МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика в Древнем Риме

    направлялось воспитание.

    Раздел II. Педагогические взгляды Катона, Цицерона, Квинтиллиана,

    Лукреция.

    2.1. Педагогические взгляды Катона.

    Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; Marcus Porcius Cato

    Censorius, 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и

    писатель. Благодаря изобилию источников, Катон принадлежит к числу

    наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле,

    происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине

    в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые

    древнеримские обычаи. С ранней молодости он готовился заниматься

    хозяйственными делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. В

    217-216 гг. поступил на военную службу, с 214 г. был военным

    трибуном на Сицилии. Как первый среди Порциев (homo novus), Катон

    начал добиваться должностей. В 204 г. был в Африке квестором при

    Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем. На обратном пути в

    Рим взял с собой с Сардинии поэта Энния. Народным эдилом он был в

    199 г., затем в 198 г. в качестве претора пребывал на Сардинии,

    искореняя ростовщичество. Будучи консулом в 195 г., одержал победу

    в Испании, за что получил в 194 г. право на триумф. В 184 г. стал

    цензором, и эту должность исполнял с необычайной суровостью (отсюда

    его прозвище), среди прочего удалив из сената 7 сенаторов. От

    общественной жизни никогда не отходил. Непримиримый враг Карфагена,

    постоянно призывал к его разрушению. Но прежде всего он боролся

    всеми возможными способами против наступающей эллинизации, особенно

    преследовал римских филэллинов, а среди них с особой настойчивостью

    - Сципиона. Именно эта неприязнь к эллинизации и стремление

    воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192 г.) и сделали из

    Катона писателя. Вскоре после вступления в должность цензора Катон

    собственноручно написал для сына большими буквами историю Рима,

    разумеется, понятую и трактуемую по-своему, а когда сын немного

    подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую

    собственным опытом, в Наставлении сыну (Praecepta ad filium). Это

    произведение, признанное повсюду первой римской энциклопедией,

    содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине.

    Все указания пронизаны моралистическими тенденциями, как это видно

    на примере определения оратора, который является "справедливым

    человеком, владеющим искусством красноречия". Поучение сыну служило

    хорошим пособием и руководством для ряда поколений. Из него мы

    узнаем, что условием для оратора Катон считал прямой, здоровый ум,

    связанный с доблестью помыслов, ибо только благородный человек

    может быть хорошим оратором. Он предпочитал и прославлял сельскую

    жизнь, считая, что земледелие способствует воспитанию нравственно

    сильных граждан и хороших защитников отечества. Педагогическим

    произведением следует считать и его стихотворение о нравах.

    Славу доброго супруга и отца он считал выше почестей хорошего

    сенатора. Дом свой он держал в строгости, но однако, считал, что

    кто бьет свою жену и детей, тот оскорбляет самые дорогие святыни,

    какие только могут существовать для людей.

    Тот же дидактический характер имело прозаическое сочинение Об

    обычаях (Carmen de moribus). Катон создавал также пособия по

    различным вопросам, важным для помещика и гражданина. Мы знаем

    следующие названия: Медицинские записки (Commentarius de medicina),

    Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris civilis), О военном

    деле (De re militari). К этому ряду специальных трудов принадлежало

    также произведение О сельском хозяйстве (De agri cultura), наиболее

    древний памятник латинской прозы. Это не систематическое изложение

    современных автору знаний о земледелии, но собрание относительно

    упорядоченных указаний по ведению хозяйства в поместье. Некие

    попытки систематизации можно обнаружить лишь в начальной части, а

    именно в разделах 1-54, касающихся покупки и обустройства поместья,

    выделки вина и оливок, а также полевых работ. Оставшаяся часть

    представляет собой разнообразные хозяйственные советы, не

    объединенные какой-либо основной мыслью и - кроме частых повторений

    - без какой-либо связи с начальной частью. Этот непритязательный

    сборник советов доброго хозяина, постоянно дополняемый и

    перерабатываемый, создавался на протяжении многих лет; он

    показывает нам Катона человеком, который постоянно чему-то учился.

    Уже в старости, ок. 168 г., Катон приступил к обработке истории

    Рима, которую довел до 149 г.; не сохранившееся произведение носило

    довольно своеобразное название Начала (Origines). Оно содержало 7

    книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от

    основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти, а

    книги II-III излагали легенды об основании других италийских

    городов. Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-

    этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых

    видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. Таким образом,

    Катон стал подлинным творцом римской историографии. Из-за ненависти

    к аристократическим родам, представители которых управляли римской

    политикой, Катон не приводит в Началах ни одного имени. Это была

    история Рима, предназначенная для римлян; исторические события

    Катон оценивал по-своему. Все сочинения Катона отличаются

    добросовестностью обработки и хорошим знанием предмета, там, где

    считал это необходимым, использовал даже греческие источники. Катон

    выступал поборником древней римской добродетели и потому не даром

    получил название последнего из римлян.

    Будучи строгим, правдивым, энергичным, деятельным, Катон

    стремился сделать таковым и воспитание.

    Катона, как и Цицерона, считают первыми римскими теоретиками

    воспитания.

    2.2. Педагогические взгляды Цицерона.

    Цицерон /106 - 43 гг. до н.э./ - цвет римской литературы. Получив

    блестящее образование, будучи знаменитым оратором, он свои взгляды

    на воспитание излагал в философских и риторических сочинениях, имея

    в виду по преимуществу оратора. В сочинениях Цицерон обращает

    особое внимание на сущность и задачи воспитания.

    Он принимает человека за разумное и, следовательно, способное к

    воспитанию существо. Он указывал, что в человеке живет сила,

    призывающая его к добру и отпугивающая от зла. Эта сила не только

    древнее всякого человеческого общества, но она современна даже

    охраняющему и правящему небом и землею божеству. Ибо разум есть

    существенное свойство Бога, и этот божественный разум необходимо

    определяет в нас, что право и что неправо. Поэтому возвысься духом

    и помни, что смертей не ты, а это тело. Воспитание есть завершение

    дарованных природой способностей человека, и оно необходимо тем

    более, что высокое качество духа, особенно разума, на который

    опирается добродетель, требует тщательного развития. Наставник

    должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью,

    строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться

    и словом и делом. Дисциплина должна быть ни слишком сурова, ни

    слишком мягка. Наказание должно соответствовать вине и в одинаковых

    случаях должно быть одинаковым. Никогда не следует наказывать

    рассердившись. К наказаниям следует прибегать изредка, когда другие

    средства не дают нужных результатов.

    Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует

    разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим

    поведением. При дальнейшем развитии ребенка следует особое внимание

    обратить на развитие памяти. Для этого Цицерон рекомендует учить

    наизусть отрывки из греческих и римских писателей, Когда отрок

    развился в юношу, ему необходимо избрать себе занятие, которое со

    ответствовало бы его природным наклонностям. Ибо самая первая

    обязанность человека состоит в том, чтобы не делать ничего

    противоречащего природе. К чему от природы у нас больше всего

    дарований, то и должно быть избранным своим делом. Каждый, по

    возможности, должен оставаться верным своему характеру, не

    недостаткам ело, а особенностям. Ничто, предпринятое наперекор

    своей природе и вопреки ей, не преуспевает, указывал Цицерон.

    Молодые люди должны остерегаться неумеренности, вести себя

    благонравно, уважать старших и, выбрав из них лучших и

    правдивейших, довериться сове там и руководству. В этом возрасте

    следует избегать чувственных наслаждений;

    следует приучать дух и тело к воздержанию, терпению, перенесению

    усилий.

    Для своего развития будущий оратор должен упражняться в

    произношении речей, разных точек зрения. Помимо наставлений и

    природных способностей, оратору необходимо приобрести запас знаний

    по всем отраслям науки и, в первую очередь, освоиться с

    законоведением, историей и философией.

    Созерцая великие образцы, он должен возвысить и развить свой ум,

    облагородить душу, энергично подстрекать волю и направлять ее к

    доблестным целям.

    В трактатах об ораторском искусстве мы находим много ценных

    мыслей Цицерона, которые указывают на пути и средства выработки

    ораторских умений, так необходимых учителю.

    Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение

    Марка Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его

    философских произведений.

    Жанр трактата "Об обязанностях" для Цицерона необычен.

    Подавляющее большинство его философских произведений написано в

    форме диалога, данный же трактат представляет собой наставление

    сыну. Этот жанр предопредилил в значительной мере своеобразие

    трактата. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания,

    и отступления политического характера, и исторические примеры, и

    юридические казусы.

    В целом трактат Цицерона представляет собой определенный

    свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то

    особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и

    "порядочных" граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых

    ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо "склонность

    к доблести"; он не только адресован, но и ориентирован на молодого

    римлянина (изначально), достойного гражданина, вступающего на путь

    государственной карьеры.

    Многие критики считают, что образ идельного гражданина, со

    всеми связанными с этим идеалом обязанностями и нормами поведения,

    со всеми его характерными чертами и качествами, "может

    рассматриваться как некое своеобразное политическое завещание

    Цицерона, завещание умудренного жизненным и государственным опытом

    деятеля, оставляемое им современникам и потомству в один из

    наиболее напряженных моментов как его личной судьбы, так и судьбы

    всего римского государства".

    2.3. Педагогические взгляды Квинтиллиана.

    Квинтилиан /42-118 гг. н.э./. Будучи не только теоретиком, но и

    практиком, в обширном /12 книг/ сочинении "О воспитании оратора"

    систематизировал и переработал заимствованные из Греции

    педагогические идеи и дополнил их обширными дидактическими

    указаниями, почему его можно назвать первым по времени дидактом.

    Квинтилиан указывал, что у ребенка имеются широкие возможности

    развития. Он дает ряд указаний о развитии речи у ребенка, начиная с

    первых лет его жизни. Указывает на большое значение школы для

    воспитания детей. К ребенку нужно подходить с учетом его

    индивидуальных особенностей. Квинтилиан предъявляет ряд требований

    к учителю: он должен быть образованным, любить детей, быть

    сдержанным на похвалу и наказания, должен изучать детей и пр.

    Главными методами обучения, по Квинтилиану, являются

    теоретические наставления, подражание и упражнения. Основы обучения

    надо закладывать прочно. Квинталиан подробно указывает значение

    каждого учебного предмета в системе образования,

    Квинтилиан был первым преподавателем, получавшим оклад из государ-

    ственной казны и носившим титул профессора красноречия.

    Везде и всегда, советует Квинтилиан, следует обращать внимание на

    свойства и способности различных возрастов. Начинать обучение детей

    в игровой форме. Обучаясь чтению, дети должны одновременно

    знакомиться с изображением и с названием букв. Обучая чтению, не

    следует слишком спешить, пока ребенок не в состоянии без запинок

    связать между собой буквы, а потом из складов слова, а потом уже

    при помощи упражнений добиваться правильной быстроты. При обучении

    письму, следует обращать внимание на содержание текста, который

    должен содержать не пустые сентенции, а нравственное правило.

    Испытав способности каждого ученика, учитель должен решить как

    его обучать и чему. Ибо у одного ученика могут быть способности к

    истории, у другого к стихотворчеству, у третьего к правоведению,

    тогда как некоторых лучше всего отправить к плугу.

    Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться к

    детям снисходительно, лишь бы не преступить при этом меры. Не

    следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей, значит, сперва

    не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение

    того и другого,

    Наставник и учитель должны иметь к детям родительскую любовь,

    знать теорию обучения, быть просвещенным человеком. Квинтилиан был

    сторонником общественного воспитания, считая, что оно имеет

    преимущества по сравнению с индивидуальным, домашним.

    Учитель может способствовать более быстрым успехам учеников, если

    он ознакомит их с сочинениями историков и ораторов, обратит

    внимание на красоты, укажет на ошибки автора, будет постепенно

    приучать учеников мыслить самостоятельно.

    Идеи Квинтилиана, забытые в период раннего средневековья и вновь

    воскресшие в эпоху Возрождения, оказали значительное влияние на

    многих деятелей этого времени.

    2.4. Педагогические взгляды Лукреция.

    Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский

    философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших

    представителей античного атомистического материализма. Сведений о

    жизни Лукреция почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма

    Лукреция «О природе вещей» («De rerum natura», лучший рус. пер.—2

    тт., 1946—47).Поэма Лукреция занимает особое место в поэтической

    литературе: написана как произведение послушного ученика,

    пересказывающего непосвященным идеи и наставления учителя, и вместе

    с тем проникнута подлинной оригиналь-ностью, запечатлена

    неповторимым своеобразием мысли и очарованием поэтического гения.

    Эта поэма — не только великий литературный памятник, но

    одновременно важнейшее сочинение в истории естествознания,

    содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из

    вариантов античного атомизма. Из всех возможных философских учений

    Лукреций в качестве своего учителя избирает греческого философа

    Эпикура. По отношению к нему Лукреций одновременно обожающий

    учителя ученик, и оригинальный и самобытный его продолжатель.

    Отстаивая линию философского материализма, Лукреций утверждал,

    что мир, природа познаваемы. Чувственные ощущения он считал

    единственным достоверным источником познания. Ошибка может быть

    лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может

    лишь рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или

    неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Лукреция,

    отделяется их тончайшая оболочка, которая, попадая в глаз человека,

    вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых

    лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец.

    В общественно-исторических воззрениях Лукреция, несмотря на их

    несомненный идеализм, имелись отдельные ценные положения.

    Поступательному движению общества способствуют, по Лукрецию, не

    божественное предначертание и не каприз правителя, а умственное

    развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в

    переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Лукреций

    придавал трём открытиям:

    использованию огня, постройке жилищ и применению звериных шкур в

    качестве одежды. Лукреций отрицательно отзывался об истребительных

    войнах, отрывающих людей от мирного труда, резко осуждал

    хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Лукреций не был

    идеологом угнетённых классов. Счастье, считал он, состоит в

    ограничении желаний, в невозмутимости и абсолютном спокойствии

    (атараксии), в познавательной деятельности, которая избавляет

    человека от страха перед смертью и перед богами. Лукреций

    решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении

    природы и человека; допуская существование богов, он считал, что

    они бессильны перед законами природы и, не вмешиваясь в дела людей,

    блаженствуют в межмировых пространствах. Причину религиозных

    верований Лукреций видел в невежестве, незнании явлений природы,

    неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания —

    источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.

    Есть сведения о том, что Цицерон редактировал несколько книг

    Лукреция. Цицерон давал высокую оценку поэме Лукреция: в письме

    своему брату он указывал, что в поэме много проблесков природного

    дарования автора, но вместе с тем и искусства.

    Вопреки воле церковников, поэма Лукреция «О природе вещей», в

    которой в художественной форме изложено античное материалистическое

    мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие

    диалектические мысли, сыграла значительную роль в истории

    человеческой культуры, в формировании мировоззрения многих

    естествоиспытателей и философов. Она определила многие черты

    мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова.

    Когда в XVI столетии молодая, еще только возникавшая буржуазная

    философия приступала к созданию своих теорий, она - в лице лучших

    своих представителей - обращалась к изучению Лукреция, ценя в нем

    великого просветителя, исследователя природы.

    Вывод.

    Рассмотренный материал позволяет прийти к следующему

    заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития

    социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в

    VIII - III веках до н.э. было еще архаичным, покоившемся на

    принципах коллективных форм собственности на основе средств

    производства - землю и формирование его социальной структуры шло

    одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования

    института римской государственности. Такая зависимость

    непосредственно сказывалась на особенности социальной структуры

    римского общества, которая выражалась в переплетении сословных и

    классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных

    групп древнего Рима.

    в период перехода от родового строя к рабовладельческому в

    древнейшем Риме с VIII века до н.э. по III век до н.э. происходит

    складывание и окончательное оформление социальной структуры

    древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе

    обнаруживаются следующие основные классы - сословия:

    1. Зажиточные землевладельцы, в руках которых постепенно

    начинает концентрироваться владение землей. К этой группе,

    возвышающейся над массой мелких производителей, уже принадлежат так

    же и богатые не знатные семьи. Богатство перестало быть

    принадлежностью одной лишь знати. В этот переходный период, для

    которого уже с VI века до н.э. характерно существование

    государства, землевладельцы являются господствующим классом -

    сословием, а позднее, когда рабство стало основой производства, они

    превращаются в своем большинстве в класс рабовладельцев.

    2. Класс, который составляет масса прежних рядовых членов об-

    щины, мелкие производители: ремесленники, владельцы небольших

    участков, обрабатывающие свою землю с помощью членов своей семьи и

    большей частью без рабов. В количественном отношении они составляют

    большинство населения и угнетаются экономически и политически

    членами господствующего класса.

    3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся

    основным классом общества, и не составлял основу производства.

    Противоречивость в положении рабов состояла в том, что с одной

    стороны, они входили в состав класса производителей, а с другой

    стороны, в гражданское общество как класс они не включались. Такое

    положение рабов составляло одну из главных особенностей

    производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство

    так же продолжает существовать, но оно все больше становится

    застойным элементом в обществе.

    Скорее всего, греческое наследие оказало большее влияние на

    развитие римского образования за счет того, что наука и искусство

    в Древней Греции развивались в более ранний период времени, а

    римская цивилизация как бы наследовала их, она являлась их

    логическим развитием и конечно добавляла к ним множество новых

    признаков и особенностей.

    На почве римского образования впервые появились и стали

    развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего

    Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому

    педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении

    педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические

    взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для

    дальнейшего развития мировой педагогики.

    Список использованной литературы.

    1.Богомолов А.С. Античная философия.- М., 1985.

    2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер.

    с польск. В.К. Ронина. – М.: Высш. шк., 1988. – 496 с.

    3. Древние цивилизации/Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. - М.:

    Мысль, 1989.

    4. История древнего Рима/Под ред. Бокщанина А.Г. - М.: Высшая

    школа, 1971.

    5. История и культура античного мира/Под ред.Кобылина М.М. - М.:

    Наука, 1977.

    6. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима.

    М.: Высшая школа , 1990.

    7. Лукреций. О природе вещей.-М., 1973.

    8. Моммзен Т. История Рима. -С.-Пб.: Лениздат, 1993.

    9. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное

    знание", 1993.

    10.Об ораторском искустве.- М., 1973

    11. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт",

    1994.

    12. Хрестоматия по истории древнего Рима.- М., 1956

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.