МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика сотрудничества

    душой и не даем заснуть душой ребенку.

    Одна педагогика делает упор на то, что ребенок должен знать, должен

    уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... надо, чтобы...

    Другая педагогика делает упор на то, каким путем добиваться этих

    всем известных “должен, должен, должен”. Она говорит: чтобы, надо... чтобы,

    надо...

    Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка

    лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. Так получается – а

    так нет.

    В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять,

    что нет двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть

    одно, одно и только одно: человеческое.

    Просто “сотрудничество” красивый, но пустой призыв, потому что с

    разболтанными, отстающими, не желающими работать школярами сотрудничать

    невозможно. Так же, как невозможно установить отношения сотрудничества в

    разболтанном коллективе, не объединенном общими целями, в коллективе,

    который держится только на приказах и других административных мерах.

    Руководитель такого коллектива, скажем, директор школы, всегда может

    подняться и сказать: “А у меня учительница не хочет брать классное

    руководство, ну как с ней сотрудничать?” – и невежественным людям будет

    казаться, что он прав.

    Он прав в мире, где безраздельно господствует карательная педагогика.

    Он прав для той головы, в которой карательная педагогика царствует

    безраздельно.

    Да, отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю.

    Карательная педагогика ничего не требует от педагога, кроме жесткого

    взгляда и громкого голоса да безжалостности, с какой учитель пользуется

    родительским ремнем. Символ карательной педагогики – маленькая девочка,

    которая плачет и падает прямо на уроке в ноги к учителю, лишь бы он не

    ставил двойки, ибо за двойкой последует жестокая порка дома.

    Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества

    с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный

    профессионализм.

    Говорят: это романтика! Не все же учителя добрые и культурные, не все

    же профессионалы! И делают вывод: педагогика сотрудничества – для

    избранных.

    Не слушайте эти речи, учитель. Вам внушают, что вы серый, ни на что не

    способный, и делают это с одной целью: чтобы легче было учителем управлять,

    чтобы оправдать жесткий контроль над учителем. Да, среди учителей есть

    всякие люди, много уставших, издерганных, не побоимся сказать –

    озлобившихся от тяжелого и подчас бессмысленного труда, ибо карательная

    педагогика не приносит удовлетворения никому: ни детям, ни родителям, ни

    учителям.

    Но что же – так и будет? И никакого света в окошке, кроме

    периодических призывов к гуманизму и добру, на что замученный учитель

    отвечает в уме: “Тебя бы на мое место, гуманист, посмотрела я, что бы ты

    запел на третий день, когда твои ученики пошлют тебя самыми последними

    словами вместе с твоим гуманизмом”.

    Да, и такая трудность есть, быть может, главная: воспитанные в системе

    карательности, многие ученики уже разучились понимать доброе человеческое

    слово и признают только силу и насилие. Да, это так.

    Но какой же из этого вывод? И не рваться? И не стремиться? Доживать дни до

    пенсии, ни на что не надеясь? Противники педагогики сотрудничества зовут

    вас именно к этому. Сторонники ее говорят: есть надежда! Обстоятельства

    можно переменить. Пути и способы перехода к сотрудничеству определены, их

    можно вызнать, ими можно овладеть!

    И во всяком случае важно понимать, на каком свете ты живешь, за кого

    ты, какой смысл имеет то, что ты делаешь. Еще и еще раз: или педагогика

    кары и наказания, совершенно бессильная, или педагогика сотрудничества –

    третьего нет. Пускаются в рассуждения типа: метод-де не имеет значения,

    важна культура; у каждого свой метод, важна личность и только личность.

    Снова то же самое: вам говорят, коль скоро у вас не хватает культуры

    и не выдающаяся вы личность, то и сидите молча, ничего у вас не получится.

    Но нет же! Личность, культура и профессионализм (знание методик)

    неразрывны, и сегодня именно методики – главное звено в этой цепи, потому

    что они доступны, они определенны, их можно распространять, и они меняют

    характер учителя, заставляют его тянуться к культуре. Странно, что в конце

    ХХ века приходится доказывать необходимость науки, необходимость

    педагогических знаний, необходимость постижения нового.

    ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики сотрудничества, постоянно и нудно

    повторяемое, состоит в том, что она будто бы против дисциплины,

    требовательности, порядка.

    Нет дисциплины? Да придите к С.Лысенковой, да постойте в дверях класса

    Е.Ильина, да посидите за партой у Ш.Амонашвили, да приезжайте на любой

    коммунарский сбор – всюду такая дисциплина, какая и в самом сладком сне не

    снилась ни одному стороннику карательной педагогики.

    Но это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы

    авторитетен он ни был, а труд. Сотрудничество имеет корнем труд, трудом

    держится, к труду зовет, трудом награждает.

    В этом разница. Карательная педагогика трудом наказывает, педагогика

    сотрудничества трудом награждает. Карательная педагогика толкает к труду,

    сотрудническая – зовет к труду.

    Вот два главных орудия двух педагогик: у карательной педагогики –

    наказания, у педагогики сотрудничества – успех.

    В дискуссии выигрывает побежденный

    Уроки сотрудничества.

    Традиционные методы работы в группах используются для того, чтобы

    ребята приобретали:

    а) навыки коммуникации,

    б) обсуждали свои жизненные проблемы,

    в) умели рефлексировать, создавать проекты.

    Перед учителем часто стоят задачи:

    1. Метод или содержание.

    2. Иногда столько материала, что учащиеся не могут его осмыслить.

    3. Научить детей правильному поведению на уроке (культура поведения,

    речи, культура взаимоотношений...)

    Граждановедение - это те знания, которые понадобятся детям каждый

    день. Мы все изучаем химию, математику, физику, но все мы - граждане!

    Как же можно сочетать интересные методы работы с глубоким содержанием?

    В этом помогают групповые методы работы, в основе которой лежит

    педагогика сотрудничества (материал разработан американским учителем

    Роузи).

    Педагогика сотрудничества это:

    1. Индивидуальная работа.

    2. Соревновательная.

    3. Кооперативная.

    Основные элементы обучения сотрудничества:

    1. Работа ученика контролируется учителем.

    2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

    3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не

    только с теми людьми, с которыми им комфортно).

    На доске: Правила поведения при групповой работе.

    1. Каждое предложение должно состоять из короткого предложения.

    2. Определение должно быть ясным, чтобы каждый понял различия между

    правилами.

    3. Быть корректным по отношению к товарищу (гражданину).

    Качества гражданина:

    1. Уважение и терпимость к другим.

    2. Личная свобода.

    3. Равенство.

    4. Справедливое отношение к другим.

    5. Участие в жизни общества.

    6. Уважение закона.

    7. Мышление: открытое, критическое.

    Как мы учимся

    У 10% - когда читаем;

    С

    В 20% - когда слышим;

    А

    И 50% - когда видим и слышим;

    В

    А 70% - говорим вслух;

    Е

    М 90% - говорим вслух и делаем.

    рабочая память

    МОЗГ

    долговременная память

    За определенный промежуток времени человек может запомнить 7 фактов

    (или +2 или -2).

    Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное

    обучение.

    Основные элементы кооперативного обучения

    1. Положительная взаимосвязь:

    а) определяется общая цель - научить каждого в отдельности, а также

    всех вместе.

    б) распределить роли в каждой группе - подводящие итоги, ободряющий, а

    также поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.

    2. Парное взаимообучение:

    а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться,

    б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом

    и могли обсудить каждый аспект задания.

    3. Индивидуальная ответственность:

    а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого,

    б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать

    одного члена группы для тестирования.

    4. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой:

    Оно включает в себя:

    - умение лидировать,

    - умение принимать решения,

    - умение разрешать конфликты.

    5. Групповое обсуждение:

    а) каждая группа должна описать действия каждого ученика, которые

    помогли всем вместе добиться успеха,

    б) подведение итогов,

    в) учитель постоянно наблюдает за работой групп и рассказывает группам

    и всему классу о результатах совместного обучения.

    Кооперативное обучение:

    1. Это работа каждого в отдельности.

    2. Это работа всех.

    3. Это взаимодействие учителя и учащихся.

    Составные части

    кооперативного обучения

    1. Индивидуальная.

    ДЕВИЗ: "Каждый сам за себя".

    2. Соревновательная.

    ДЕВИЗ: "Моя задача самому победить, а другого обойти".

    3. Кооперативная (группа учащихся работает вместе, чтобы достичь одной

    цели).

    ДЕВИЗ: "Мы доплывем все вместе".

    Кооперативное обучение можно провести при групповой работе.

    Зачем делят класс на группы.

    Древнегреческий философ Эпикур сказал: "При дискуссии больше

    выигрывает побежденный в том отношении, что он умножает свои знания".

    1. Чем работа в группах отличается от традиционного урока:

    а) все активны, работают над заданием,

    б) обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг

    другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как

    ты это понимаешь..."),

    в) одаренные дети могут раскрыть свои способности без привлечения

    внимания целого класса. Подростки боятся оказаться в роли "любимчиков

    учителя". А здесь, в группе, способные дети оцениваются другими детьми.

    Дети охотно учатся у своих товарищей,

    г) дети более свободно держатся во время работы в группах. Ученик,

    которого обычно в классе не замечают, имеет возможность продемонстрировать

    свои знания, он не боится унижения.

    2. Как использовать работу в группах.

    1. Учитель должен поставить перед детьми проблему или дилемму.

    2. Учитель должен задать себе вопросы:

    "Почему я хочу, чтобы дети этому научились?"

    "Как я могу их побудить к мышлению?"

    3. Мы должны помнить, что встречаемся с людьми, у которых разные стили

    обучения, разные способности и умения.

    4. Поощрять у школьников собственное мнение.

    5. Ученики с помощью упражнений (заданий) формируют и выражают

    собственное мнение слушать других, делать выводы, а это демократический

    способ мышления.

    3. Подготовка к работе в группах.

    КАК НАЧАТЬ: найти коллегу, который готов работать в группах.

    ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА: обязанности членов группы:

    а) каждый должен слушать своих товарищей,

    б) каждый должен принимать участие в работе,

    в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,

    г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.

    Как разделить школьников на группы:

    а) самая лучшая группа из 4-5 человек, а группы из 3-4 человек обычно

    создают беспокойство,

    б) пары хороши для упражнений, требующих достижения взаимопонимания,

    в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития,

    пол и т.д.),

    г) школьников в группы распределяет учитель. Учащиеся могут выбрать

    группы на основе своей заинтересованности,

    е) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.

    ТЕМА: "Права человека"

    (урок обобщения)

    Групповая работа (тренинг)

    Вступительное слово учителя: "В римской мифологии существовали

    божества, которые оберегали ребенка в различных жизненных ситуациях, они

    покровительствовали его развитию, обучению и безопасности. Человек,

    рождаясь, обладает правами".

    Права человека:

    а) это возможность человека что-либо делать, осуществлять, они

    охраняются государством,

    б) это то, что разрешено законами и соответствует природе человека.

    Ход занятия (тренинга).

    Педагогика сотрудничества (кооперативного обучения, американская

    система).

    1-й этап. Работаем по два человека.

    На листах написать определение (5 мин.)

    1. политическим,

    2. гражданским (личным),

    3. экономическим,

    4. социально-культурным правам.

    Политические права обеспечивают гражданину участие в управлении

    гос.делами.

    Гражданские права - это права свободы личности человека.

    Экономические права - это права хозяйственной инициативы человека.

    Социально-культурные - обеспечивают достойный образ и уровень жизни и

    защищенность человека.

    Примечание: определения могут даваться разные, но необходимо принять

    компромиссное решение.

    2-й этап. Работаем в паре (меняемся парами).

    На листах написать по 4 элемента:

    1. политических прав,

    2. гражданских (личных) прав,

    3. экономических,

    4. социально-культурных прав.

    Цель: в сотрудничестве обсудить каждый аспект задания.

    3-й этап. Работаем в группах по 4 человека (рассчитаться на 1, 2).

    Соревновательный.

    Работа с фишками: каждому участнику дается по 3 фишки.

    Общая цель: Каждый из участников должен внести свой вклад в работу

    группы и выложить свои фишки.

    Примечание: как правило, в группе будут активные и пассивные. Активные

    все свои фишки отдадут, а пассивные не успеют.

    Кто вперед выполнит задание (7 мин. работы).

    1-я группа пишет политические и социально-культурные права,

    2-я группа пишет гражданские и экономические,

    3-я группа пишет политические и гражданские.

    4-й этап. Остаемся работать в группах (кооперативное обучение).

    Итог работы: Выделите и обсудите самые главные приоритеты для вас в

    области прав человека.

    Обобщаем по группам (зачитать).

    [pic]

    Вывод: экономические, гражданские, социальные права имеют место в

    приоритете прав. Примечание: учитель записывает 10 приоритетов в области

    прав на доске.

    Вывод: такая форма работы позволит детям:

    а) иметь свое личное мнение,

    б) умение работать в паре, в группе,

    в) сотрудничать со всеми и с учителем.

    В такой педагогике сотрудничества есть три важных элемента: а)

    индивидуальный, б) соревновательный, в) кооперативный.

    [pic]

    Выводы

    ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА не была изобретена, на нее невозможно взять

    патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в

    результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо

    учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя

    каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию

    ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок –

    сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось, с одной

    целью: чтобы достичь отношения сотрудничества.

    Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик,

    рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики

    сотрудничества.

    Литература

    1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр.

    и доп. - М.: Просвещение, 1985.

    2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

    Аргументы и факты, 1993.

    3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:

    Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

    4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

    заведений. - М.: Просвещение, 1986.

    5. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //

    Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

    6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для

    учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.

    7. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.:

    Педагогика, 1988. - С.125-127.

    8. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //

    Начальная школа. - 1995. - N 6.

    9. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.-

    N 5.

    10. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная

    школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.

    11. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка //

    Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.

    12. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу

    "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.

    13. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для

    учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.

    14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная

    газета, 1978.

    15. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.:

    Просвещение, 1988. - С.3-8.

    16. Ярошевский М.Г., Марцинсковская Т.Д. Личность ребенка и драматизм ее

    развития // Начальная школа. - 1996. - N 11.

    17. www.ug.ru Материалы сайта «Учительской Газеты» 1996-2003 гг.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.