Педагогика
Педагогика
Введение
Образование является составной частью культуры человека и общества.
Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо
проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и
общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую,
нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы
культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является
технологическая культура.
Под технологической культурой можно понимать уровень развития
преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности
достигнутых технологий материального и духовного производства и
позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических
процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и
технологической средой.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной
культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она
формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система
технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью
ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением
индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к
преобразовательной деятельности.
Составной частью технологической культуры является также
технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях,
умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по
законам красоты.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание
образования подрастающего поколения. В системе общего образования
осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой
является формирование технологической культуры и готовности к
преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики
отводят урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание
практической деятельности, направленная на преобразование предметной
реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении
способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой
деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая
деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных
интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной
жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию
явлений и фактов объективной реальности.
В последние десятилетия существенно изменились содержание и область
применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как
материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности,
тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область
знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и
применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в
интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и
методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на
развитие личности, ее преобразующего мышления.
Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:
1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы
преобразовательной деятельности из многих альтернативных
подходов с учетом их последствий для природы, общества и
самого человека;
2. мыслить системно, комплексно;
3. самостоятельно выявлять потребности в информационном
обеспечении деятельности;
4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в
качестве методов и средств преобразовательной деятельности.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения
проектных заданий.
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то
каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности
учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику
проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».
Т. к. проект – это самостоятельная творческая завершенная работа,
выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология»
предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы
будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в
школьном курсе «Технология».
3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной
деятельности учащихся
Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный
подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при
изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в
процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь
политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и
культурологических дисциплин.
1. Сущность проектной деятельности учащихся.
Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено
выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого
проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет
способствовать технологическому образованию, формированию технологической
культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть
на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы
Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.
Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-
настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование
выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на
педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и
собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной
сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом
содержании новой образовательной области «Технология», которое является
естественным развитием политехнизма в современных условиях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся
практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они
перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании,
помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на
психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников,
активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания,
включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих
ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных
запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого
самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее
деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт,
обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Цели проектирования
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить
представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до
материальной реализации и использования на практике. При этом важной
стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение
затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания
постигать тактику действия при решения не детерминированных (часто
репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми
результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся
представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения
так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток
данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется
возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и
модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого
изменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности,
т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения,
актуализированного однотипностью деятельности.
Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика,
которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого
школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет
получать данные о формировании жизненного и профессионального
самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования
достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и
воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста
показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого
учащегося:
1. информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус,
понимание);
2. функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений,
письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с
техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
3. технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные
трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать
заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение
личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
4. интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать
трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и
практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов
по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие
новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для
рационального планирования деятельности, в том числе совместной с
другими людьми);
5. волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные
учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной
ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с
другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне
качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам,
выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и
познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и
д.р.)
Применение метода проектов способствует возникновению такого
взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых
для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только
достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего
мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от
отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении
их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.
Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно
только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми,
возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно
нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности
трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает
понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника
саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором
становится сформированная способность человека испытать радость от процесса
и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с
действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой
технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с
проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием
экономических, экологических и социальных последствий преобразования
предметного мира.
Задачи проектирования.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему
интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в
конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию
творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе
выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения
(которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от
половозрастных и индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное
исполнение следующих умственных и практических действий:
1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера
взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к
представлению выполненной работы или ее частей;
2. планирования конечного результата и представления его в вербальной
форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим
развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;
3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с
ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом
времени, сил, средств;
4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
5. внесение коррективов в ранее принятые решения;
6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа
проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о
помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических
рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
9. составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических,
экономических), представления их в вербальной форме;
10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и
качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
11. оценивания проектов, выполненных другими;
12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры
публичной защиты проектов;
13. конструирования представлений о профессиональной проектной
деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в
результате, готовом изделии;
14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию»
(«знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на
рынке.
Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и
сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов
проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими
факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-
материальная база для выполнения творческих проектов и др.
При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики,
специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских
(политехническая, профориентационная и воспитательная направленность,
соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого
отношения к труду, научность и др.)
Использование в практике проектного обучения школьников комплексного
многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за
основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических,
экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических
требований. Характерными признаками творческих проектов являются:
творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения.
В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.
Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное
отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При
подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект
содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении
года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений
на конкретном объекте (проекте).
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его
творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо
учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки,
возрастные и физиологические возможности.
Важным требованием при отборе творческих проектов является их
общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная
ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|