Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический факультет
Кафедра русского языка и методики его преподавания
в начальных классах
Марченко Татьяна Алексеевна
Студентка 3 курса заочного отделения
Особенности работы над предлогами и приставками
в начальной школе
Квалификационная работа
Научный руководитель – кандидат
педагогических наук, доцент
Тлюстен Людмила
Шаханболетовна
Майкоп 2001г.
Адыгейский Государственный Университет
Педагогический факультет
Кафедра русского языка и методики его преподавания
в начальных классах
Клименко Татьяна Григорьевна
Студентка 3 курса заочного отделения
Особенности работы над предлогами и приставками
в начальной школе
Квалификационная работа
Научный руководитель – кандидат
педагогических наук, доцент
Тлюстен Людмила
Шаханболетовна
Рецензент – кандидат филологических
наук, доцент Тутарищева
Марзъят Каспоторовна
Зав.кафедрой – доктор педагогических
наук, профессор Шхапацева
Мина Хаджибиевна
Майкоп 2001г.
Оглавление
Введение 3
Глава I Лингвистические основы работы над
приставкой и предлогом в начальной школе 5
1.1. Предлог как часть речи 5
1.2. Понятие о приставке 11
Глава II Психолого-педагогические основы изучения
приставки и предлога 20
2.1. Роль анализа и сравнения в процессе
обучения младших школьников 20
2.2. Принципы наглядности как один из
важнейших дидактических принципов в
системе обучения младших школьников 22
Глава III Приемы работы над приставками и
предлогами в начальной школе 27
3.1. Формирование представлений о предлоге
у первоклассников 27
3.2. Особенности работы над приставкой 33
3.3. Сравнительное изучение предлога и
приставки по системе Л.В. Занкова 39
3.4. Работа над предлогом в связи с изучением
падежей 48
Заключение 54
Библиография 55
Приложения 57
Введение
Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы.
Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения,
повышение его качества и процента обученности. В настоящее время
общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и
воспитания.
Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке
младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся
приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь
объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования
родного языка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно
существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль
языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется
необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие
речи – аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда
учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую
очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к
подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в
жизни современного общества, в современном производстве, в развитии
культуры, искусства (16 5).
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому
языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н.
Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование
у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно,
содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной
форме и орфографически верно передавать их на письме.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются
базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и
орфографических навыков.
Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе –
предлог, в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом
значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены
в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в
предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме,
необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные
признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.
Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по
морфемному составу (непосредственно приставки) и предлогам. Но учитывая
сложность этой темы для младших школьников, мы обратились к теме:
«Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе». Была
поставлена цель – показать наиболее эффективные приемы работы, которые бы
способствовали лучшему усвоению материала младшими школьниками.
Задачи исследования
1. Изучение лингвистической, психологической, педагогической и научно-
методической литературы.
2. Обобщение передового опыта работы различных учителей-методистов
начальных классов.
3. Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нем
отводится предмету нашего исследования.
1. Выявление эффективных приемов работы
при изучении предлогов и приставок.
В процессе работы над темой мы пользовались следующими методами:
1. Изучение литературы по теме.
2. Изучение и обобщение опыта работы
передовых учителей страны.
3. Наблюдение за ходом уроков различных
учителей.
4. Эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в 2000-2001 гг. во II,III
классах СШ №13 п. Ясенская Переправа Ейского района Краснодарского края.
Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в
начальной школе
Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии
лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию, грамматические
теории ( о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для
методики обучения грамматике: на лексику, теорию текста и другие
дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе
они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.
«Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых
методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может
надежно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры».
[ 14, 225]
На том или ином этапе развития науки может происходить смена исходных
лингвистических платформ, что обычно ведёт к значительной перестройке всей
методической системы. Причем принято считать, что лингвистика влияет только
на содержание обучения, т.е. только на решение вопросов о том, чему учить,
как трактовать то или иное понятие, языковое явление. Но это не так. Смена
лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации
обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах
упражнений.
Покажем это на примере работы с приставкой и предлогом в начальных
классах. Но сначала рассмотрим, что представляют собой предлог и приставка
с лингвистической точки зрения.
1.1. Предлог как часть речи
Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании именем в
косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в
предложении или словосочетании, передают различные отношения между
зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании. [8,
256]
Например: Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна.
Современная система русских предлогов сложилась на основе той
предложной системы, которая была унаследована древнерусским языком их эпохи
общевосточнославянского языкового единства. Русский язык сохранил такие
древние предлоги как в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по,
под, перед, про, при, ради, с, через, у.
Развитие и совершенствование языка требовало новых средств выражения
грамматических отношений. Это служило стимулом для образования новых
предлогов. Процесс их образования был беспрерывным, он продолжается и в
настоящее время. [8, 236]
В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств
выражения синтаксических отношений между членами предложения, иначе говоря,
как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство
предлогов составляет их грамматическое значение. [32,39]
Спорным в учении о предлоге остается вопрос о лексическом значении
предлогов. На него существуют две точки зрения. Согласно одной из них
большая часть предлогов имеет и лексическое и грамматическое значение,
только степень проявления лексического значения у разных предлогов
различна. Такой взгляд на предлог высказывается, в частности, в трудах В.В.
Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.М. Жирмунского, В.И. Кодухова, А.И.
Смирницкого. Противоположная точка зрения заключается в признании у
предлогов только формального, грамматического значения и отрицании
реального, лексического (в трудах А.А. Потебик, А.А. Шахматова,
А.М.Пешковского и некоторых других лингвистов).
Предлоги, как и другие служебные части речи, принадлежат к
неизменяемым словам. Следовательно, у них нет флексий и вопрос о морфемной
структуре предлогов должен был бы быть предметом словообразования, однако
и он по традиции рассматривается в морфологии. [32, 358]
Классификация предлогов
В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и
производные.
Непроизводными, или первообразными, считаются все предлоги, которые
потеряли живую связь с теми словами, от которых они образованы. Это
сравнительно небольшая группа слов, куда входят предлоги без, в, до, для,
за, из, к, над, о, об, от, по, под, перед (пред), при, про, ради, с, у,
через; а также предлоги сквозь, между (меж), кроме, среди,
соотносительность которых с наречиями в настоящее время может быть
подтверждена лишь исторически.
Производных предлогов значительно больше. Их классификация
производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется связь
производного предлога. Таким образом выделяются наречные, отыменные и
отглагольные предлоги.
К наречным относятся предлоги вблизи, вдоль, вне, внутри, внутрь,
возле, вокруг, впереди, вслед, кругом, мимо, навстречу, наперекор,
напротив, около, поверх, подле, позади, поперек, после, посреди, прежде,
сбоку, сверху, свыше, сзади и др. С ними сближаются предлоги, происхождение
которых связано с прилагательными: согласно, соответственно, соразмерно,
относительно и др. Рост производных предлогов происходит и за счет
дальнейшей конкретизации широких пространственных, временных или иных
обстоятельственных значений первообразных предлогов. Эта конкретизация идёт
по линии сочетания такого предлога с наречием. В итоге образуются наречно-
предложные сочетания, употребляющиеся в роли предлогов: вдоль по, вместе с,
вслед за, отдельно от, рядом с и др.
С глагольными формами связаны своим происхождением предлоги от
деепричастий (благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, спустя), а
также из сочетаний деепричастия с первообразным предлогом (несмотря на,
смотря по, начиная с). [26, 483]
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и
сложные. К простым относятся предлоги, состоящие из одной корневой морфемы
(без, о, об, про, через и др.), а к сложным – имеющие в своем составе две
или более корневые морфемы одного уровня, т.е. фактически состоящие из двух
или более предлогов, например: из-за, из-под, по-над, промеж, промежду и
др. Обычно такие предлоги свойственны разговорной или народно-поэтической
речи, широко представлены они и в русских говорах.
Производные предлоги можно делить в зависимости от того, сколько
лексических единиц входит в функциональную синтаксическую единицу,
именуемую по традиции предлогом. Здесь также можно выделять предлоги
однословные: вблизи, вокруг, путём, спустя; двусловные, состоящие их
предлога и бывшего знаменательного слова (их называют по-разному –
сложными, составными или даже предложными оборотами): в деле, в отношении,
по причине, вдоль по, рядом с, несмотря на и др.; наконец, трёхсловные,
состоящие из простого предлога, бывшего знаменательного слова и
последующего простого предлога (их также называют составными или сложно-
составными): в связи с, в отличие от и др. Названия разрядов в лингвистике
твердо не закрепились. [26, 484]
При проведении наблюдений над семантикой предлогов необходимо
учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна
знаменательным словам, и только в сочетании с последними употребляются в
речи.
Словосочетание – это тот конкретный материал, который позволяет
раскрыть функцию предлога на наглядно-чувственной основе. Пропуск предлога
в предложении нарушает связь между двумя знаменательными словами и
затрудняет понимание смысла. При проведении наблюдений над семантикой
предлогов необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью,
которая свойственна знаменательным словам, и только в сочетании с
последними употребляется в речи. [ 32, 238]
Значение предлогов
Между компонентами словосочетания устанавливаются самые разнообразные
виды отношений: пространственные, временные, объективные, причинные и проч.
В выражении этих отношений предлоги принимают непосредственное участие,
поэтому определение таких отношений является и определением функционального
значения предлогов.
В современном русском языке сложились следующие группы функциональных
значений предлогов (в лексикографической практике такие группы значений
именуются отношениями).
1. «Широко выражаются пространственные отношения, в частности:
а)местонахождение предмета, его положение по отношению к другому предмету:
у реки, перед школой, за городом, под горой, над обрывом, в лесу, на горе;
б) положение по отношению к предмету, до которого совершается перемещение:
подвинь до шкафа, поставь у стола, в стол, за стол, перед столом; от
которого начинается перемещение: вынь из ящика, отставь от печи;
в)пространство, по которому совершается передвижение: ехали через лес, по
степи.
2. Обозначение времени выражаются при сочетании с существительными,
называющими промежутки времени или процессы, длящиеся во времени; при этом
указывается продолжительность действия: сделал за день, в неделю; время
действия: занимается по вечерам, ездил в прошлом году, случилось на прошлой
неделе; момент от которого или до которого простирается действие:
открывается с девяти часов, уехал до мая.
3. Обозначения образа действия выражаются рядом конструкций,
включающих более или менее широкий круг отвлеченной лексики, а также
отдельные фразеологические обороты: шёл с усилием, говорил с подъёмом,
работал с увлечением, смотрел с удовольствием.
4. Указания на причину даются рядом конструкций в зависимости от
значения подчиняющего и подчиненного слова; эти конструкции
немногочисленны; среди них немало фразеологических оборотов: не пришёл на
работу по болезни, по уважительной причине, ушёл с досады, дрожа от холода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|