Педагогика
последствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков лет
произойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет не
оказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в
производство, но и в быт изменит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру.
Коренные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем
быстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями, тем
сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные
условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени
вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым
легче жить. Молодежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора
профессии, спутника жизни, но это требует от нее большей ответственности,
самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и
жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных
условиях и не всегда применим в новых. Необходимо понимать, что из прошлого
нуждается в бережном сохранении, а что необходимо преодолеть.
Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем
острее конфликт. Какие же особенности нынешней ситуации обостряют проблему
«отцов и детей»? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит голову.
Многое из того, что раньше было нельзя, — теперь можно. Социально незрелые
подростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжело
привыкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззрением. Непросто
подростку ответить на вопрос «делать жизнь с кого».
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным
изменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома,
но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя
учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад
трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет
контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного
транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельное
воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать
родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин
бесчувствия детей.
В прошлом семья трудилась как единая произведет венная ячейка.
Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы
трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не
видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем
занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые
обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления,
отдыха, развлечений.
Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью
супругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят не
экономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем выше
и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не
только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в
престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт
утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер.
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в
полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя
не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на
работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям.
Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр
телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет
совместного посещения кино или театра.
Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность
традиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностях
воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы
воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет
или их значительно меньше.
Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что
детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были
недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче
профессионального опыта.
Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не только
не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Это
требует большой гибкости, пластичности, подвижности. На первый план выходит
не повиновение, а воспитание самостоятельности, инициативы. Не случайно
ставится вопрос о школьном и студенческом самоуправлении. Важнейшими
качествами личности становятся чувство достоинства и формирование
социальной ответственности.
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде,
чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и
идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку
осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют
ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда
были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать
семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать
традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем,
чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей.
Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье,
наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое
лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и
увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это
позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от
соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и
необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за
город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это
время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению,
идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка,
когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно
поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на
формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному
развитию.
Дидактика (теория обучения)
Содержание и форма дидактики
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее
общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике
сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов
обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и
учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти
наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно-
экономическому обучению.
Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это
основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического
процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы,
оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей,
на целесообразный отбор содержания занятий.
К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:
. направленность обучения - определяется комплексным решением задач
образования, воспитания в духе социалистической сознательности и
всестороннего развития личности;
. тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику
социалистического строительства;
. систематичность, последовательность, преемственность -
обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных
предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими,
повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере
продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа
учебного заведения к другому;
. доступность обучения - определяется уровнем познавательных
возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения
слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда
уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
. наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную
деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов
мышления и т. п.;
. оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических,
репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий
обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства
преподавателя;
. рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм
обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-
воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и
непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
. сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются
повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их
раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой
деятельности;
. прочность, осознанность и действенность знаний и умений -
обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному
процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.
Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется
рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко
всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это
прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны
читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее
отражать реальные социальные потребности общества.
Основные методы и формы обучения
Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности
педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,
профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для
успешного выполнения производственных задач.
Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы
методов обучения:
. организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
. стимулирования учебно-познавательных процессов;
. контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей
деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы
обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного
материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую
группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии,
“мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также
поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в
результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем
и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-
дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе
(методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных
знаний, приобретенных навыков и умений.
Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
. опосредованное общение /в основном через письменную речь/;
. общение в паре;
. групповое общение;
. общение в парах сменного состава.
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре
формы организации процесса обучения:
. индивидуальная,
. парная,
. групповая,
. коллективная.
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы
их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса
обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания
и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.
Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но
при этом основа сохраняется.
В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не
четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и
индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно
освоены учителям, и признаны официальной педагогикой и органами управления
образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение в
парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на
протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали
«коллективная форма организации процесса обучения», противопоставив тем
самым ее индивидуальной и групповой формам.
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович
В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую систему
эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные
конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ
(«Интеллект развивается до 11 лет...»).
Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение
самых сложным предметов в школе физика математика...) можно облегчить и
сократить время на обучение в два-три, и более число раз!).
Изобрел несколько важнейших психолого-дидактических методологических
приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, «опорные
конспекты», «плашки» и проч.).
В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею «борьбы с двойками»,
которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда
пытаются «реализовывать» некоторые методы, и тем самым оказываются
неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова
содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и
дидактических приемов и новшеств.
За тридцать лет на семинарах с системой В.Ф. Шаталова познакомилось
около 500 тыс. учителей в России, и около 400 тыс. педагогов на Украине.
Лучшим рассказом о системе Шаталова В.Ф. будут выдержки из его книг.
Ни дня без игры (1980)
Все время рядом с поиском новых методических приемов и методов шли
самые разнообразные игры и состязания. На первый план встала забота о
здоровье ребят, поддержании высокого рабочего тонуса, бодрого,
оптимистического настроя. Незаменимым помощником всегда и во всем был
спорт.
Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом
игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости,
изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший
в методическом отношении урок.
Включитесь в игру! Доверьтесь ей!
Например, в состязаниях по стоклеточным шашкам, требующих предельно
напряженного внимания, глубокого анализа и сложных расчетов вариантов, на
первых местах в классе оказались слабые ученики. Как это объяснить?
Возможно, игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервы
мышления; природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась со
школьными успехами.
Так, в игре, путь к развитию познавательной активности был нащупан.
Живая речь на уроке (1989)
Учителям хорошо известно, как медленно и робко говорят дети в 4–5
классах. Скороговорки помогают им в непринужденной игровой обстановке
освободиться не только от речевых ошибок, но и от неуверенности в себе,
боязни публичного выступления. Но скороговорки еще и приближают детей к
роднику образной народной речи, учат вниманию, развивают воображение,
чувство юмора.
Вот несколько скороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, не
глядя в текст, произнести выразительно и быстро три раза подряд).
. Купи кипу пик.
. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
. Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать –
зарапортовался.
Удивительное дело: прочитать эти три предложения и уяснить их смысл
совсем не сложно. А вот произнести каждое по три раза, не допустив при этом
ни одной ошибки, невероятно трудно. И вот здесь-то как раз и таится вся
прелесть скороговорок: они восполняют огромный разрыв между техникой тихого
чтения (она у многих ребят развита хорошо) и живой речью, да к тому же еще
такой, когда чистота каждого звука строжайшим образом контролируется
товарищами. Ведь скороговорки по своей природе являются инструментами
общего, а не индивидуального пользования. Скороговорки увлекают абсолютно
всех, даже если перед ребятами не ставится никакой целевой задачи. Конкурсы
же вызывают просто азарт.
Сколько скороговорок можно предложить ребятам в один день, чтобы были
они интересны и ненавязчивы? Две-три. Этого вполне достаточно, чтобы на
переменах стало меньше беготни, сутолоки и уныния.
Опорные сигналы (1989)
Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы
она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее
следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя
слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них.
Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это
и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все
перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека
хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при
необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|