МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Православное воспитание

    Православное воспитание

    Содержание

    Введение 3

    Глава I. Истоки православного воспитания в семье. 6

    1.1. Воспитание детей первыми христианами 6

    1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

    11

    Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей 17

    2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

    Благочестия 17

    2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера 25

    2.3. Воспитание мальчика-христианина 34

    Заключение 39

    Введение

    В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога,

    неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным,

    равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное

    безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского,

    в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе

    религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить

    чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и

    образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров

    разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд,

    это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или

    неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских

    законов [5:409].

    Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм,

    который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его

    можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном

    случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность

    воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия

    Д.А. Авдеев.

    По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не

    понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо

    слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не

    рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма

    остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал

    Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим

    советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе

    подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа.

    Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и

    вразумляется [4:128].

    По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так

    сильно распространено безверие, психическая потребность религии

    удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость

    религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и

    внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и

    церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего

    детства.

    Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители

    не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным

    исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие

    религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, —

    как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают

    детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы

    охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество

    в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к

    Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все

    создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно

    вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].

    Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное

    воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских

    школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой

    несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей

    жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими

    религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по

    какому пути пойти в своей жизни.

    Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно

    большой круг источников, данная тема остается актуальной.

    Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания

    детей.

    Задачи данного исследования:

    1. Изучить воспитание детей первыми христианами.

    2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России

    и семье Николая II.

    3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры

    Христовой и Благочестия.

    4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья

    в ребенке.

    5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.

    Глава I. Истоки православного воспитания в семье.

    1.1. Воспитание детей первыми христианами

    Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей,

    познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.

    Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и

    все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными

    христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое

    огни старались дать им.

    Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое

    познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с

    материнским молоком.

    Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о

    Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге,

    вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях

    детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и

    старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности,

    стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и

    целомудрии.

    Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали

    одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг

    образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в

    языческих школах.

    Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии,

    истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных

    предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать

    от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского

    благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям

    учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным

    наукам.

    Впрочем, все светские и житейские науки были предметами

    второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение

    христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки

    преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом,

    их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к

    приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в

    какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.

    Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для

    христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает

    все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал

    ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время

    учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им

    давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.

    Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия,

    скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое

    наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный

    Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он

    никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из

    Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих

    его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва

    окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию

    своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это

    занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал

    своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.

    Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих

    примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан,

    предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем

    другим книгам.

    Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные

    писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного

    Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство

    христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям,

    — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа,

    предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить

    только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных

    книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения

    сочинения святых отцов [1:237-239].

    В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени,

    приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была

    непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,

    «торжественный святый праздник».

    Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных

    до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду,

    раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места,

    прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол,

    вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии,

    даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным

    знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не

    одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как

    общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом

    главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их

    затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при

    обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.

    Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в

    них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не

    позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и

    играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев,

    предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой,

    удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.

    В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних

    украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.

    Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов,

    благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к

    насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих

    средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской

    жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и

    которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал

    блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя

    примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с

    ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять

    христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под

    кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей,

    непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира,

    умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище

    и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость,

    любовь, благотворность и прочее [1:250].

    Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к

    утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых

    действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами

    семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для

    славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в

    известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей,

    приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их

    петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.

    Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием

    своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств,

    так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние

    занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их

    руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в

    состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви

    поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через

    что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом,

    преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу.

    Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная

    образовательницей детей, в христианском значении этого слова.

    Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери

    особенно силен.

    Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних

    христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру

    и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В

    домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых

    лет и строгой жизни.

    При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

    годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и

    свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к

    добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители,

    прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию,

    чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать

    их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем

    возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат;

    преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу.

    Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и

    Священного Писания [5:149].

    Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе,

    без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали

    своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили

    сделать следующие выводы:

    1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане

    старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были

    достойными служителями Господа.

    2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.

    3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.

    4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

    годами их детства.

    1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

    В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и

    качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и

    особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные

    качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие

    душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и

    свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои

    особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко,

    свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить

    дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая

    народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и

    особенностям данной народности.

    В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг

    с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в

    национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них

    примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

    В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении

    Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и

    высоконравственные.

    Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на

    религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству

    поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и

    домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и

    аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и

    проч.

    Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом

    патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для

    самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и

    телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.