МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

    первостепенное значение. И преподаватель обычно считает этот метод

    «легким». Недостаточно подготовленные учителя часто предпочитают им

    пользоваться взамен и беседы, и наблюдения. Но в действительности метод

    изложения оказывается весьма «трудным», так как для того чтобы учащиеся со

    слов учителя получили вполне осмысленные, упорядоченные и прочные знания,

    искусство изложения должно быть на большой высоте.

    При изложении учителю приходится заботиться не только о точности и

    яркости образов-представлений, которыми он обогащает учащихся, не только о

    смысловой безупречности обобщающих концепций, не только об эмоциональной

    выразительности и художественной отделке речи, но и прилагать особые усилия

    к поддержанию внимания, применять различные приемы для облегчения процесса

    рассуждения учащихся.

    Успешность всех педагогических приемов зависит от особенностей

    психических реакций детей на воспитательные воздействия. И именно

    «положительные» реакции приводят к наиболее благоприятным результатом.

    Психолог С. Л. Рубинштейн в своей книге ,,Основы общей психологии( пишет,

    что в структуру процесса учения входит ,,первичное ознакомление с

    материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление,

    специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в

    смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на

    практике((52.506(.

    С. Л. Рубинштейн четко формирует эту роль ,,внутренних условий, через

    которые преломляются все внешние воздействия(. ,,Внешние причины всегда

    действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С таким

    пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает

    личность как целостная совокупность внутренних условий для закономерностей

    психических процессов. Основной нашей ,,психологической( предпосылкой была

    уверенность, что активизировать в ходе обучения энергию ученика можно,

    опираясь, наряду с умственной деятельностью, на его чувства, на устремления

    воли, умственный труд сочетая с моторными действиями. В этих целях

    намеченные практические мероприятия необходимо было связать с формами

    работы, вызывающими эмоциональный подъем, с личной инициативой учащихся, с

    самостоятельностью в работе, с различными приемами коллективного действия.

    Существует большое разнообразие методов обучения. Классификация методов

    обучения: И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе , М.И.Махмутова,

    Е.Я.Голант, Е.И.Перовский известных в истории педагогической мысли и

    дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения,

    усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые

    формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из

    определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

    Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и

    М.Н.Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности

    учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

    1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

    Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания,

    полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот

    метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

    2. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся

    сообщают готовые знания; при этом учебный материал группируется и

    располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена

    проблема. Для ее решения преподаватель применяя систему доказательств,

    показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по

    которому должно идти исследование вопроса. Такой метод можно широко

    использовать при чтении проблемных лекций в вузах.

    3. Частично поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда

    учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом

    темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий

    подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана

    поиска и самостоятельным выводам.

    4. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда

    учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают

    литературу вопроса, известные факты, строят план исследования,

    предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют

    решение проблемы.

    Грузинским педагогом Д.О.Лордкипанидзе была предложена

    классификация методов обучения по тем источникам, из которых учащиеся

    черпают знания и приобретают навыки. Эта классификация исходит из признания

    единства образа, слова и практической деятельности в познании, в частности

    в обучении.

    Классификация методов обучения по источнику знаний:

    | Источник |Методы обучения |

    | | |

    | Слово учителя |Рассказ, лекция, беседа, |

    | |объяснение |

    | | |

    | Печатное слово |Работа с книгой |

    | | |

    | Предметы и явления |Демонстрации, |

    | действительности и их |наблюдения учащихся, |

    | изображения |экскурсии |

    | | |

    | Практические действия |Практические работы, |

    | |лабораторные работы, |

    | |упражнения. |

    | | |

    Но и такая классификация методов не раскрывает их внутренней сущности,

    так как не отражает деятельности учащихся в процессе использования этих

    источников, а также не показывает психических процессов, которые с этой

    деятельностью связаны. Однако, будучи сравнительно простой и удобной для

    практического использования, эта классификация получила наиболее широкое

    распространение в современной педагогической литературе.

    Наиболее распространена в педагогике в настоящее время

    классификация Е.Я.Голант, Е.И.Перовский которая подразделяет все методы

    обучения на три группы: словесный, наглядные и практические. Основой такого

    разделения является характер учебной познавательной деятельности с точки

    зрения преимущественного источника получения знаний. Если главным

    источником учебной информации в процессе объяснения учителя и усвоения

    знаний детьми является слово без опоры на наглядные пособия и практические

    работы, то все подобные способы обучения становятся похожими, несмотря на

    различные учебные предметы и темы. Возникает группа методов, которые

    называются словесными. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение,

    самостоятельное изучение темы по учебным книгам, специальным текстам,

    магнитофонным записям и учебным теле -и радиопрограммам.

    К группе наглядных относятся методы обучения с использованием

    наглядных пособий. Характер наглядных пособий существенно влияет на

    понимание учебного материала, определяет содержание и структуру мысли

    ученика. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов

    обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является

    источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу.

    Поэтому наглядные методы- это и беседа, и описание, и рассказ, и

    объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

    Большая опора на чувственные образы, на ощущение и восприятие ученика при

    использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру

    познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и

    это создает хорошую основу для формирования абстракций и понимания

    изучаемых теоретических положений.

    К практическим методам обучения относятся методы, связанные с

    процессом формирования и совершенствования умений и навыков у школьников.

    Очевидно, всякий метод обучения связан с практикой. Однако термин

    ,,практические методы( говорит о том, что основой деятельностью учащихся на

    уроке является выполнение практических заданий. К этим методам относятся

    письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы,

    некоторые виды самостоятельных работ.

    Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-

    содержательная, источниковая, процессуальная и организационно

    управленческая, разработал С. Г. Шаповаленко.

    При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов

    обучения:

    1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

    деятельности;

    2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

    3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

    познавательной деятельности.

    Наиболее простая классификация методов обучения именуемая

    бинарным, была разработана Махмутовым по методам работы учителя и

    методам деятельности ученика.

    К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа,

    описание, объяснение учителем и др., в которых главенствующая роль

    принадлежит учителю. Задачи ученика сводятся к тому, чтобы следовать

    логике рассуждений учителя, понять излагаемое содержание, запомнить и в

    последующем уметь воспроизвести изученный материал. Чем ближе мысль

    ученика к системе рассуждений учителя является определяющим фактором.

    Возможности самостоятельных рассуждений и мыслей учащихся ограничены.

    Главная задача учеников - слушать учителя и понимать его.

    Ко второй группе относятся способы учения: упражнения,

    самостоятельные, лабораторные, практические и контрольные работы.

    Характер познавательной деятельности ученика определяет эффективность

    предлагаемого метода. Роль учителя сводится к умелому руководству

    учением школьников: подбор материалов, организация учебного занятия,

    анализ выполненных заданий и контроль. Успех учения в конечном итоге

    зависит от того, как мыслил ученик, как он выполнял задания, насколько

    проявлял самостоятельность и активность, насколько использовал

    теоретические положения в процессе решения практических заданий. Главным

    становится познавательная деятельность ученика, а роль учителя

    заключается в умелой организации этой деятельности.

    В каждой из тех групп методов отражается взаимодействие педагогов

    и учащихся. Каждая из основных групп методов, в свою очередь может быть

    подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку

    организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной

    деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание,

    запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при

    этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо

    включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации

    (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной

    передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы:

    иллюстрация, демонстрация и др.); методы передачи учебной информации с

    помощью практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического

    ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты,

    трудовые действия и др.).

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной

    деятельности по Ю.К.Бабанскому.

    Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи

    и восприятия учебной информации)

    Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект)

    Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления)

    Методы самостоятельной работы и работы под руководством

    преподавателя (аспект управления учением)

    Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной

    деятельности, исходя из двух больших групп мотивов, можно подразделить

    на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы

    стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

    |Методы стимулирования и мотивации учения |

    |Методы стимулирования |Методы стимулирования |

    |и мотивации интереса к |и мотивации долга и |

    |учению. |ответственности в учении |

    Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить

    на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников обратной связи

    во время учебного процесса - устных, письменных и лабораторных -

    практических.

    | Методы контроля и самоконтроля в обучении |

    | Методы устного | Методы письменного |Методы лабораторно- |

    | контроля и | контроля и самокон- |практического |

    | самоконтроля | троля |контроля и |

    | | |самоконтроля |

    | | | |

    Предлагаемая классификация методов обучения является относительно

    целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы

    деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно

    представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие,

    осмысление и практическое применение, учтены все основные функции и стороны

    методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой. Но эта

    классификация не просто механически соединяет известные подходы, а

    рассматривает их во взаимосвязи и единстве, при условии оптимального

    сочетания. Наконец, предлагаемый поход к классификации методов не исключает

    возможности дополнения его частными методами, возникающими в ходе

    совершенствования обучения в современной школе.

    Таким образом разработка данной проблемы привлекла внимание

    многих ученых педагогов-психологов.

    Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера,и М.Н.Скаткина,

    Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, который

    показал, что в современых условиях совершенствования обучения, усложнения

    учебных знаний, увеличение их объема и глубины, порождает все новые формы и

    методы обучения детей.

    Метод обучения - это форма теоретического и практического

    освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и

    развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет

    методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме

    методов обучения.

    I.2. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе

    начальной школы.

    Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать

    содержание материала в словесном изложении.

    Словесные методы обучения требуют от учителя логической

    последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала,

    образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой

    речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды

    устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В

    первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились

    отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В

    дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали

    переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер,

    вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

    Современная дидактика придает большое значение словесным методом

    обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов

    и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника,

    отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль

    подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое

    эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является

    важным средством формирования научного мировоззрения, поведения,

    положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

    Различные виды словесного изложения материала учителем должны

    удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

    1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго

    научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической

    значимости.

    2. Логической последовательности и доказательности, которые

    обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

    3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному

    усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и

    выводов.

    4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя,

    облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала,

    вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только

    на разум, но и на их чувства.

    5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему

    постепенное усложнение устного изложения материала учителем на

    последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.