Педагогика 16 вопросов
любознательности, умственной активности, управляемости поведения,
произвольность внешнего двигательного поведения обеспечивает ребенку
возможность выдерживать школьный режим, в частности организованно вести
себя на уроках. Зарубежные авторы считают признаками школьника: быть зрелым
в умственном, эмоциональном и соц отношениях. К умственной области авторы
относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному
вниманию, аналитическому мышлению и т.п. под эмоци зрелостью они понимают
эмоц устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка.
Соци зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со
способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а
также со способностью взять на себя соц роль школьника.
5. Различные подходы к пониманию сущности воспитания обучения образования
как пед процессов.
Пед процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее
обучения, образования, воспитания. Существуют различные взгляды на
следующие моменты воспитанию: идейно-политическую направленность
воспитания, роль уч-ся в процессе обучения, доступность обучения, связь
образовательных, развивающих и воспитательных процессов. Восп – одна из
сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного
опыта. Восп тесно связано с обучением. Восп – работа с чувствами, мотивами,
эмоциями. Обуч – работа с умом человека, направленная на становление
познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний,
умений, навыков. Следует различать понятия – восп как процесс и восп как
результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан,
подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате
воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования.
Смысл восп и образования— это формирование такой личности, которая
гармонично влилась бы в общество. Т.е. понимание сущности восп, обуч и
необходимого объема образования связано с состоянием и требованиями
общества. В отечественной П в различные времена содержание воспитания
менялось, приобретая то большую общественную, то гос, то личностную
направленность. После революции общим принципиальным положением П стало
преобладание общественной направленности (воспитание должно готовить
человека к активной общественной и счастливой личной жизни). Опираясь на
этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь идеологические
установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и упрочение гос
строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поколения в соответствии
с гос стратегией формирования социально необходимого типа личности, т.е.
осуществляло гос заказ в сфере воспитания. Если гос и общественные интересы
при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то
это естественно. При рассогласовании целей гос, общества и личности
реализация этого принципа затрудняется, становится невозможной, приводит к
застою П. После начала реформ требования общества к системе образования
изменились, происходит реформирование, пересмотр многих положений П. Для
преодоления процесса огосударствливания образования в Р создана сеть
частных школ и высших учебн заведений. Современная П освободилась от гос
надзора, шагнула далеко вперед, стала использовать достижения западной
науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале
четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс:
педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. (см
парадигмы) С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восьмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. В настоящее время современная П считает основными
закономерностями воспитания и обучения: направленность на гармоническое
развитие личности, активно-деятельностный характер обучения, проявление
уважения к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения,
раскрытие особенностей и творческих задатков. Основные принципы обучения
(дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность
обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения;
е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения;
з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.
6. Проблема целепологания. Цели и задачи современного воспитания и
образования отечественной системы.
Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и
образование(т.е. прогнозируемых результатов в подготовке подрастающих
поколений к жизни). Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о
том, какого человека он должен формировать. Задачи воспитания (имеют
непосредственное отношение к определению содержания и методики
воспитательной работы). Например, если цель школы - воспитать строителей
коммунизма, то и задача будет соответствующей, и наука будет использована
для воспитания послушных, мало самостоятельно размышляющих исполнителей.
Таким образом, между целями, содержанием и методами воспитания существует
органическое единство. Правильное определение целей и содержания
образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества. С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. Целью современного восп и образ является:
формирование гармонично развитой личности имеющей професс подготовку
соответствующую современным требованиям общества. Задачами являются:
создание условий для самореализации личности; обеспечение уровня знаний
адекватного мировому уровню; интеграция личности в системы мировой и нац
культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное
общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство
и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование
любого уровня должно обеспечивать получение профессии и соответствующей
квалификации. Содержание воспитания образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
7. Модернизация содержания образовательной отечеств системы
С изменением общества изменялась содержание отеч образ системы. Система
образования в Р — это: 1. совокупность образов программ и гос образов
стандартов; 2. различных образов учреждений; 3.системы органов управления
образованием. Образов программа определяет содержание образования. В Р
реализуются образов программы, которые подразделяются на:
а)общеобразовательные; б) профессиональные. Общеобразов программы
направлены на формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в
обществе. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного; б)
начального; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего
образования. Професс образов программы направлены на последовательного
повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей
квалификации. К профессиональным относятся программы: а) начального професс
образования; б)среднего; в) высшего; г) послевузовского професс
образования. Обязательный минимум содержания каждой программы)
устанавливается соответствующим гос образовательным стандартом. В
результате модернизации появились новые формы получения образования,
допускается сочетание различных форм получения образования: с отрывом и без
отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования,
экстерната. Изменился и перечень учредителей образ учреждений могут быть:
а) органы гос власти и местного самоуправления; б) отечественные,
иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности,;
в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; г)
общественные и религиозные организации; д) граждане Р и других государств.
Их деятельность регулируется законами РФ, в частности Законом об образов
92г, Уставами, гос стандартами образания. Моденризации подвергаются и
образовательные программы, особенно с т.зр. целей и объема образования
(раньше — восьмилетнее обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии —
переход на всеобщее высшее). Существуют различные взгляды на следующие
моменты воспитанию: идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-
ся в процессе обучения, доступность обучения, связь образовательных,
развивающих и воспитательных процессов. В настоящее время современные
программы имеют направленность на гармоническое развитие личности, активно-
деятельностный характер обучения, раскрытие особенностей и творческих
задатков. Основные принципы обучения (дидактические принципы: а)обучение
должно быть научным, б) наглядность обучения; в)активность и сознательность
обучения; д)доступность обучения; е)систематичность и последовательность
обучения; ж)прочность обучения; з)единство обучения, развития и воспитания
уч-ся.
8. Концепция о школе закон России об образовании.
Концепция школьного образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Школьное
образование общедоступно, носит светский характер. Законодательство РФ в
области образования включает: федеральный Закон об образовании 92г,
законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации. Под образованием
в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и
воспитания в интересах личности, общества. Общее образование включает три
ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование. Основное общее
образование и государственная аттестация по его завершении являются
обязательными. Гражданам гарантируется возможность получения образования
независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояние
здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной
принадлежности, наличия судимости — это конституционные права. Право
граждан на образование обеспечивается госу путем создания системы
образования. Госу гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной
основе бесплатного профессионального образования в гос, муниципальных
образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Образовательная программа в РФ подразделяются на: а) общеобразовательные;
б) профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на решение
задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного
образования; б) начального общего образования; в) основного общего
образования; г) среднего (полного) общего образования. Професс
образовательные программы направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразов уровня, подготовку специалистов
соответствующей квалификации. К професс относятся программы: а) начального
профессионального образования; б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования; г) послевузовского
профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой
основной общеобразовательной программы или основной професс образовательной
программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается
соответствующим государственным образовательным стандартом. С учетом
потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются
в следующих формах: с отрывом (преимущественно) и без отрыва от
производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм
получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или
основной профессиональной образовательной программы действует единый
государственный образовательный стандарт.
1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от
домашнего обучения
2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на
приобретение общих знаний
3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом
этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному
обучению.
4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и
технических наук.
Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические
возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование,
государственные и частные школы, техническое и общее образование.
9. Классический и новые формы организации обучения и воспитания.
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит метод -
способ совместной деятельности учителя и обучаемого. Существует множество
подходов к классификации форм обучения. Формы обучения бывают конкретными
(урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп.
занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Урок - коллективная форма
обучения (типы —уроки-лекции, лабораторные (практические) занятия, уроки
проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);комбинированные уроки.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -
Экскурсии - форма, при которой знакомятся с объектами изучения. Домашняя
работа - форма без непосредственного руководства учителя. Внеклассная
работа: олимпиады, кружки и т.п. Традиционная форма обучение —представляет
собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового -
закрепление - контроль - оценка. Новая форма обучения —дистанционное
обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с
помощью современных информационно-образовательных технологий и систем
телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET -
когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают
на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный
момент подключен к их узлу сети. В эту систему входят: Лекции ДО на
дискетах и CD-ROM – дисках; Консультации ДО— используется телефон и
электронная почта; Лабораторные работы ДО; Контрольные работы ДО.
Классическими формами воспитания и обучения являются семейное воспитание,
воспитание в системе дошкольных и школьных гос учреждений, новые формы —
негос дошкольные и школьные учреждения, семейное образование, частное
репетиторство. Классическими формами обучения являются формы очного
обучения и заочного (с отрывом и без отрыва от производства. Сейчас
получают распространение новые формы — в форме семейного образования,
самообразования, экстерната. Основные принципы обучения (дидактические
принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность обучения;
в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения;
е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения;
з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся. П как наука имеет в своем
арсенале четыре парадигмы, которые определяют формы восп и обуч:
педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную.
Проблема современной П — какую парадигму взять за основу? Классической
является —-1.Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы
воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и
пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла
воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому
единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Формы в рамках этой концепции существуют и в современной школе (система
оценки знаний на уроках, домашних заданий).Эти формы не способствуют
формированию свободной творческой личности. 2. Согласно андрологической
парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и
достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который
должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути воспитатель и
воспитуемый в более-менее равном положение. Формы могут быть различны,
реализуются, в высшем образовании, и образовании получаемом экстерном. 3.
Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует
предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности,
реализации потенциальных возможностей. Такой подход имеет ярко выраженную
творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах,
различных художественных и других школах и студиях. Формы отличаются
максимальной индивидуальностью. 4.Концепция коммуникативной парадигмы
предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной
предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе
взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями,
совершенствование людей. В научной сфере это реализуется в форме
разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее.
10. Методы и приемы средства и технологии обучения и воспитания.
—это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы и
обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми
расположен весь остальной спектр: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие
технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).
Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные
Страницы: 1, 2, 3
|