МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

    Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА

    - факультет музыки -

    К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А

    Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего

    школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».

    Руководитель: профессор Раабен Л. Н.

    Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А.

    Санкт-Петербург

    1999 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Вступление………………………………………………………….……….. 3

    2. ГЛАВА 1

    - существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в

    конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8

    - работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)

    ……………………………………………………….…………………... 18

    - значение хорового пения как процесса формирования творческих

    способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20

    3. ГЛАВА 2

    - проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного

    возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и

    обобщение собственного опыта .…………………………………… 23

    - экспериментальная работа:

    а) вокально-хоровые упражнения

    1 класс……………………………………………………………………. 32

    2-3 классы………………………………………………………………... 33

    б) работа над песней…………………………………………………… 34

    - рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37

    4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38

    5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39

    6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках

    общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная

    система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт

    благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.

    Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению

    начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу

    не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного

    плана.

    Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о

    преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к

    тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К

    счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,

    такие средства находились.

    «Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники,

    будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их

    учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них

    чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей

    степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда

    особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1).

    Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных

    женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в

    качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой

    Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет)

    ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение

    распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось

    с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были

    домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили

    произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к

    окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с

    инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано

    музыкальное воспитание в других женских институтах.

    В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных,

    Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например,

    есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с

    художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а

    картины никого не радуют….»2).

    Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений

    «такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях

    такие занятия музыкой.

    В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого

    развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века

    дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения

    младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего

    меня вопроса в современности.

    В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников

    важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного

    урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в

    Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была

    посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди

    многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема,

    связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных

    школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок

    музыки - научить детей петь.

    А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии

    петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются

    и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я

    получила довольно пространный ответ:

    1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным

    голосовым аппаратом…..

    2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя

    музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой

    деятельности. Как нигде, видна работа учителя…..

    3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не

    посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки

    хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая

    хоры.

    Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным

    является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как

    можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые

    учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью

    учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических

    учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного

    дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания

    хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между

    педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё

    вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё

    актуальность.

    Цель работы:

    Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к

    хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс

    усвоения вокально-хоровых навыков.

    Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической

    работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие

    навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее

    эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом

    возрастных и личностных качеств ребёнка.

    Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма

    формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

    Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования

    первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения

    младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время.

    2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных

    навыков певческих навыков в начальный период обучения.

    3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и

    упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

    4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических

    приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования

    первоначальных певческих навыков.

    В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие

    методы:

    1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.

    2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков

    хорового пения у младших школьников.

    3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках

    поставленной проблемы.

    4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков

    у младших школьников.

    Общая методология предполагает формирование у детей творческой

    личности, которая способна вести созидательную деятельность.

    Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового

    опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

    С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах

    Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе

    средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.

    ГЛАВА 1.

    СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В

    КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

    20 ВЕКОВ

    Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по

    проблеме хорового воспитания детей.

    Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский

    пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский

    ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

    В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные

    задачи:

    1. Воспитательная - формирование духовной культуры

    2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

    3. Развивающая - обучение приёмам пения

    Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

    Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения»,

    в которой дана методика знаменного пения.

    В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по

    цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был

    одним из основных в народных школах России.

    Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах

    школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития

    навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений:

    аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

    Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая

    направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра,

    ставила воспитательные задачи.

    Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и

    художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично.

    Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но

    и обучал их технике пения.

    Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский

    считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую

    очередь, через школьное музыкальное образование.

    Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и

    неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе

    детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая

    содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось

    подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской

    психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

    Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс,

    основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он

    обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и

    интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные

    особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения

    детей пению.

    Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового

    воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё

    выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной

    школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для

    учителей»(1885 г).

    Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень

    методическую литературу для учителей пения.

    В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича

    Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной

    Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-

    музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение

    хорового пения, которое, по его словам, является:

    1. Навыком к дружному, совокупному действию

    2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели

    3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность

    В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у

    русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с

    песней.

    Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:

    1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и

    следует начинать обучение пению»

    2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении

    этому искусству»3).

    Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое

    или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает

    трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности.

    Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение

    звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что

    обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам,

    также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

    Основные принципы обучения:

    1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».

    2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».

    3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».

    4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении

    простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению

    двухголосному».4).

    Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен

    переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

    Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального

    воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального

    воспитания в России и на Западе.

    Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея

    Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-

    образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает,

    что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется

    умственная работа.

    Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:

    1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем

    органов голоса, речи и дыхания».

    2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к

    практике…»5).

    А также ряд задач:

    1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но

    предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».

    2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).

    Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но

    при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей

    творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).

    Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость

    изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек

    блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).

    А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать

    обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает

    следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты

    выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку

    под цифрою»9).

    Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук

    «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем

    половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение

    одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались

    чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

    После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались

    чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже

    охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех

    звуках продолжалась в том же плане.

    Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения,

    считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность

    и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных

    дидактических оснований»10).

    В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения:

    «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.