Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Приставка при- обозначает положение вблизи предмета, связь с ним:
приморский, приречный, придорожный, приусадебный и др.
Приставка вне- указывает на положение за пределами чего-либо, нередко
употребляется с непространственным значением: внеевропейский, внеслужебный,
внешкольный и др.
К приставкам, обозначающим время, относятся до-, пред-, по-, после-.
Приставка до- указывает на предшествующее время по отношению к
известному событию, эпохе, периоду времени: дореволюционный, довоенный и
др.
Приставка пред- на ближайшее предшествующее время и этим отличается
от до-: предреволюционный, предоктябрьский, предвоенный, предвыборный и др.
Приставка по- указывает на последующее время и является антонимом к
до-: пореформенный, посмертный; она непродуктивна.
Приставка после- однозначна с по- и является продуктивной:
послевоенный, послеоктябрьский, послеоперационный и др.
Приставка интер- (латинская) синонимична с между-: интернациональный,
интервокальный.
Приставка противо- указывает на назначение для уничтожения чего-либо,
для борьбы с чем-либо: противовоенный, противоалкогольный и др.
Приставка анти- (греческая) обозначает «враждебный чему-либо,
направленный против чего-либо», а также «лишенный чего-нибудь»:
антифашистский, антинародный и др. [8,261-262]
Глагольные приставки
Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются
приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий
звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах
выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется
в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых
приставок и предлогов, например: внести в дом, подложить под тарелку,
отойти от доски. Это наблюдается прежде всего при выражении
пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести
улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона. Но приставки имеют
и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например,
значение совершенного вида, которое получают приставочные глаголы, если оно
не парализуется суффиксом.
Приставки обычно имеют разветвленные значения, причем в одних случаях
связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных
значений из первичных улавливается без затруднений, в других значения
разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению
встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом
связаны с различиями в лексическом значении глаголов.
Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода
указания на происхождение действий в пространстве; они конкретизируют
действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают
его путем указания на начальный и конечный пункт, охватываемое
пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз.
Это наиболее отчетливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям
так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение
результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия
и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В
дальнейшем будут выделяться основные значения приставок. [12,146-148]
В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки
имеют чёткое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным
материалом для анализа будут являться те образования, в которых
приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других
различий (выбросить – бросить). Особую группу образований составляют
глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки,
но также частицей ся-; рассмотрение этих случаев относится к концу обзора
значений отдельных приставок.
Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет
ли глагол управляемые слова и каким падежом (без предлога или с предлогом)
он управляет. В дальнейшем обзоре, где требуется, примеры и будут
приводиться с управляемыми словами. [12,149]
Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна
существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического
состава; они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в
них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена
только этимологически: дать – продать, быть – прибыть, сбыть, забыть и др.
Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного
словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для
демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.
Также особое в словообразовательном отношении положение занимают
приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы
с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами;
примерами их могут служить производные глаголы: а)снять, поднять, принять и
др;. б) сказать, приказать, отказать, заказать и др.; в) сложить,
подложить, заложить, отложить и др.; г) привыкать, отвыкать, свыкаться и
др.
Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют
собой наследие прошлого, и в них морфологический состав нередко затемнён;
отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от
своей корневой группы и потеряли членимость (понять, занять, отнять);
только в редких случаях приставки более или менее сохраняют своё значение.
В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с
затемненным значением приставок. [12,150]
Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них
широко представлены пары приставок-антонимов: внести-вынести, приставить-
отставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но
вследствие многозначности приставок их противоположность в значении
охватывает только некоторые случаи их употребления. Приставка в- (во-)
указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо
сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с
предлогом в; бесприставочные глаголы не указывают на направление движения:
ехать – въехать в город, нести – внести в столовую, вклеить страницу в
книгу и др.
Приставка вы- имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой
группе исходным является обозначение направления действия «наружу»; в этих
случаях вы- выступает как антоним приставки в-; обозначение предмета,
изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с
предлогами из, с; ехать - выехать из города; нести – вынести из столовой,
вылить из бутылки, вытащить из воды, выгрузить из машины и др.
Исходным значением приставки за- является отдаление от наблюдателя и
продвижение за преграду, предмет; в этих случаях глагол управляет
винительным в предлогом за: ехать – заехать за дом, идти – зайти за гору и
др. [8,364]
Приставка из- только в редких случаях имеет значение движения наружу,
в соответствии с предлогом из: гнать – изгнать из страны, извлекать из
глаза и др.
Приставка от- выражает движения, начинающиеся отделением от какого-
либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с
предлогом от: ехать – отъехать от села, лететь – отлететь от аэродрома и
др. [8,366]
Приставка под- обозначает перемещение, имеющее целью расположить
объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у непереходных
глаголов) под предмет; в этом случае глагол управляет винительным падежом с
предлогом под: ставить – подставить под машинку, ехать –подъехать под мост
и др.
Приставка у- имеет значение движения от предмета до полного удаления,
а также завершения действия.
Удаление чётко выражается у глаголов движения; исходный пункт
обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с: уехать с Кавказа,
уйти из театра, отплыть от берега, утечь из ведра и др. [8,370]
Приставка на- указывает на ограничение движения при соприкосновении с
препятствующим предметом, в первую очередь с его поверхностью; в таком
случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на: ехать – наехать
на тумбу, налететь на столб и др.
Приставка с-, с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение,
с другой – встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно
четко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с
предлогом с: съехать с горы, сбросить с крыши и др.
К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону
или без указания направления: согнать с ковра, смахнуть пыль и др. [8,372]
Сложная приставка недо- имеет значение неполноты действия, она
противополагается приставке пере-: недоработать (переработать),
недовыполнить (перевыполнить) и др.
Сложная приставка обез- (обес--) образует глаголы от имён
существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые
обозначаются существительными: обезлюдеть, обезоружить, обезглавить;
обессилеть, обесценить и др. [8,376]
Мы назвали лишь некоторые приставки, употребляемые с глаголами, их
гораздо больше.
Приставки наречий
Словообразование наречий также осуществляется посредством приставок.
Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.
Приставка по- и суффикс –и образуют наречия: по-отцовски, по-братски,
по-чешски, по-птичьи, по-лисьи и др.
Приставка по- и суффикс –ому (-ему) образуют наречия от относительных
и (реже) качественных прилагательных и местоимений: по-летнему, по-зимнему,
по-богатому, по-новому и др.
Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий
путём присоединения приставок: всегда - навсегда, ныне – отныне, завтра –
послезавтра и др. [8,400]
Глава II Психолого-педагогические основы изучения
приставки и предлога
2.1. Роль анализа и сравнения в процессе обучения
младших школьников
Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких
познавательный действий, которые составляют специфические приемы,
характерные для той или иной области знаний. При этом мыслительная
деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения,
анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. [13,325]
В психологии сравнение рассматривается как сопоставление предметов и
явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д.Ушинский
считал операцию сравнения основой понимания. Он подчеркивал, что познать
любой предмет можно только приравнивая его к чему-либо и отличая от чего-
то.
В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.
Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают
особенности данных языковых явлений.
Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно
целенаправленно, т.е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа
на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установления сходства
предметов, или на установления различия, или на то и другое одновременно.
Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут
находить сходство между предметами, если при сравнении давать
дополнительный предмет, отличный от сравниваемых.
Учащиеся должны усвоить следующее: успешное овладение русским языком
невозможно без овладения специфическими языковыми приёмами мышления.
Нередко учащиеся, изучая части речи, члены предложения, не понимают их
языковой сущности, а ориентируются на их место в предложении или учитывают
лишь формальные признаки. [33,25-29]
Язык можно изучать по существу, т.е. с пониманием его специфических
особенностей, с умением опираться на них, пользоваться ими. Но это будет
только в том случае, когда учитель формирует необходимые приемы языкового
мышления. Если же об этом должной заботы не проявляется, то язык изучается
формально, без понимания сути, а поэтому и не вызывает интереса у учащихся.
Следует отметить, что иногда необходимо формировать такие
специфические приёмы познавательной деятельности, которые выходят за рамки
изучаемого предмета и в то же время определяют успех в его овладении.
Одной из важных операций мышления является анализ. Анализ – это
мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части,
выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Анализ неразрывно
связан с синтезом. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов,
частей и признаков в единое целое. [34,288]
Анализ и синтез в единстве дают полное и всестороннее знание
действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез,
опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает
знания объекта в целом.
Для понимания морфемного состава слова ученик выделяет и
рассматривает отдельные его части: приставку, корень, суффикс, окончание.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с
предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и деятельное
анализирование.
Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом
действии.
Анализируя учебную деятельность с детьми младшего школьного возраста,
учитель должен помнить, что аналитико-синтетическая деятельность в начале
младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на
стадии наглядно-действенного мышления и анализа, основывающегося на
непосредственном восприятии предмета. Второклассники уже могут
анализировать предмет, не прибегая к практическим действиям с ним, они
способны вычленить различные признаки, стороны предмета уже в речевой
форме. От анализа отдельного предмета, явления переходят к анализу связей и
отношений между предметами и явлениями. [13,365]
Анализ учебников и программ показывает, что действие сравнения
необходимо учащимся уже в 1 классе. Вместе с тем, если его не сделать
предметом специального усвоения, то оно оказывается не усвоенным
большинством ребят до конца учебного года. Дети далеко не всегда понимают,
что значит сравнивать. Начинать работу по формированию приема сравнения
надо с выделения слагающих его действий. Сравнение будет корректным тогда,
когда оно используется во-первых, при сравнении одинаковых предметов и
явлений действительности; во-вторых, когда сравнение происходит по
существенным признакам. Сравнение предполагает умение выполнять следующие
действия:
1) выделение признаков и объектов;
2) установление общих признаков;
3) выделение основания для сравнения (одного из существенных
признаков);
4) сопоставление объектов по данному основанию.
Если учитель уже научил детей выделять в предметах или словах общие и
существенные признаки, то новыми будут лишь два последних компонента: выбор
признака, по которому предполагается сравнение именно по этому признаку.
[20,112]
Учитывая вышесказанное, особое внимание необходимо обратить на выбор
основания для сравнения.
В работе мы бы хотели остановиться на том, как используется сравнение
при изучении предлогов.
Фрагмент урока:
Учительница читает предложения:
Вчера дежурили Коля с Петей.
Завтра будут дежурить Катя с Галей.
- Назовите предлоги в этих предложениях. Сравните их произношение.
- В нашем языке есть только предлог с (учитель показывает карточку).
Запись предложений под диктовку. Аналогично сравниваются и
записываются предложения:
Мальчики бегут к реке.
К берегу плывет лодка.
Вся работа на уроке основана на сравнении.
Для формирования навыка правильного написания предлогов большое
значение имеет участие в работе различных анализаторов: и речи, и зрения, и
слуха, и движения руки.
Ещё К.Д.Ушинский указывал, что, «чем более органов наших чувств
принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы
впечатлений, тем точнее ложатся эти впечатления в нашу механическую,
нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются». [37,251]
Во 2 классе основное внимание уделяется развитию у учащихся умения
различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе
сравнения предлога и приставки в языке.
Учащиеся опираются на знания о том, что предлоги служат для связи
слов в предложении, а приставки – для образования слов.
Специальные упражнения во 2 классе нацелены на сравнение предлогов и
приставок по их существенным признакам.
2.2. Принцип наглядности как один из важнейших дидактических принципов в
системе обучения младших школьников
Трудно переоценить роль наглядности в формировании мыслительных
процессов у младших школьников. Сущность наглядности в том, что она не есть
какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений, а
она есть особенность психических образов этих объектов. [38,214] Когда
говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|