Педагогика
|возможностей |возможности и особенности учащихся и |
| |построена по принципу от простого – к |
| |сложному, от малого – к большому |
|Системность и последовательность |Эффективное распределение объема учебного|
|изложения |материала по классам. Комплексный подход |
| |к изучению всех блоков материала. Учтены|
| |межпредметные и внутрипредметные связи |
|Воспитывающий характер содержания|В программе заложены основы эстетики, |
| |нормы морали, этикета. Предполагается |
| |экологическое, экономическое воспитание |
|Четкость структуры |Большое число разнообразных по содержанию|
| |разделов программы. Весь материал разбит |
| |на логические блоки |
Методические рекомендации к урокам (IV четверть):
Урок №1
«Творческая деятельность и творческий проект»
Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной.
Раскрыть этапы выполнения проекта
Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению
технического кругозора
Восп.: воспитывать целеустремленность, бережное отношение к вещам, уважение
к товарищам
Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды
деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно
к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты
и просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают
различные виды профессий, жизненный цикл продукции.
На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной
деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся
самостоятельно составляют опорную схему проектной деятельности.
В конце урока целесообразно обсудить все составленные схемы, прийти к
общему решению. На этом этапе необходимо применение плаката «Проектная
деятельность», которая поможет обобщить новый материал.
В конце урока необходимо выдать домашнее задание.
Урок №2
«Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения»
Обуч.: обучить уч-ся комплексно оценивать свои возможности
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческого
воображения
Восп.: воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Основная часть урока проходит в форме деловой игры. Класс разбивается
на 4-5 групп. Каждая группа получает по карточке-указателю для поиска
возможной проблемы «Дом», «Школа», «Магазин», «Завод», «Детская площадка» и
т.д. Далее каждая группа выдвигает возможные проблемы по своему направлению
и предлагает варианты их решения. Затем проводится групповой анализ
выдвинутых проблем и способов их разрешения. Оценивается оригинальность
идей.
Выбирается несколько самых интересных проблем.
После этого им следует дать задание: продумать все аспекты, необходимые
для разрешения сложившейся проблемы и оформить в виде звездочки-
обдумывания. Урок завершается подведением итогов и выдачей домашнего
задания.
В конце урока необходимо распределить 3-4 доклада по дизайну к
следующему уроку («Дизайн - а что это такое?», «Дизайн и интерьер», «На чем
стоит дизайн?») .
Урок №3
«Пути поиска информации. Моделирование и дизайн»
Обуч.: научить учащихся работать с картотекой книг, искать требуемую
литературу, ознакомить с понятием «дизайн»
Разв.: способствовать развитию творческой инициативы, творческого
воображения
Восп.: воспитывать любовь к красивому и прекрасному
На уроке проводится экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь должен рассказать учащимся о способах поиска информации
(включая Internet), о правилах пользования библиотекой, поиске книг по
каталогу, показать книги по проектной деятельности. На этом этапе учащиеся
должны сами попытаться найти по каталогу книги для своего проекта.
Далее урок проходит в читальном зале, где учащиеся зачитывают доклады
по теме «Дизайн», смотрят книги по своему проекту, и решают задачу на
моделирование. Она должна быть на развитие творческого воображения, т.е.
иметь совершенно не стандартные, оригинальные решения.
В конце урока учитель должен показать все придуманные варианты решений
и выбрать вместе с учениками самое интересное и не обычное.
Урок №4
«Критерии выбора модели проекта»
Обуч.: познакомить уч-ся с экологическими, экономическими и эстетическими
требованиями
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческой инициативы
Восп.: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, материальным и
финансовым ресурсам.
В начале урока необходимо обязательно проверить домашнее задание. После
чего учащиеся разбиваются на 4 группы, каждой из которых дается задание:
разработать требования к изделиям по определенному направлению (экология,
экономика, эстетика, эргономика…, Направление выбирается по жеребьевке),
используя научную литературу, о которой заранее должен позаботится учитель.
Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, и таким образом все
команды знают требования и экологии, и экономики, и эргономики …
После этого учитель задает различные вопросы по всем темам.
Оценивается быстрота и правильность ответов.
В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы и выдает
домашнее задание.
Урок №5
«Планирование технологического процесса. Разработка тех. документации»
Обуч.: обучить правилам составления тех. документов на примере
технологической карты
Разв.: способствовать развитию технического и логического мышления
Восп.: воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность
В начале изложения новой темы необходимо указать на значимость
планирования трудового процесса. Далее учитель должен рассказать о видах
технических документов, объяснить правила составление технологических карт
и возможные ошибки, разобрать вместе с классом одну технологическую карту и
одну инструкционную карту.
На чтение технологических документов выполняется самостоятельная
работа. Во время ее проведения учитель проверяет домашнее задание
индивидуально у каждого ученика.
После самостоятельной работы учащиеся начинают составлять
технологическую карту своего изделия. В это время на партах могут лежать
образцы технолог. карт как ориентировочная основа действий. Данную работу
учащиеся завершают дома.
Урок №6
«Изготовление изделия»
Обуч.: обучить уч-ся правильно организовывать свое рабочее место
Разв.: развивать практические навыки работы
Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к труду
Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить
выполнение домашнего задания, проверить готовность к началу работы, наличие
материалов, инструментов, приспособлений, технологической карты (у каждого
ученика своя).
Так же необходимо вспомнить и повторить правила техники безопасности и
санитарно гигиенические правила. Во время выполнения работы учитель
наблюдает за учениками, при необходимости учитель оказывает помощь
индивидуально каждому ученику, так как у каждого свой проект. Если же в
классе несколько учеников выполняет одинаковый проект, то индивидуальная
помощь так же необходима, так как ученики могут быть на разных этапах
выполнения задания. Учитель контролирует насколько хорошо ученик
ориентируется в технологической карте.
В конце урока подводятся итоги проделанной работы. Дома ученик
заканчивает выполнение своего проекта.
Урок №7
«Знакомство с рекламой. Расчет себестоимости изделия»
Обуч.: познакомить уч-ся с видами рекламы, дать расчет себестоимости
изделия
Разв.: способствовать развитию творческой инициативы
Восп.: на примере расчета себестоимости показать важность экономии ресурсов
Начать занятие надо с повторения экономических требований к изделию.
После этого учитель объясняет как правильно рассчитать себестоимость
проекта. Далее учащиеся ищут возможные пути ее снижения, выполняют расчет
себестоимости своего изделия.
На следующем этапе урока проводится дискуссия о рекламе, ее
необходимости и важности в современной жизни, а также и о том как она
работает. Для активизации познавательного интереса необходимо показать
примеры рекламных проспектов, вспомнить телевизионную, радио рекламу,
провести аналогию.
Поскольку урок последний перед защитой, то следует проверить степень
выполнения проектного задания. Дать последние консультации (кому это
необходимо) по выполнению проекта.
Дома учащиеся готовятся к защите и выполняют рекламный проспект.
Урок №8
«Защита проекта, подведение итогов»
Обуч.: познакомить уч-ся с русскими народными традициями
Разв.: развивать коммуникативные умения
Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к истории родного края
Урок начинается с вступительной речи учителя, в которой он рассказывает
о русских народных традициях, обычаях, показывает народные костюмы,
иллюстрации в литературе о русской ярмарке. Потом начинается сама игра.
Весь класс делится на бояр и ремесленников. Бояре оценивают «товар»,
ремесленники - предлагают. Предложение товара идет по следующей схеме:
1. На каком основании был сделан выбор
2. Какие материалы, инструменты и другие средства труда необходимы для
реализации проекта
3. Обоснование дизайнерского решения
4. Доказывает функциональность и значимость проекта.
Бояре вместе с царем (учитель) оценивают проекты и выставляют отметки.
Потом роли меняются – ремесленники становятся боярами, бояре –
ремесленниками.
В конце урока учитель подводит итого всей выполненной работы,
высказывает свои замечания и пожелания на будущее.
2. Разработка системы дидактических средств обучения.
Использование средств наглядности на уроке имеет огромное значение для
повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики
учащегося и расширения педагогических возможностей учителя. Наглядность
способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь
теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе
связи конкретного и абстрактного. Формирует познавательный интерес и
активность учащихся.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала
учителем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению
знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала
и при других видах деятельности и учителя, и учащихся.
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение
наглядности на уроке может дать и отрицательный эффект. Именно это
обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора
средств наглядности на уроке и оптимизации их сочетания с другими
средствами обучения.
Первой основой для такой разработки должна классификация средств
наглядности. Однако, в общепринятой классификации, приводящей основные виды
средств наглядности в систему, отвечающей требованиям, предъявляемым к
учителю, работающему с ней, пока нет. Целесообразно из существующих
классификаций использовать в дальнейшем классификацию средств наглядности
по степени их абстракции, т.е. по соотношению количества реальных
компонентов натурального технического объекта, отображенного данным
средствам наглядности к количеству символов заменяющих реальные компоненты
объекта.
Главная классификация позволяет учитывать при отборе средств
наглядности уровень развития пространственного мышления учащихся и путем
постепенного перехода от применения реальных объектов к условным
изображениям формировать их пространственное мышление.
Однако не только степенью абстракции характеризуются отдельные виды
наглядности. У каждого из них существует ряд других дидактических
признаков, определяющих рациональную область использования средств
наглядности в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных
объектов, как их реальность, способствует формированию у учащихся
правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение
этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных
образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и
специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь
передачи сведений о них учащимся.
Преподаватель предъявляет средства наглядности учащимися на уроке
различными способами. Среди них наиболее часто используются такие:
1. демонстрация натуральных и искусственных объектов;
2. зарисовки на доске;
3. вывешивание плакатов;
4. применение технических средств обучения;
5. представление информации на графических дисплеях;
6. выдача раздаточного материала и т.д.
Возможность использовать различные средства для предъявления учащимися
информации указывает на то, что учителю необходимо знать преимущества
каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает
меньше времени на изложение материала, чем это необходимо для предъявления
этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа
диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильмов, поскольку позволяет
учителю давать материал в любой последовательности, а при необходимости
быстро возвращаться к предыдущим кадрам.
Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании
со способами предъявления информации на уроке еще не решают задачи
повышения качества обучения. Эффективность их использования зависит от
соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой
требований. К ним относятся требования соответствия средств наглядности:
1. целям и задачам обучения;
2. этапам урока, на которых планируется использовать средства наглядности;
3. объему содержания и дидактическим характеристикам, предъявляемой
учащимся информации;
4. уровню развития пространственного мышления учащихся, другим методам и
средствам обучения используемым на уроке.
Установить строгое соответствие, отбираемых учителем средств
наглядности, указанным требованиям – трудно. В то же время, можно подобрать
различные сочетания средств наглядности на уроке, чтобы предать структуре
урока и методам обучения гибкость, сделать средства наглядности, отвечающим
конкретным условиям обучения и методическим наклонностям учителя.
Эффективность применения выбранного средства во многом определяется
методикой и техникой его использования на уроке. Здесь важно и значимо:
1. место расположения на уроке;
2. освещенность средства наглядности в кабинете;
3. его видимость со всех точек кабинета;
4. умелое сочетание учителя слова и демонстрации;
5. степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности;
6. время демонстрации;
7. педагогическая квалификация учителя.
3. Материально-техническая база проектной деятельности.
Изучение технологии осуществляется на имеющейся в школах материально-
технической базе. Однако, поскольку содержание новой общеобразовательной
области шире, чем трудового обучения, возникает необходимость значительно
более активного использования кабинетов физики, черчения, компьютерного
класса, а также пополнения и обновления учебного оборудования,
дидактических средств. В то же время, учитывая, что большая часть учебного
материала по технологии изучается в школьных мастерских.
В учебной мастерской должна быть создана здоровая и благоприятная
среда для занятий. Для этого необходимы наличие и рациональное размещение
оборудования, оптимальная организация рабочих мест учителя и учащихся,
соблюдение требований безопасного труда, санитарно-гигиенических
нормативов.
Оснащение школьной мастерской включает типовое и самодельное оборудование,
дидактические материалы, образцы изделий, проектов и т.д. На передней стене
мастерской (она выбирается так, чтобы свет из окон падал на рабочие места
учащихся с левой стороны) обычно устанавливается раздвижная учебная доска,
которая с одной стороны разлиновывается в клетку, а с другой имеет
металлическое покрытие (магнитная часть). Над ней располагают софит для
подсветки и экран. Под доской помещают набор чертежных инструментов и ящики
для хранения таблиц. На передней стене также размещают телевизор, стенд с
набором инструментов с этикетками; тематические плакаты, демонстрирующие
красоту труда и профессии; аптечку с адресом ближайшего медицинского
учреждения.
Вдоль задней стены обычно располагают секционные шкалы, кинопроектор,
тележки с укладками инструментов, стенды творческих работ учащихся,
диапроектор для показа диафильмов и диапозитивов. Диафильмы следует хранить
в фильмостатах, отводя для каждого из них отдельную ячейку. Диапозитивы,
дидактические карточки, транспаранты хранят в ящиках в удобном для
пользования порядке. К ящикам прикрепляют этикетки с названиями хранящихся
в них средств обучения.
Вдоль стены с окнами обычно размещают столы.
Оформление мастерской. К экспозиции относится разнообразные наглядные
пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|