Повышение квалификации
| |содержанию, сколько эмоциональной | |блюдечке и | |
| |сфере. Учитель поощряет | |наливном | |
| |самостоятельные ответы и | |яблочке. | |
| |коллективное обсуждение. Дети | |12.Андерсен. | |
| |анализируют поступки героев, | |Снежная | |
| |стремятся понять их смысл. При | |королева. | |
| |общении учителю важно тактично | |Глупый слуга. | |
| |исправлять речевые обороты уч-ся, | |Оле-Лукое. | |
| |которые построены неверно. | |13.Лира Э. | |
| |Наблюдение за законами построения | |Чики - Рики – | |
| |сказки: дети замечают и троекратное | |воробей. | |
| |повторение, зачин, сказочных героев,| |14.Киплинг Р. | |
| |героев-помощников. Наблюдая за | |Сказки. | |
| |многими сказками, они без труда | |15.Перро Ш. | |
| |делают вывод о том, что автор | |Сказки. | |
| |закладывает определённое | |16.Мамин- | |
| |нравоучение. | |Сибиряк Д.Н. | |
| |Развитие эмоциональной отзывчивости.| |Алёнушкины | |
| |Достигается путём выразительного | |сказки | |
| |чтения. | |17.Гримм Бр. | |
| |Работа над средствами художественной| |Горшок каши. | |
| |выразительности. Разбираются | | | |
| |незнакомые слова, составляется | | | |
| |словарь архоизмов, можно предложить | | | |
| |составить словарь сказочных героев, | | | |
| |словарь зачинов. При объяснении | | | |
| |нового слова не используется подбор | | | |
| |синонима, так как это стирает | | | |
| |своеобразие значения слова. Приём | | | |
| |подстановки синонима приводит к | | | |
| |бедности, штампованности | | | |
| |высказываний детей, препятствует | | | |
| |развитию речи. Объяснение | | | |
| |незнакомого слова надо строить на | | | |
| |раскрытии своеобразия его значения. | | | |
| |Полезно раскрыть не только значение | | | |
| |слова, но и сопоставить его со | | | |
| |словом, близким по значению. | | | |
| |Обращается внимание на речевые | | | |
| |обороты, используемые в сказках.. | | | |
| |Инсценирование сказок. Эта работа | | | |
| |идёт после разбора чувств, поступков| | | |
| |главных героев, мотивов этих | | | |
| |поступков. В распределении ролей | | | |
| |участвуют сами дети. Инсценирование | | | |
| |помогает ребёнку эмоционально | | | |
| |раскрыться. | | | |
| |Заключительным этапом идёт попытка | | | |
| |детьми создать свою сказку. Если | | | |
| |предварительная работа проведена | | | |
| |успешно, дети испытывают потребность| | | |
| |в написании. Это главный показатель | | | |
| |сопричастности ребёнка, ему это | | | |
| |интересно. Перед написанием учитель | | | |
| |не проводит специальной подготовки, | | | |
| |не прорабатывает содержание | | | |
| |сочинения, не проводит словарной и | | | |
| |орфографической подготовки. | | | |
| |Сочинения пишутся без плана. | | | |
| |Специальная подготовка и план | | | |
| |ограничивают индивидуальное | | | |
| |воплощение содержания в той речевой | | | |
| |форме, которая соответствует | | | |
| |индивидуальным особенностям ребёнка.| | | |
| |После написания дети читают свои | | | |
| |сказки, это имеет значение прежде | | | |
| |всего для того, чтобы разбудить в | | | |
| |детях любование искусством слова, | | | |
| |желание писать. Главное – | | | |
| |предоставить простор | | | |
| |индивидуальности ребёнка. | | | |
|5.Знакомство с |Работа над былинами строится |1.История древней Руси, |1. Былины о |8 часов |
|былинами. |аналогично предыдущей: |быт людей. |Добрыне, Ваське | |
| |Выясняется происхождение былин, их |2.Былина, её рождение, |Буслаеве, | |
| |значение. Чтение былин, обсуждение |герои. |Чуриле, Илье | |
| |прочитанного. Учитель стремиться |3.Старинные слова. |Муромце, Дюке, | |
| |предварительной беседой, отрывками |4.Былина – источник |Алёше Поповиче. | |
| |аудио записей создать эмоциональный |познания жизни наших | | |
| |настрой для восприятия их детьми. |предков. | | |
| |Выразительное чтение. | | | |
| |Работа над структурой былин. | | | |
| |Работа над средствами | | | |
| |выразительности: составление словаря| | | |
| |старинных слов, употребляющихся в | | | |
| |былинах: Ой, ты, гой еси; перст, | | | |
| |уста, добрый молодец; смертушка и т.| | | |
| |д. | | | |
|6.Учимся писать |Главная цель работы со |1.Эмоции, чувства в |1.Жуковский В.А.|12 |
|стихи. |стихотворениями: приобщить детей к |стихах. Прогулка в лес. | |часов |
| |классическим произведениям. На |2.Как прекрасен мир!-стихи|Ночной смотр. | |
| |занятиях разбирается много |о природе. |2.Плещеев А.Н | |
| |стихотворений, готовится |Экскурсия в парк. |Стихотворения. | |
| |выразительное чтение, стихи учатся |3.Весёлые стихи. |3.Саша Чёрный. | |
| |наизусть. Дети знакомятся с размером|Конкурс: лучший чтец. |Что кому | |
| |стиха, с понятием рифма. Не стоит |Сценки на стихи. |нравится. | |
| |думать, что таким образом можно |5.Размер стиха. |4.Пушкин А.С. | |
| |научить детей писать стихи, можно |6.Что такое рифма? |Стихотворения. | |
| |показать им как «сочинить стишок» на|7.Практические игровые |5.Тютчев Ф.И. | |
| |заданный размер. Нельзя научить |занятия. |Стихи. | |
| |художественной логике лирического |8.Сочиняем коллективно. |6.Толстой А.К. | |
| |стихотворения. Для возникновения |9. Проба пера. |Осень. | |
| |потребности в написании стихов | |Колокольчики | |
| |необходимы новые жизненные | |мои. | |
| |впечатления и литературные. Школа, | |7.Чуковский К.И.| |
| |домашние уроки, поглощая большую | | | |
| |часть времени, поневоле ограничивают| |Стихи. | |
| |приток новых впечатлений, в | |8.Маршак С.Я. | |
| |повседневной жизни школьника много | |Стихи. | |
| |однообразия. Бедность впечатлениями | |9.Михалков С.В | |
| |отрицательно сказывается на детском | |Стихи. | |
| |творчестве. Новые жизненные | |10 Барто А.Л. | |
| |впечатления, новые открытия дают | |Стихи. | |
| |детям не только конкретный материал | |11.Кружков Г. | |
| |для стихов, но и обеспечивают | |Холодно-горячо. | |
| |новизну восприятия, необходимую для | |12.Хармс Д. | |
| |творчества. Эти занятия старались | |Загадочный | |
| |проводить на природе, выходили на | |случай. | |
| |кратковременные прогулки, экскурсии.| |13.Лебедева Г. | |
| |Знакомство со стихами известных | |Дружная семейка.| |
| |поэтов побуждает детей к | | | |
| |собственному творчеству. Необходимо | |14.Усачёв А. | |
| |учиться слышать и понимать поэзию. | |Если бросить | |
| |Чем больше дети будут читать и | |камень вверх. | |
| |слушать стихи, читать | |15.Чиарди Дж. | |
| |сосредоточенно, с большим вниманием | |Об удивительных | |
| |к слову, тем лучше они будут | |птицах. | |
| |чувствовать поэзию и писать сами. На| | | |
| |занятиях используются различные игры| | | |
| |со словами, игры в рифму, игра: я | | | |
| |вижу, я слышу. Главное, чтобы | | | |
| |ребёнок не просто подбирал и | | | |
| |рифмовал слова, а стремился выразить| | | |
| |свои эмоции и чувства. | | | |
|7.Работа над |Работа начинается со знакомства |1.Чтение любимых |1.Тёма и Жучка. | |
|рассказом. |детей с биографией авторов, этот |рассказов. |2.Му-му. | |
| |материал могут находить и сами дети.|2.Какие бывают рассказы? |3.Пришвин М.М | |
| | |3.Рассказы о природе. |Медведь. | |
| |Большое внимание уделяется чтению |4.Рассказы о людях. |4.Бианки В. | |
| |произведений, работе над |5.Весёлые рассказы. |Снежная книга. | |
| |выразительностью, разбору чувств, |6.Пополняем наш словарик. |5.Толстой Л. Н. | |
| |которые возникли при прочтении |7.Играем рассказ. |Рассказы. | |
| |произведения. |8.Что такое |6.Житков Б.С. | |
| |Работа над средствами |корректирование? |Рассказы. | |
| |выразительности. Можно использовать |9.Пишем рассказы. |7.Соколов-Микито| |
| |в работе составление словарей | |в И. С. | |
| |иностранных слов, антонимов, | |Русский лес. | |
| |синонимов, которые встречаются в | |8.Успенский Э.Н.| |
| |рассказах. | | | |
| |Инсценирование рассказов | |Школа клоунов. | |
| |(распределение ролей осуществляют | |9.Драгунский | |
| |сами дети). Это помогает ребёнку | |В.Ю. | |
| |вжиться в роль персонажа, понять его| |Денискины | |
| |чувства. Инсценирование помогает | |рассказы. | |
| |детям раскрепоститься, раскрыть | |10.Носов Н | |
| |себя. Театр открывает простор для | |Фантазёры. | |
| |самовыражения человека. | |11.Осеева В.А. | |
| |Сочинение рассказа (устно). | |Рассказы. | |
| |Запись своих рассказов с | | | |
| |иллюстрациями. | | | |
| |Для учителя важно познать, | | | |
| |почувствовать внутренний мир | | | |
| |ребёнка, раскрыть его духовные силы,| | | |
| |дать им простор и направление. | | | |
| |Учитель тактично и умело направляет | | | |
| |процесс детского литературного | | | |
| |творчества, создавая для него | | | |
| |наиболее благоприятные условия. | | | |
| |Учителю необходимо вникать и в | | | |
| |детали выражения впечатлений, | | | |
| |чувств, мыслей детей. | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|