Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки
Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой
деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться,
играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять
то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность
невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они
развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды
деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно
разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под
воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из
задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития
познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и
сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической
структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для
правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и
развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С.
Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л.
Рубинштейн и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования
познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные
процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные
средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными
универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования
актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной
информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро
превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только
специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть
обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее
будет развиваться наше общество, так как современное общество информации
требует знаний работы с компьютером.
Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов
младших школьников средствами компьютерного обучения.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников.
Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для
формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
Гипотеза – процесс обучения младших школьников может быть эффективным,
если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так
как:
1) его использование оптимизирует деятельность учителя;
2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники
позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом
творческие и познавательные способности учащихся;
3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Цель исследования – изучить условия развития познавательных процессов
младших школьников средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические, методические аспекты
использования компьютеров в процессе обучения младших школьников;
- экспериментально изучить эффективность использования ЭВМ в
начальной школе;
Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает
условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития
мышления, внимания, воображения и др.
Практической значимостью исследования является то, что материалы
работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме
исследования;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
- подбор и составление задания для компьютерного обучения в начальных
классах.
- Экспериментальное обучение и обработка полученных данных.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и
поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы,
заключение, список источников. Список источников состоит из источников.
Курсовая работа включает в себя страниц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены
объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, показана
практическая значимость.
В первой главе «Современные проблемы компьютеризации обучения младших
школьников» дана концепция современных проблем образования и рассмотрена
специфика компьютерного обучения младших школьников.
Во второй главе «Российский опыт в обучении младших школьников с
компьютерной поддержкой» изучен первый опыт обучения младших школьников с
компьютерной поддержкой, сделан обзор программ. а также описано проведение
опытно-экспериментальной части исследования.
Исследования проводились в Старооскольской средней школе №24. В ходе
эксперимента участвовал 3 “а” класс, в количестве 21 человека.
I) Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников.
1.1. Концепция современных проблем образования
Три года назад на заседании коллегии министерства была принята
программа воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы.
Рассмотрим эту программу с точки зрения универсальной теории самоуправления
и управления, представленной в монографиях Дианы Мехонцевой, профессора
Красноярского государственного технического университета, автора
«Самоуправление и управление: вопросы общей теории систем» (Красноярск,
1991)и «Универсальная теория самоуправления и управления» (2001).
Для этого кратко воспроизведём основные положения универсальной теории
самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием
теории воспитания (они раскрыты в статье «Обучающая система как упорядочено
устойчивая самоуправляемая и управляемая целостность» (Школьные технологии,
2001, № 6). В основу этих теорий положен системный подход. Вот наш вывод:
Все объекты материального мира являются системами (слово «система» означает
порядок, отсутствие хаоса).
Общие свойства всех объектов материального мира:
а) упорядоченность;
б) устойчивость;
в) целостность;
г) взаимодействие.
Проанализировав два последних свойства системы — «взаимодействие» и
«целостность», она доказывает, что взаимодействие носит целенаправленный
характер, а целостность представляет единство трёх частей: управляющей,
управляемых и связей.
Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое
(целостность) и как часть другой — вышестоящей системы, следует, что
объективной целью системы как целого является тот конечный результат
(целостность, упорядоченность, устойчивость — самосохранение), который
закодирован при рождении любой системы в виде программ сохранения, на
достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет
функции по отношению к вышестоящей системе, частью которой она является,
также закодированные при рождении в виде соответствующих функциональных
программ.
Наличие объективной цели в любой системе предполагает средства и
критерии достижения этой цели. Средствами достижения главной и
функциональной целей системы (средствами существования системы) являются
самоуправление и управление соответственно, а критериями существования
являются индивидуальные адаптивно-гомеостатические (нормативные) показатели
общих целевых параметров системы. К общим целевым параметрам главной цели
системы относятся: интеллект (управляющая — программирующая часть системы);
природно-производственная база (ППБ); здоровье; самоуправление — управление
(самоорганизованность — организованность, саморегулирование —
регулирование). К общим параметрам функциональной цели этой системы
относятся вышеназванные параметры главной цели вышестоящей системы.
В теории показано также, что целостность любой системы составляют три
неравнозначные части: управляющая, управляемая и связи. Эти три части
систематизированы в две: первая основная часть — интеллект, вторая —
природно-производственная база.
Взаимосвязь между целями одной и той же системы (закон сохранения
систем) выражает условие существования системы. Условие существования любой
системы - одновременная реализация главной и функциональной целей системы
посредством самоуправления и управления. Все природные системы подчиняются
этим законам. Таким образом, закон сохранения систем (закон жизни) и закон
целесообразного и оптимального самоуправления и управления — это
объективные законы существования. Они и должны служить основанием теорий
любых общественных наук, в том числе педагогических.
На основе объективных законов существования в монографии «Научное
обоснование теории воспитания как управления формированием личности»
(Красноярск, Изд-во Краснояр. ун-та, 1998), а также в статье «Объективная
цель воспитания — формирование самоуправляемой и управляемой личности» (НО,
2001, № 8) дано научное обоснование теории воспитания. Доказано, что
объективная цель воспитания — искусственно-сознательное формирование в
человеке адаптивно-гомеостатических (нормативных) показателей параметров
главной цели человека-личности и подготовка его к выполнению функций,
направленных к тому, чтобы сохранить общество и природу (сознательное
формирование адаптивно-гомеостатических показателей параметров
функциональной цели). Иными словами, объективная цель воспитания —
формировать самоуправляемую и управляемую личности. Общество может
считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие
от субъективной цели, предложенной общественными науками, объективная цель
воспитания учитывает не только потребности человека, но и потребности
общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К
целевым параметрам личности относятся: интеллект, природно-производственная
база, здоровье, самоорганизованность, самодисциплина как своей, так и
вышестоящей системы (общества, природы).
Поскольку жизнеспособность системы определяют все пять параметров в
совокупности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель
управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей
цели.
1. Формирование интеллекта личности, воспроизводство интеллекта общества,
подчинение интеллекту природы.
2. Формирование природно-производственной базы (ППБ) личности, подготовка
к формированию, укреплению и развитию. ППБ общества и природы.
3. Формирование и укрепление здоровья личности, общества, природы.
4. Формирование и совершенствование самоорганизованности личности,
формирование отношения к организованности общества, гармонии природы.
5. Формирование и укрепление самодисциплины личности, формирование
отношения к дисциплине общества, регулированию в природе.
Рассмотрим параметры главной цели человека-личности.
1. Интеллект. Один из главных компонентов цели воспитания — формирование
интеллекта личности, способного хранить, приобретать и накапливать знания
объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного
самоуправления и управления, заключающегося в сознательном приспособлении к
быстро изменяющимся условиям.
Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития
интеллекта личности, интеллекта общества, а также обосновывает
необходимость изучать объективные специфические и общие законы природы,
общую теорию систем, универсальную теорию управления, точные и естественные
науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся
средствами формирования интеллекта.
2. Природно-производственная база. Формирование ППБ личности, подготовка,
формирование и сохранение ППБ общества и природы означает формирование
личности, способной строить искусственные технические системы на основе
знаний специфических объективных законов природы: физических, химических,
биологических и др. и воспроизводить природные объекты биосферы
(физический, растительный и животный мир).
Эта подцель обусловливает необходимость воспроизводить и поддерживать в
нормальном состоянии ППБ личности, ППБ общества и природы и служит
основанием для изучения точных (математических и естественных) наук:
физики, химии, биологии, астрономии и др., а также общественных наук,
базирующихся на общих объективных законах существования: естественного
права, универсальной теории управления, общей теории систем.
3. Здоровье. Поскольку здоровье отражает физическое и духовное состояние
личности, общества, природы, их устойчивость, то для полноценной
жизнедеятельности личности, для поддержания устойчивости общества и
поддержания здоровья природы, обществу необходимо непрерывно и сознательно
создавать и поддерживать здоровую личность, умеющую сохранять своё
здоровье, здоровье общества и природы.
Эта подцель диктует необходимость изучать общие объективные законы природы
— законы существования, биологии, физиологии, медицины, экологии,
сохранения здоровья природы, а также необходимость заниматься физической
культурой, всеми видами оздоровления.
4. Самоорганизованность — организованность. Чтобы правильно самоуправляться
и управлять, обществу необходима организованная личность, умеющая выполнять
функции организации и адаптации как по отношению к себе, так и по отношению
к обществу и к природе.
Эта подцель служит основанием, чтобы создавать условия и находить средства,
воспитывающие это качество.
5. Самодисциплина-дисциплина. Правильное самоуправление и управление
требует от общества волевой личности, умеющей строить свои взаимоотношения
с обществом и природой в соответствии
с объективными законами существования.
Эта подцель служит основанием для целенаправленного воспитания силы воли в
соответствии с этическими и моральными нормами, выработанными человечеством
за время его существования (добро, совесть, гуманизм), а также основанием
для изучения экологии, бережного отношения к природе, соблюдению норм и
правил поведения в обществе и природе.
Адаптивно-гомеостатические показатели (АГП) природы не зависят от сознания
и воли человека и не формируются им. АГП природы должны быть приняты
человеком как категорический императив. АГП целевых параметров личности и
общества целиком находятся в руках общества. Они должны быть определены для
каждого периода развития человека в соответствии с объективными законами
существования. Определить адаптивно-гомеостатические показатели целевых
параметров социальных систем «личность», «общество» — суперважная задача
для человечества, поскольку АГП целевых параметров личности, общества,
природы — это те нормы, правила, законы-стандарты, которые должны стать
критериями воспитания, а значит, критериями нормального функционирования
общества.
Очевидно, что обучение служит средством формирования, т.е. средством
воспитания и образования. Это значит, что воспитание и обучение нельзя
ставить в один ряд, как это сделано в Законе «Об образовании».
Итак, в иерархии анализируемых понятий определяющим является воспитание и
трактуется оно как управление формированием личности. Образование — одно из
составляющих процесса воспитания, цель которого — формировать интеллект
человека, общества. Обучение — средство образования и воспитания.
Эти выводы подтверждаются последними действиями Министерства
образования, которое решило вернуть воспитание в школу. В статье «Программа
воспитания: итоги реализации» (НО, 2002, №2) чётко представлен социальный
заказ государства — воспитание человека образованного, нравственного,
предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации
выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию,
обладающего ответственностью за судьбу страны.
Разработка программы дополнительного образования также подтверждает
определяющую роль воспитания. Несмотря на то что статус внешкольного
дополнительного образования получила вся внеурочная деятельность (ст. 26,
п. 2) и за школьниками закреплено право свободно посещать мероприятия, не
предусмотренные учебным планом (ст. 50, п. 16), это шаг вперёд.
Проблему необходимости воспитания (управления формированием фундамента
личности, соответствующего возрасту дошкольного и младшего школьного
возраста) подняли учёные-педагоги E.G. Гуртовой, E.G. Ермакова, М.В.
Захаров, Н.Н. Свет-ловская, Н.В. Виноградова, Н.А. Федосова (см.: Начальная
школа, 1995, № 1, 4). Учёные предлагают изменить взгляд на учителя младших
классов. Он должен быть воспитателем детей младшего школьного возраста.
Педагоги признают, что одно из важнейших требований новой начальной школы —
устранить упрощённый взгляд учителя на воспитание, важно, чтобы он осознал
существенную разницу между обучением и воспитанием. Если обучение — это
главным образом передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание
невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью.
Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие
личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов
направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи, которые доминируют
над задачами развития и воспитания ребёнка. Предлагается следующая
структура новой начальной школы (Н.А. Федосова):
I ступень (5, 6 — 6, 7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к
обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и
планомерное вхождение в обучение.
II ступень (6, 7 — 9, 10 лет; 3 года) имеет назначение элементарного,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|