МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика

    Педагогика

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Педагогика»

    Авторизованный реферат по курсу

    «Педагогика»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2001 год

    Содержание

    Содержание 2

    Методологический раздел педагогики 3

    Педагогика как наука 3

    История возникновения педагогики 4

    Связь педагогики с другими науками 6

    Принципы педагогики, и ее функции 8

    Предмет и задачи педагогики 10

    Семейная педагогика 11

    Дидактика (теория обучения) 17

    Содержание и форма дидактики 17

    Основные методы и формы обучения 18

    Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович

    19

    Теория воспитания 28

    Основные направления теории воспитания и их

    содержание 28

    Специфика принципов воспитания 28

    Личность как объект и субъект воспитательного

    процесса 29

    Методы воспитания 32

    Взаимодействие коллектива и личности 32

    Особенности самовоспитания школьников 34

    Литература: 38

    Методологический раздел педагогики

    Педагогика как наука

    Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет

    исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную

    сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,

    объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический

    материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития

    общества, его производительных сил и производственных отношений; история –

    как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;

    психология – в связи с изучением становления личности развивающегося

    человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

    наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого

    предмета, который специально не исследуется никакой другой научной

    дисциплиной.

    В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика

    выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание

    человека.

    Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-

    никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

    В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый

    асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,

    и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических

    основ.

    Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

    образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,

    дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные

    заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как

    особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию

    педагогической теории.

    Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере

    расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни

    общества всё более становятся наукой об общих закономерностях

    воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

    Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым

    содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс

    коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается

    целая система педагогических наук.

    Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

    педагогических дисциплин:

    1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания

    человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности

    воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,

    процесс образования и обучения.

    2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на

    различных этапах возрастного развития; она подразделяется на

    предлых (профессионально-технического, высшего образования и

    др.);

    3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности

    развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою

    очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и

    обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика,

    слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

    олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном

    слухе – логопедия;

    4. Частная методика, исследующая специфику применения

    общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого

    предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии

    и др.);

    5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и

    практики воспитания в различные исторические эпохи.

    Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

    педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей

    школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются

    такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания,

    педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-

    просветительной работы.

    История возникновения педагогики

    Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни

    растущими потребностями общества в создании специальных учебно-

    воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно

    складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений,

    специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом,

    превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей

    предпосылкой его развития.

    Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в

    частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда

    производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся

    в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные

    учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание

    детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее

    достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран

    Ближнего Востока и античной Греции.

    Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и

    мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в

    развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам

    Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец

    обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной

    области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная

    отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности,

    стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

    знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в

    недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-

    470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг.

    до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и

    др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из

    античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который

    закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

    В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы

    поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из

    школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.

    Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает

    «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально

    подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и

    для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая

    наука о воспитании стала называться – педагогикой.

    Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие

    другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает

    «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а

    впоследствии просто средняя школа, и др.

    Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-

    римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например,

    выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг.

    до н.э.) и др.

    В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

    богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были

    пронизаны церковной догматикой.

    Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей

    эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский

    гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан

    Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536)

    и др.

    Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

    выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков

    угнетения.

    Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика

    продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые

    была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление

    педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство

    исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса

    Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы

    организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали

    неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

    Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды

    таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-

    1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в

    Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф

    Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в

    Германии.

    Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

    педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

    Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление

    отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.

    Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

    систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в

    трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской

    педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-

    1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.

    Сухомлинский (1918-1970).

    То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

    педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием

    производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных

    производителей.

    Связь педагогики с другими науками

    Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного

    изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи

    педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и

    совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,

    психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,

    математикой, кибернетикой и др.

    В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и

    педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности

    психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений

    психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при

    разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе

    обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая

    изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты

    характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных

    социальных условиях.

    Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

    человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая

    естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

    условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех

    изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и

    связаны с формированием умений, навыков и привычек.

    Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и

    воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,

    которая получила название теории управления. Возникнув в системе

    общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла

    наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.

    При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

    управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;

    воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной

    спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике

    недоступны.

    Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не

    пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и

    данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и

    выявления границ их применения.

    Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и

    воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат

    многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и

    гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в

    каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

    Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

    разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без

    глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

    Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами

    педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению

    педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на

    базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как

    неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть

    далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,

    внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного

    беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь

    упорного, каждодневного труда.

    Принципы педагогики, и ее функции

    Непременным условием выделения и функционирования любой науки является

    наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)

    педагогической науки?

    Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она

    исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и

    обучения личности.

    Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием

    внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

    факторов.

    Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида

    (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных

    изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении

    человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния

    наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность

    отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые

    передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и

    телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления

    и др.

    На наследственность детей существенно влияет состояние психического

    здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на

    умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания

    родителей.

    Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от

    простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

    Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

    психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также

    потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.