Православное воспитание
доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид,
что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил
стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители
еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду
утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до
сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит
ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины
приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как
единственному средству спасения.
Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда
говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную
истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины,
эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не
может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь
говорит, что ее нет дома, когда оно сидит на кухне. Не нужно наказывать
детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась нам,
ставила нас в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о
чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда
известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное
принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам,
приучение к лицемерию и притворству.
Если взглянуть на нашу современность в перспективе нормальной жизни,
которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далекой
от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и
вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось,
встало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как
испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются
как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он
окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают
в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают
развиваться в том направлении, куда склоняются его желания. И даже
родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать.
Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники,
соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании
ребенка.
Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему
привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь
становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько
лишены всякого серьезного значения, что посетитель XIX века, глядя на наши
популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку,
— почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал
в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной
реальностью.
В нашит дни если мы пытаемся вести христианскую жизнь нам важно
осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить нашу душу и в
религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах,
требующих подчинение самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня
человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состояния
искушения, то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и
рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится
тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения и вкусы.
Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся,
расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь
о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх
Божий и почитание святынь.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против
искушения мира?… Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира
здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно
проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему
учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает
полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и
идеям.
Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии,
науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы,
а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.
Родители должны следить чему учат их детей, и исправлять это дома,
придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект,
совершенно отсутствующий в современном образовании. Родители должны знать
какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с
ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят
сами — и всему этому давать христианскую оценку.
В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его
надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия,
которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник
антихристианских идей и оценок.
Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А
как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его
христианского воспитания становится трудной вдвойне.
Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство,
наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом Мире — это в различных формах
обучение Безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны
активно защищаться.
И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело
плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в
своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на
первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно
использовать в интересах православного воспитания.
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под
ее влиянием, не подвергается искушениями грубого ритма «рока», современной
псевдомузыки в той мере в какой подвергаются им те, кто вырос без
музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам
Оптинских старцев, очищает душу и подготавливает ее к принятию духовных
впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее
воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным
приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают
душу и уводят ее от христианского пути.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и
скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не
будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о
христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали,
уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную достойную жизнь они
вели, когда были Ему верны, сможет правильно служить в жизни и философии
нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» этого века. Одна
из проблем, стоящих перед воспитанием состоит в том, что детям не прививают
больше чувство истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка
исторической памяти. Это означает, что его лишают большей возможности брать
пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно
повторяется. Когда мы это замечаем, нам хочется знать, как люди решали свои
проблемы, что стало с теми, кто восстал против Бога, и с теми, кто изменял
свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его
надо прививать детям [1:468-473].
В общем, человек хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры,
которая в Росси почти всегда имеет религиозное христианское звучание,
получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь
православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи
знаком лишь с современной популярной культурой.
Именно поэтому в битве против духа мира сего нужно использовать
лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире указывает
на Бога и Православие.
Поэтому на родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей
в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания,
надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения,
не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.
Итак, на основании исследования, мы можем сделать нижеследующие
выводы:
1. Одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие
совести.
2. Воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть
настоящей веры в Бога.
3. Очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки
честности с самого раннего детства.
4. Развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры.
5. Основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных
знаний, которые он получает в окружающем мире.
2.3. Воспитание мальчика-христианина
Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень
педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики от этого будет
зависеть вся судьба державы нашей.
Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди
перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее
мужество прежде всего — фундамент характера мальчика. Американский
проповедник К.С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без
мужества — добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока
это не стало рискованным» [6:155]. Формы обучения, где есть элементы
воинского воспитания, могут быть различны, — начиная ль спортивных секций и
кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность,
умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и
т.п.), характерными особенностями русского воинства всегда был его
оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен
равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать
первыми.
Традиционное русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству
всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество — это
жертвенность. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за
друзей своих, — говорит Господь.
Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности,
послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь
[6:56-57].
Но в каждом будущем мужчине должна еще присутствовать интеллигентность
в хорошем смысле слова, т.к. грубое спартанское воспитание без этого
качества превратит подростка в варвара.
В понятие интеллигент мы включаем сразу несколько составляющих.
Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм — это прежде
всего осознание русской земли как совей, это осознание себя ответственным
за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой
историей земли [6:69].
Интеллигентность включает в себя также и близость с природой, чувство
своей природы, любовь к ней — как созерцательную, так и деятельную.
Вместе с тем понятно, что интеллигентность — это вовлечение и освоение
европейской и мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе
через хорошие знания языка, туризм, знание мировой музыкальной культуры,
литературы и истории мировых религий.
Так как мальчик — это будущий отец, то он должен обладать качествами
присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью,
справедливостью, добротой и др. Отцовство также предполагает чувство
ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.
Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом
и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но храниться она
Господом. Он помнит слово Священного Послания: дом беззаконных разорится
(Пр. 14,11).
Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться
над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и
формировать свой внутренний мир.
Как известно есть внешнее и внутреннее благочестие. Внешнее
благочестие включает в себя известные нормированные типы поведения,
принятые в обществе. Однако большая опасность здесь заключается в
абсолютизации ценности внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее
не существует без внутреннего. Мы часто повторяем с чувством словосочетание
«внутренний мир человека». А между тем ни современная психология, ни этика
не знают законов духовной жизни человека.
Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком
благочестия, является Божий, как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости
— страх Господень, — говорит псалом.
Чтобы снять расхожие атеистические суждения, что нельзя строить
воспитание на страхе и трепете, — это, как говорит Псалом, лишь начало
мудрости, но еще не сама мудрость [13:159-164].
У мальчика должна появиться с детства некая способность «глядения в
себя». И это не просто самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге,
который, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает
унывать, но дает благодать, радость и покой.
Русский мальчик должен с детства привыкнуть исповедоваться и
советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление. Духовник,
зная много лет особенности душевного устроения мальчика (позже юноши)
быстро и правильно может распознать истоки того или иного порока, духовного
кризиса и т.п. [13:168].
Жизнь городов — жизнь удаления от природы накладывает на ребенка свою
печать. Это нередко формирует некую грациозность, утонченность,
женственность, а также отсутствие простоты и мужества.
Кроме того, иногда мальчик нередко воспитывается либо в неполной
семье, либо в семье, где он — единственный ребенок. И это тоже довольно
часто порождает эгоизм, тщеславие, одиночество, трудность в общении со
сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.
Важнейшим психолингвистическим феноменом всего социального низа, всей
сегодняшней российской улицы является матерщина. Употребление матерных слов
— это каждый раз нравственный поступок, который имеет не только
рациональную, но и духовную природу.
Апостол Иоанн Богослов начинает свое Евангелие с известных слов: «В
начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. I, I).
Этим подчеркивается творческая сила слова. Сам Бог именуется Словом. И
первые зарождающиеся сокровенные, глубинные чувства и откровения у ребенка,
подростка и юноши он должен поименовать, т.е. назвать своим именем.
Высокая, чистая любовь, названная матерно, оборачивается постепенно простой
похотью. Юноша обязательно должен первую любовь к девушке назвать (пусть
про себя) любовью. Это слово должно быть знакомо ему. Оно должно быть его
словом. Он должен сказать, что наш русский лес осенью невероятно красив.
Если он видит красоту, но не говорит об этом вслух (или про себя), то он
слепнет и перестает видеть красоту. Он должен ощутить уже очно рано тихую,
благодатную радость от утренней молитвы. И сказать об этом. Разделить свою
радость с мамой и папой [6:163].
Кроме того, матерщина — это оскорбление Божией матери и совей
собственной матери. И если Церковь постоянно прославляет Пресвятую
Богородицу и учит чтить свою мать, то демоническое начало подвигает
оскорблять эти Святыни [6:164].
К воспитанию мальчика-христианина нужно подходить трепетно и серьезно.
В мужчине должны присутствовать черты Бога, он должен ощущать себя великим,
скромным, всепрощающим и терпеливым. Он должен знать, чего он хочет в
жизни, должен идти прямым путем, не предавая и не прячась. В семьях, где с
мальчиком разговаривают строго и уважительно, вырастают настоящие мужчины с
Богом в душе.
Итак, исследования задачи, решаемой в данном параграфе, позволяют
сделать следующие выводы:
1. Воинское воспитание мальчика-христианина, формирующее мужество,
прежде всего, — фундамент характера мальчика.
2. Без развития интеллигентности мальчик может превратиться в
варвара.
3. Так как мальчик — будущий отец, он должен обладать качествами,
присущими главе семейства.
4. Необходимо формировать свой внутренний мир.
5. Матерщина — это великий грех.
Заключение
Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Учение воспитания детей первыми христианами показывает, что все
воспитание и образование, какое первенствующие христиане старались
дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были достойными
служителями Господа;
- главным и первым предметом образования было учение христианское;
- наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве;
- при воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми
годами их детства;
2. Исследование православного воспитания детей в дореволюционной
России и семье Николая II дает основание утверждать:
- православное воспитание в Царской России органично вплеталось в
жизнь каждого человека;
- из поколения в поколение передавались правила поведения в
соответствии с Законами Божиими;
- детей воспитывали строго, но с любовью в Богу, родителями и
окружающим;
- несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства,
детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог
служить примером для любого христианина;
3. Выявление условий воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры
Христовой и Благочестия позволяет утверждать, что:
- светское воспитание приводит к совершенному неверию;
- основательные и обширные научные знания у ребенка не уберегают от
соблазнов;
- правильное развитие современной жизни может происходить только на
основе религии;
- воспитание детей в духе Веры Христовой и Благочестия должно
начинаться с самой колыбели;
- для успешного и правильного развития религиозности в детях очень
важен дух семьи, в которой он живет.
4. Определение черт характера, которые воспитывает православная семья
в ребенке, показывает, что:
- одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие
совести;
- воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть
настоящей веры в Бога;
- очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки
честности с самого раннего детства;
- развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры;
- основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных
знаний, которые он получает в окружающем мире.
5. Анализ воспитания мальчика-христианина позволяет утверждать, что:
- воинское воспитание мальчика-христианина, формирующее мужество,
прежде всего, — фундамент характера мальчика;
- без развития интеллигентности мальчик может превратиться в варвара;
- так как мальчик — будущий отец, он должен обладать качествами,
присущими главе семейства;
- - необходимо формировать свой внутренний мир;
- матерщина — это великий грех.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|