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает

    человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства,

    украшает жизнь.

    В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо

    понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а

    где подделка.

    Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

    - рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на

    чувствах, а не на содержании.

    - эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием,

    т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и

    звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному

    воспитанию детей.

    - ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только

    положительные примеры для подражания.

    Задачи эстетического воспитания по программе:

    1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать

    художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но

    уметь давать оценку, выражать свое мнение.

    2. воспитывать эстетику поведения.

    3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,

    читать стихи и т.д.

    Основные средства эстетического воспитания:

    Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.

    1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять

    внимания положительному настроению ребенка, развивать желание

    действовать и развивать воображение.

    2. природа.

    3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

    4. эстетика быта.

    Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю

    традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.)

    сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой

    преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется

    «систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что

    расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».

    Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное

    существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества

    как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке

    вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль

    принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.

    В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную

    сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание

    искусством.

    К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения

    передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания

    детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в

    детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать

    весь процесс воспитания, единство психического и физического развития

    ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы

    организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,

    таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных

    возрастов.

    В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,

    т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание

    средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

    Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.

    Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,

    декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых

    имеет свои жанры.

    Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие

    наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.

    Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии

    прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и

    комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и

    умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои

    чувства.

    Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней

    выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о

    красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые

    окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему

    дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям

    природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают

    понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.

    Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети

    познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к

    ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,

    изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и

    овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,

    уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с

    произведениями народного искусства.

    Старшие дети постепенно, через понимание героического, через

    романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической

    категорией, как возвышенное.

    Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон

    трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое

    выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему

    силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники

    трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют

    движению человеческого общества вперед.

    Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в

    действительности - это своеобразный отход от нормы, нарушение законов

    красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего -

    своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме

    отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и

    реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве

    используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени

    доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его

    проявлениях.

    Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего

    детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь

    ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о

    видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.

    Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной

    иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-

    прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У

    детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в

    скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

    На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке:

    вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре

    отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных

    музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами,

    хороводами, произведениями классической и современной музыки.

    В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей

    элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети

    приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках,

    былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений

    (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и

    т.д.).

    Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных

    русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

    Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания

    включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые

    также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В

    области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания

    музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими,

    музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных

    инструментах.

    В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения

    наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся

    рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их

    содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать

    жанры.

    Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам

    необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать

    красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды,

    серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать

    узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и

    сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и

    окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра,

    шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь

    сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе

    (краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате

    труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно

    должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая

    постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во

    время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую

    песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный

    материал.

    Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического

    отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

    по законам красоты.

    Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить

    как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический

    процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности

    и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе

    осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

    В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи

    эстетического воспитания:

    1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические

    чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт

    способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость,

    радость, волнение, восхищение, увлеченность.

    2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у

    них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,

    природу, общественные отношения.

    3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность

    самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

    4.Развивать художественно-творческие способности детей.

    Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании

    творческого отношения к действительности. Развитие эстетического

    восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и

    художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных

    систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую

    точность и точность дифференцировок.

    Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием

    у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные

    результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

    Задачей всякого воспитания является формирование в личности

    определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании

    эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в

    красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует

    обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.

    способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

    явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,

    которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на

    активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,

    касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

    Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности

    личности.

    Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство

    личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации

    объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным

    критерием для эстетической оценки.

    Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей

    о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.

    Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со

    всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень

    разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

    Работа эта предусматривает:

    - воспитание эстетического отношения к окружающей действительности

    через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в

    процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.

    Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий.

    Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения

    явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной

    системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она

    определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной

    стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

    Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

    Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также

    оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений

    детей.

    Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д.

    создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного

    вкуса.

    Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои

    эстетические свойства.

    Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике

    быта, красоте традиций.

    В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания,

    ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные

    психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень

    художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и

    последовательность содержания.

    Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является

    среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада,

    участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.