МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.

    Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда

    субъект поднимается до становления самого себя.

    Идея деятельного становления призвания человека.

    Изменилась структура образовательного процесса в новой модели

    образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей

    логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели

    образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет –

    урок – воспитанник.

    В традиционной схеме образования предмет для воспитанника задается

    внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель

    образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем

    мотивировано, под призвание вводится предмет, специально адресованный

    воспитаннику в качестве урока.

    Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих

    педагогических обобщений 80-х годов. Название технологии было дано группой

    педагогов – новаторов.

    Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она

    вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей

    технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как

    их часть.

    Ее характеристики:

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По философской основе: гуманистическая.

    По характеру содержания: обучающая + воспитательная,

    общеобразовательная.

    По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая,

    диалогическая, игровая.

    По категории обучаемых: массовая (все категории).

    Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике

    отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и

    воспитания.

    В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество

    практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей,

    скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,

    совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

    Учитель – ученик.

    Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект

    педагогического процесса.

    В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности.

    Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть

    сотоварищами, партнерами.

    Ученик – ученик.

    Сотрудничество в отношениях “ученик – ученик” - принимает различные

    формы – содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества.

    В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества

    устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и

    учительскими организациями.

    Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду –

    родителей, семью, общественные и трудовые организации.

    Особенности содержания и методики.

    1. Гуманно-личностный подход к ребенку,

    а) новый взгляд на личность как цель образования,

    б) гуманизация и демократизация педагогических отношений,

    в) отказ от прямого принуждения как метода (принуждения до рамок

    наказания),

    г) новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на

    среднего ученика, поиск лучших качеств личности, ее интересы, способности,

    особенности мыслительных процессов, прогнозирование развития личности,

    индивидуальные программы ее развития, его коррекция),

    д) формирование положительных Я-концепций (все дети талантливы,

    создавать ситуацию успеха, ребенок хорош – плох его поступок, в каждом

    ребенке – чудо! Ожидай его!).

    2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс -

    II. личностно гуманная модель, основные положения которой

    сформулированы выдающимся педагогом, специалистом по детской психологии

    Шалвой Александровичем Амонашвили. В основе личностно-гуманного подхода

    лежит гуманистический принцип, сущность которого – обучение во имя развития

    личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений к людям,

    природе, труду, окружающему миру; бережное внимание к внутреннему миру

    ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного

    потенциала.

    Окружающий мир и педагогический процесс, считает Ш.А. Амонашвили,

    должен быть устроен так, чтобы в них:

    1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.

    “Истинно человеческое” – иначе правдивое, справедливое, научное,

    нравственное, доброе, полезное.

    2. Познавал себя как человека.

    “Как человека” – то есть как созданного для людей (прошлых, настоящих,

    будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы,

    для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения,

    очеловечивания жизни.

    3. Проявлял истинную индивидуальность.

    “Истинная индивидуальность” – значит, единственность и неповторимость,

    и потому с особой миссией от Природы.

    4. Находил общественный простор для развития своей истинной

    Природы.

    “Общественный простор” – то есть очеловеченные условия и человеческое,

    поощряющего содействие для своевременного и всестороннего развития

    задатков; “истинная Природа” - безграничность возможностей, задатков,

    способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.

    5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.

    Интересы ребенка – его потребности, тенденции, увлечения, желания,

    опыт, знания; “общечеловеческие интересы” – значит общечеловеческие

    ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия,

    мировоззрение, труд, здоровье. Носителями общечеловеческих интересов

    являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя.

    Были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на

    асоциальные проявления.

    Такими источниками могут быть: грубость во взаимоотношениях людей,

    среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его

    личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным

    тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к

    нему, материальная недостаточность.

    Опираясь на труды классики педагогики, Ш.А. Амонашвили разработал

    систему основных установок учителя гуманного педагогического процесса.

    1. Законы учителя.

    . Любить ребенка

    . Понимать ребенка

    . Восполняться оптимизмом к ребенку

    5. Законы учителя.

    . Принцип очеловечивания

    . Принцип уважения личности ребенка

    . Принцип терпения в становлении ребенка

    9. Заповеди учителю.

    . Верить в безграничность ребенка

    . Верить в свои педагогические способности

    . Верить в силу гуманного подхода к ребенку

    13. личностные качества учителя.

    . Стремление к развитию

    . Стремление к свободе

    . Доброта

    . Откровенность и искренность

    . Преданность

    19. Свод правил для учителя.

    Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям,

    стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при

    необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “со радость”,

    сочувствие.

    Общайтесь с ребенком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия,

    уважения, понимания.

    Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему

    пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем,

    давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких

    успехов они от него ждут.

    Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения,

    вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и

    искренностью к нему.

    Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

    Говорите с детьми спокойным, располагающем к себе голосом и экспрессией.

    Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то,

    что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое

    представление.

    Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание

    марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.

    Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершит

    достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит

    сосредоточенно.

    Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить

    спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные

    утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими

    учениками, детсадовцами.

    Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками,

    сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их,

    берите их с разрешения автора показать своим коллегам.

    Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками,

    напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить

    обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а так же

    объяснить слова, поставить вопросы к тексту.

    Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу

    ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните

    причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не

    забудьте выполнить обещание.

    Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их

    руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.

    Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу

    достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному

    одобрения.

    Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

    Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и

    провожайте каждый урок.

    Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во

    внимание желания детей по содержанию урока.

    Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков,

    высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д.,

    применяемых вами с целью апробирования.

    Поощряйте детей ставить вопросы, выражать собственное мнение, утверждать

    свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям,

    отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.

    Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам,

    объяснить ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту,

    выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем

    заблуждении.

    Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

    Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного

    ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение

    отдельных вопросов.

    Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям,

    умеющим думать, размышлять, обдумывать.

    Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать

    решения задачи, как обсуждать, оценивать.

    Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о

    своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

    Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и

    другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной

    работы.

    Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять

    самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с

    результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные

    суждения.

    Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих

    письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за

    ошибки.

    Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.

    Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность

    обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.

    Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

    Помогайте ребенку превзойти самого себя.

    Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

    Задавайте детям домашнее задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим

    тоже задавать себе задания.

    Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных

    возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий

    последующих классов.

    Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий,

    помогайте им учиться способом их решения.

    Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять

    учебники своими страницами с дополнительным материалом.

    Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные

    уроки”, помогайте им в проведении таких урок>в.

    Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на

    уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках

    не забывайте указывать, кто их автор.

    Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их

    пожеланиям.

    Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведение интересного

    урока.

    Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и

    интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить

    причины.

    Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания,

    интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их

    преодолевал.

    Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно

    когда его постигает неудача.

    При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на

    положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте

    на фоне достигнутого.

    Поощряйте само оценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте

    ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о

    работе товарища.

    Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.

    Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.

    Эти правила, отмечает Ш.А. Амонашвили, не исчерпывают всю гамму

    личностно-гуманного общения учителя с учениками и являются, скорее

    описанием приемов, однако следованием их может стать первыми шагами учителя

    по пути демократизации и гуманизации педагогического процесса

    Одним из вариантов реализации гуманистического подхода в бучении, по

    мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, идею которой в

    том, чтобы “сделать ребенка нашим (взрослых – учителей, воспитателей,

    родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником,

    единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении,

    сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и

    ответственным за этот процесс, за его результаты”.

    III. Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой, помогает найти

    компромисс между традиционной моделью, приоритетом которой является прочное

    усвоение знаний, умений и навыков, и личностным подходом. Она предполагает,

    что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума,

    но и на индивидуально-пихических и личностных свойствах.

    Реализация интегральной модели исключает изолирование или выпячивание

    роли какого-либо одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит

    его субъективной модели.

    М.Н. Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации,

    гуманистической парадигмы необходимо выполнение, по крайней мере, трех

    условий:

    Нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных

    качеств, подлинный интеллигент. Создать такой корпус просветителей в

    одночасье невозможно, но поставить такую цель – чрезвычайно важно.

    Нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие

    предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.

    Нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития

    личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

    В заключение необходимо кратко остановиться на сущностных чертах

    гуманистического подхода в обучении:

    . Гуманистический подход предполагает широкое понимание процесса

    учения как дела становления человека.

    . Он основан на допущении, что человек изначально свободен, и,

    следовательно, ответственен за свои действия и их последствия.

    . Признание самоценности каждой личности.

    Практика гуманистической школы выработала конкретные формы и методы

    педагогической деятельности. Среди них:

    1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

    2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

    3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и

    способностей каждого воспитанника.

    4. Формирование гомогенных классов и параллелей.

    5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.

    6. Психологическая безопасность, защита учащихся.

    7. Вера в учащегося, его силы и возможности.

    8. Принятие учащегося таким, каким он есть.

    9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.

    10. Изменение целевой установки школы.

    11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.

    12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такового, что не

    обеспечивает “духовных встреч с учителями”.

    13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.