Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли.
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты
человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей
воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как
потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или
медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась
потребность в:
обобщении знаний о воспитании,
в создании специальных учебных воспитательных учреждений.
В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе,
человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.),
Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель
(384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми
становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман –
“Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями
Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и
физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней
Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое
дерево – маслиновые рощи.
В период средневековья – господство церкви – все воспитание в
религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен.
Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени
Тертуман (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали
обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед
не ушла.
Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.
В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я.
А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку,
табл.).
Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” –
взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое
образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых
убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели
французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П.
Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).
Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в
истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно –
воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая
база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс
трудящихся.
Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен,
Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном
образовании” 1848 г.
В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого
крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в
судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже
20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед
ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы,
наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По
свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической
литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая
ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его
вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”
1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;
- учение о целях, принципах, сущности воспитания,
- о руководящей роли школы, учителя,
- о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти,
эмоций,
- пути реализации дидактических принципов сознательности,
наглядности, систематичности, прогностичности,
- концепция развивающего обучения,
- трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.
В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи
(1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности
человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой
советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С.
Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании,
сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 –
1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в
учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление
воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства
достижения).
Цели воспитания – провозглашаются обществом.
В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое
время.
Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая
идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению
общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой
педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что
воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных
ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и
ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий,
человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости
(толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности.
Признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать
полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все
происходящее в мире.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:
- ценности для всего общества, а не для группы людей, партии,
государства.
Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной
социальной силы, акцент на духовно – правовое, интеллектуальное и
эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного
богатства человечества.
Общечеловеческие ценности – это трансцендентные (запредельные) ценности,
т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.
Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.
Для неверующих – многовековой опыт человечества.
Они носят постоянный, непреходящий характер – образец “поведения” для
всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это
нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс
строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к
которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей
Родине”, “борьба за победу”.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в
систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек – гражданин
конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности.
Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а
предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны,
Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к
своей Родине, но отвергает национализм.
Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу,
противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм – признание данной
личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним,
служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности
с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу – идея
соборности является ведущей идеей русского самосознания.
В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного
процесса.
В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного специалиста,
способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства
– технократический подход.
Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации
личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи
подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой
квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом
подходе нет оценки студента, как только функционера общественного
производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие
условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать
себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую
систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на
более широком поле деятельности”.
А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.
Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных
планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в
новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных
кафедр, вуза, государства.
И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть
реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и
дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы
обучаемого, педагогика сотрудничества).
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна
соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности –
представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок –
смелость, честность, храбрость, справедливость.
Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже
в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети
рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.
В средние века – идеал духовный, физические радости греховны.
Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного
развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд,
показали его как добродетель социалисты – утописты.
Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания
признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может
похвастаться ее достаточно полной реализацией.
В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.
1. Высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк!
Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе.
2. Приземленный, реальный идеал – герой своего времени, тот, которому
все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью
судьбу желают своим детям.
Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.
После войны – офицер, научный работник, инженер.
70-е годы – партийный функционер и государственный чиновник.
Но какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского
народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою
Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал –
долг российских педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)
Одной из актуальных проблем современной теории и практики воспитания
становится, на наш взгляд, проблема цели.
По мнению ведущих английских теоретиков педагогики А.Келли, П.Херста,
Р.Петерса, Д.Поупа, проблема цели четко определилась в английской
педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в развитии
учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то
сначала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель
теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все
основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы,
приемы, деятельность учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х
годов и английское учительство стало признавать необходимость более четко и
целенаправленно планировать свою деятельность.
Поставленная, таким образом, в педагогической теории и практике
проблема цели, безусловно, включает в себя различные аспекты. Все они,
однако, сводятся к одному вопросу, точно сформулированному одним из ведущих
теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном: как перевести общую цель воспитания в
природу и саму ткань учебно-воспитательного процесса А. Келли, многие
сложности в педагогике возникают не столько от непонимания, каким должны
быть цели, сколько от непонимания, что такое воспитательные цели.
Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока
действия общие и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов
целей подробнее.
Общая цель. Среди свойственных ей характеристик выделяются, прежде всего,
долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на долгое время цель, как
правило, подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также широта
охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание
человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания, намерения,
стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.
Таким образом, в характеристике общей цели английские исследователи
выделяют несколько важных сторон: длительность существования,
устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения,
широту, структурность.
Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна
природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она
нуждается в специальной и глубокой разработке.
Общие цели рассматриваются в английской педагогической теории в
сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.
Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей о желаемых
изменениях учащихся.
Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный
результат действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В
любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей.
К главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует
отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность.
Определение конкретных целей воспитания, формирования личности –
сегодня наша важнейшая социально-педагогическая задача. И в поисках ее
решения целесообразно использовать опыт английских педагогов в этой
области.
Обратимся, теперь к представлениям английских теоретиков о том, как
должен осуществляться процесс постановки цели – целеполагания.
Исходным моментом целеполагания английские исследователи считают
условия постановки цели. При этом выделяют преимущественно два типа
условий:
1. Социально-экономические.
2. Собственно педагогические.
К последним помимо содержания образования, учебно-воспитательных
традиций, социально-нравственного климата школы, личности учителя и т.д.
относится автономность школы. Под автономностью понимается право школы
самостоятельно выдвигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных
возможностей, Специфике присущей только ей условий жизнедеятельности.
Интересно отметить, что идея автономности школы не только активно
проповедуются теоретиками, и ревностно отстаивается учителями – практиками,
она постоянно поддерживается государственной политикой образования. В
большинстве государственных документах, так или иначе, определяются общие
цели образования, подчеркивает примерный, рекомендательный характер и
проводится мысль об обязательной разработке на этой основе каждой школой
системы своих собственных целей.
Более того, каждая английская школа выпускает проспект, в котором,
характеризуя свой учебно-воспитательный процесс, излагает в той или иной
форме и свои цели. Вот, к примеру, что можно прочитать родителями всем
заинтересованным лицам в проспекте начальной школы Лейкок: “Наша главная
воспитательная цель – понимать природу маленького ребенка. Мы твердо
убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных
ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое
окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Мы
предлагаем широкую учебную программу, с тем, чтобы обеспечить в ней каждому
ребенку возможность успеха.
Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знаний и умений
в основных областях, развить у них пытливость и критичность ума,
направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство
ответственности и заботы о других людях. Мы стремимся приучить детей к
коллективному сотрудничеству, – это развивает в них умение заботиться о
других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере
того как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад
в общее дело”.
Цели, сформулированные в проспекте английской школы Лейкок,
показательны еще в одном отношении. Нетрудно заметить, что:
- в центр педагогических устремлений поставлена личность ребенка,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|