Повышение квалификации
Повышение квалификации
Кафедра Управления Образованием ЧИПКРО
Лингво-гуманитарная гимназия №1
Алексеева Ольга Эдуардовна
Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых
детей
Квалификационная работа на высшую квалификационную категорию
Челябинск-1999
Содержание
| | |Стр. |
|Введение | |3 - 9 |
|Глава 1. |Психолого- педагогические основы работы с | |
| |одарёнными детьми. | |
| |Специфика работы с одарёнными детьми. |10 - 12 |
| |Выявление и работа с одарёнными детьми. |13 - 16 |
| | | |
|Глава 2 |Индивидуальная программа развития | |
| |речи и литературного творчества одарённых | |
| |детей. | |
| |Педагогические идеи, цели программы. | 17- 20 |
| |Индивидуальная программа развития речи и | 21- 38 |
| |литературного творчества. | |
| |Проверка предлагаемой программы на |39 - 44 |
| |практике. | |
|Заключение | |45 |
|Литература | |46 - 49 |
|Приложение | |50 – 61 |
Введение
Актуальность темы исследования.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще
переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом
изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ
всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих
основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание
личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества,
готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые
пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь
каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления
личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном
плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать,
решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между
учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их
сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на
интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность,
активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако,
на самом деле получается наоборот. Учителя считают их выскочками,
осаживают, в лучшем случае такие дети получают дополнительное задание на
уроке.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке
учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а
сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они
превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими
учениками.
Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно
что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины
материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких
детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре
после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных
возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для
учителей. Трудности действительно возникают.
Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и
конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в
классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом
ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не
всегда понятной умственной активностью.
Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание,
давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не
выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе
внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить
на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом
таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в
начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы
не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то
сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «
выскочка».
В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке,
переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать
недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый
ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть
домашние задания.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать
их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще
всего ничего им предложить не может.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и
настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует
активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на
среднего ученика.
В связи с этим возникла необходимость в проведении специального
исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации
познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема-
работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного
интеллекта.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок
обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно
превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Такое слово-
употребление принято в американской психологии, а теперь- хорошо это или
плохо- получает распространение и у нас. Многочисленные труды (Венгер Л.А,
Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия-
одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их
психологическим проблемам. Раньше советские психологи усматривали в
понятиях «задатки», «одарённость» нечто идеалистическое, вредное. На
положение дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от
зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по
одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны
реальность и значимость этой проблемы.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее
развитие? Что можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный
совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по
изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные
конференции.
В зарубежном опыте весьма поучительна разработка особых учебных программ,
рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Вместе с тем в
теоретическом плане российская психология имеет свои серьёзные накопления в
области изучения способностей и одарённости. Такие учёные, как Б.М Теплов и
С.Л Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий
по одарённости.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям,
опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта -
актуальнейшая задача школы. Нас заинтересовал вопрос развития речи,
творческого воображения одарённых детей, их литературного творчества.
Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно
отметить, что одной из общепедагогических проблем является проблема
речевой деятельности. Она пока мало исследована.
Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в
ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех
познавательных возможностей человека.
Особенности речевой деятельности состоят:
- в восприятии человеческой речи других
- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний
- в активном воздействии на слушателей, собеседника
Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и
бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать
самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная
(научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень
этой деятельности является показателем недостаточного развития.
В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по
строго выработанному плану для всего класса.
Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от
других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с
эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить,
наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и
индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия
мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется
особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.
Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков
одарённости.
Главное: организовать умственное воспитание одарённого
ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся
задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.
К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением
развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к
литературному творчеству одарённых.
Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение
и обогащение.
Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,
занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных
классов, частные школы.
Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных
программ.
Нами была сформулирована тема работы: индивидуальная программа развития
речи и литературного творчества одарённых детей.
В связи с актуальностью проблемы обучения одарённых детей, нами была
выдвинута гипотеза.
Согласно гипотезе исследования если:
-подготовить и разработать индивидуальную программу развития
речи и литературного творчества одарённых детей
-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность
-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся
-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные
вопросы, поощрять использование дополнительной литературы
то повышается:
а) качество знаний и умений
б) уровень самостоятельности уч-ся
в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся
г) развиваются творческие возможности ребёнка
Задачи исследования:
1. Изучить мнения педагогов и психологов по проблеме.
2. Разработать индивидуальную программу
3. Раскрыть наиболее эффективные формы работы на индивидуальных
занятиях, приёмы, методы.
4. Выявить познавательный интерес уч-ся, необходимый уровень нагрузки.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические,
эмпирические и практические методы:
Теоретические:
Анализ специальной методической, психолого-педагогической литературы.
Эмпирические:
а) собеседование
б) знакомство с работами школьников
Практические:
а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе исследования положений
проводились эксперементальные занятия во 22 классе школы №1. Занятия
проводились один учебный год 1998-1999гг.
б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.
Структура работы отражает логику исследования.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы и приложения.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми.
1. Специфика работы с одарёнными детьми.
В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления в области
изучения одарённых детей (Теплов, Рубинштейн), но разработкой вопросов
обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта
литература зарубежных авторов.
Интересным показался подход к самому термину –одарённые дети. Кого мы
можем так назвать? Где найти точное определение этого понятия? Выражение
«одарённые дети» употребляется весьма широко.
Например, Матюшкин А.М, Меде В, Гильбух Ю.З считают, что если ребёнок
обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях,
значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым. Если у
ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения
в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Но можно
ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем
стать одарённым взрослым?
Лейтес Н.С, Бурменская Г.В, Крутецкий В.А убеждены, что по отношению
ко многим детям этого сказать нельзя. Надёжно определить значение детских
свойств, выявить таких детей, у которых выдающиеся св-ва выступают
действительным залогом их будущих возможностей - сложнейшая проблема,
которая в психологической науке ещё весьма далека от решения. Поэтому слова
« одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с
осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.
Анализ литературы показал, что под одарённостью следует понимать более
высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость
к учению и более выраженные творческие проявления.
Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо
благоприятные внутренние предпосылки развития.
Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?
Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой
семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от
культурного уровня. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня
способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических
факторов.
На уроке, как считают Богоявленская Д.Б, Голубева Э.А, основная
проблема - оптимально загрузить умственные способности, обеспечить
безостановочное движение вперёд, поэтому необходимо разнообразить
программу с учётом потребностей высоко одарённых детей.
Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают
одарённые дети?
Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном
выделяют 3 основные черты:
1. Познавательная потребность.
а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую
информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.
б) потребность в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения
2. Интеллект.
Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных
устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к
рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
3. Креативность( творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
2. Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа
школьного психолога и учителя. Существует большое количество
психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
В дальнейшем будет проанализирована литература по творческой одарённости
детей.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,
способствующих становлению способности к творчеству. Это способность
порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,
быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко
разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем
способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов
Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.
Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления.(
Голлах, Коган, Джаксон и Мессик, Гилфорд, Торранс).
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных
зарубежными и отечественными психологами:
1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|