МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

    Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

    Студентка 4 курса

    Психолого-педагогического

    факультета, отделения ПМНО

    Мустафаева Асима Алихановна

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ

    ШКОЛЬНИКОВ ( НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ )

    Дипломная работа

    Научные руководители :

    Сатканов О.С. – профессор, к.п.н.

    Айтпаева А.К. – и.о.доцента, к.п.н.

    АЛМАТЫ 2000 г.

    Оглавление

    | |

    |Введение …………………………………………………………………… 3 |

    | |

    |Глава I. Теоретические основы проблемы словесных |

    |методов обучения ………………………………………………………. 6 |

    |I.1. Проблема методов обучения и |

    |их классификация в современной |

    |психолого-педагогической литературе ……………………………… 6 |

    |I.2. Словесные методы обучения и их |

    |использование в учебном процессе начальной школы ………… 19 |

    | |

    |Глава II. Опытно-педагогическая работа на уроках |

    |трудового обучения с использованием словесных |

    |методов в 3 классе (на примере работы бумаги с картоном) ….. 28 |

    |II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения ……..……. 28 |

    |II.2. Описание и анализ результатов |

    |опытно-педагогической работы ………………..……………………… 48 |

    | |

    |Выводы ………………………………………………………………………. 51 |

    | |

    |Использованная литература ……………..…………………………….. 53 |

    | |

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная

    ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход

    к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе,

    требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы

    и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической

    науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные

    инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук,

    развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности,

    формирует научное мировоззрение.

    От выбора и характера использования того или иного метода

    зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или

    обременительным, выполняемым лишь (для отбытия повинности(. Эти особенности

    методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он писал: (... От

    методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку,

    будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя

    на нем почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается

    радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с

    психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания

    зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и

    противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или

    класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной

    дружбой к своему руководителю(. (33.4(

    Усиление связи обучения с жизнью, с производительным трудом

    выдвигает на первый план вопрос об усилении

    воспитательного воздействия методов обучения, о связи, об единстве

    воспитательной и образовательной работы. И это опять-таки требует

    усовершенствования общеизвестных учебных методов и разработки новых, более

    рациональных.

    Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались

    такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский,

    С.Л.Рубинштейн.

    Как показывает опыт ученых педагогов-психологов, наряду с другими

    методами обучения, в практике школьной работы видное место уделяется

    внимание словесному методу обучения.

    Словесный метод выступает как один из ведущих видов учебной

    деятельности детей по всем предметам начального обучения, оно получает

    широкое использование в преподавании на старших ступенях школы. Словесный

    метод занимает должное место, даже включается в общую классификацию методов

    обучения.

    В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель

    исследования - поиск оптимальных путей использования словесных методов

    обучения в начальной школе.

    Объект - процесс обучения младших школьников.

    Предмет - использование словесных методов обучения на уроках

    труда в начальной школе.

    Задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия методы обучения, рассмотреть разные

    подходы к их классификаций и условия их использования.

    2. Раскрыть методику использования словесных методов обучения на уроках

    труда в 3 классе при работе с бумагой, картоном.

    Методы исследования:

    - анализ научно - педагогической литературы;

    - изучение и обобщение (опыта учителей, работающие в начальных

    классах), т.е., опытно - педагогическая работа;

    - анализ программ;

    - проведение опытно - педагогической работы.

    База исследования:

    Средняя школа № 92. 3 ,,а( класс.

    Структура работы

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

    использованной литературы.

    В теоретической главе теоретические предпосылки проблемы словесных

    методов обучения рассматриваются основы проблемы методов обучения в

    начальной школе. На основе анализа теоретической литературы была выявлена

    сущность педагогической особенностей использование словесных методов

    обучения в начальной школе.

    В опытно-педагогической работе проведена работа с использованием

    словесных методов обучения на уроках труда. Описан анализ результатов

    опытно-педагогических вопросов.

    В заключении даются выводы по проведенной работе и рекомендаций по

    использованию словесных методов обучения на уроках труда, работы с бумагой

    и картоном.

    Глава I. Теоретические основы проблемы словесных методов обучения.

    I.1. Проблема методов обучения и их классификация в современной

    психолого-педагогической литературе.

    Результативность и плодотворность обучения зависят от методов. Методы

    определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного

    материала и формирования качеств личности ученика.

    Реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и

    физического развития младших школьников, особенно шестилетних детей,

    зависит от методов обучения.

    В общеобразовательной и профессиональной школе придается важнейшее

    значение совершенствованию методов обучения. Новая структура школьного

    образования, разработка нового содержания учебников, пособий, усиление

    мировоззренческой и трудовой подготовки учащихся, введение в учебный

    процесс современной вычислительной техники и компьютеров, подготовка

    каждого школьника к выбору профессии, производственная практика на базовых

    предприятиях, начало обучения в школе с шестилетнего возраста требуют

    коренного пересмотра методов обучения.

    Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение.

    Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания

    человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое

    обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости

    процесса обучения, его сущности и принципов.

    В ,,Философской энциклопедии’’ метод определяется как форма

    практического и теоретического освоения действительности, исходящего из

    закономерностей движения изучаемого объекта. Это глубокое положение

    определяет методологический подход и исходные теоретические основания к

    проблеме методов обучения. Содержание обучения зафиксировано в учебном

    материале. Именно содержание знаний, умений, навыков в учебных программах,

    учебниках, пособиях определяет степень образованности, культуры учащихся,

    трудовую подготовку.

    Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения

    учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития

    личности учащихся.

    Учитель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в

    опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний.

    Учитель предлагает путь познания, по которому должен идти ученик,

    чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Но учитель не просто

    передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует

    определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.

    Метод обучения - это способ деятельности , направленной на сообщение

    учебного материала и усвоение его детьми. Это одна сторона определения

    методов обучения. В педагогике об этой стороне говорят как о способах

    преподавания. Однако познавательная деятельность учащихся сложна,

    диалектически противоречива. Способы познавательной деятельности учителя

    автоматически не определяют характер мыслительной деятельности учащихся.

    Путь познания, который предлагает учитель, создает определенные тенденции и

    условия для адекватной познавательной деятельности учащихся.

    Способы усвоения учебного материала детьми не тождественны способам

    преподавания. Поэтому в обучении характеризуют и способы познавательной

    деятельности учащихся, которые зависят и определяются способами

    преподавания, но отличны от них. В этом смысле можно говорить о способах

    учения. Это вторая сторона определения методов обучения. Поэтому о методах

    обучения в педагогике всегда говорят как о способах работы учителя и

    способах познавательной деятельности учащихся, способах, которые направлены

    на выполнение учебных задач.

    ,,Методика, -писала Н.К.Крупская, - органически связана с теми целями,

    которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов

    капитала и методика будет соответствующая, и наука будет использована для

    того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее

    самостоятельно думающих ... если цель школы - воспитать сознательных

    строителей социализма и методика будет совсем другая: все достижения науки

    будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить,

    действовать коллективно развивая максимум инициативы, самодеятельности(

    (28,556(.

    Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы

    обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения

    знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы

    преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности

    учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы

    обучения.

    Методы обучения зависят также от анатомо-физиологических, биологических

    особенностей развивающегося организма. В процессе организации

    познавательной деятельности учащихся нужно учитывать их возрастное

    биологическое развитие, от которого зависят многие компоненты обучения:

    работоспособность, утомление, состояние творчества, физическое здоровье,

    гигиенические условия в школе.

    Методы обучения должны иметь глубокое теоретическое обоснование,

    вытекать из педагогической теории. Однако вне практического использования,

    вне практики методы обучения теряют смысл. Практическая направленность

    необходимая существенная сторона методов обучения. В них дана

    непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и

    научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория

    в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы

    обучения.

    На методы обучения существенное влияние оказывают сложившиеся традиции

    преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы

    школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает

    творческому поиску современных, более эффективных методов.

    Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу

    воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое

    средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и

    внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть

    признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых

    случаях обязательно будет самым плохим» (33.117(

    Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет

    видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе

    обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения

    означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства,

    способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в

    процессе усвоения материала.

    Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности.

    Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень

    целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать заметного

    влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за реальными явлениями

    природы будет продуктивным тогда, когда оно будет необходимым звеном в

    системе методов обучения, при помощи которых изучается соответствующая

    тема.

    Очевидным требованием к методам обучения является их доступность. Путь

    обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения

    учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.

    Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и

    трудными: легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций

    мышления и способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания

    учебного материала и формирования новых приемов средств логических

    доказательств. Одним из требований является результативность метода

    обучения. Всякий способ объяснения учителем и усвоения знаний учащимися

    должен давать планируемый или предполагаемый результат.

    Сочетание теоретического и практического является необходимым

    требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо из

    практики; рекомендуя определенные пути обучения школьников. Теоретическое

    обоснование должно иметь практическую направленность. Практические

    рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.

    Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной

    и развивающей функций обучения.

    Педагогическое содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать

    и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в

    структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда,

    когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов

    реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения,

    Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое

    единство.

    В структуре методов обучения выделяются приемы.

    Прием - это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в

    процессы усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет

    самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая

    выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть

    использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных

    учителей может включать различные приемы. Метод включает приемы, но не

    являются совокупностью приемов обучения. Метод обучения всегда подчинен

    определенной цели, выполняет поставленную учебную задачу, ведет к усвоению

    определенного содержания, приводит к планируемому результату.

    В педагогической среде справедливо утвердилось мнение, что учебному

    процессу присущ двусторонний характер. В учебном процессе различают

    руководящую деятельность учителя и познавательную ученика

    Учителю необходимо задуматься над психологическим обоснованием

    некоторых общепринятых форм обучения. В распоряжении преподавателя

    многообразные методы, каждый метод может быть использован различно: в

    структуру любого метода входят обширные комплексы приемов.

    «Психологические» особенности присущи каждому учебному методу. Любой

    познавательный метод обладает своим «психологическим строем». Метод

    изложения характеризуется высокой активностью работы представления,

    воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и

    риторики.

    В школе методу «устного изложения учителя» придается

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.