МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида

    и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно

    сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать.

    Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он

    бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа

    молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.

    Ежик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и

    проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на

    волю.

    Пятый текст. «Еж»

    Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила

    его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар.

    Дети отошли от ежа подальше и притаились.

    Вдруг клубочек чуть-чуть пошевелился и из него выглянули носик

    пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся

    и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно

    сопел и хрюкал, что все ребята принялись хохотать.

    Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он

    бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа

    молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.

    Ежик любил спать на мягком, укрыться потеплее. У него под шкафом

    лежала подстилка, на ней он и спал. Кроме того, он ловко запутывался в

    кусок старой фланели. Но ему и этого было мало. Он тащил к себе все, что

    плохо лежало и что было ему под силу: мешок, даже ученическую сумку.

    Еж прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и

    проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на

    волю.

    Шестой текст. «Лиса»

    Под корнями старого дерева лисицы вырыли нору и устроились в ней

    жить. Весной у лисицы в норе родились лисята. Они были маленькие, слепые и

    совсем беспомощные. Мать-лиса ухаживала за своими детенышами, лизала их

    пушистую шерстку, грела своим теплом.

    Когда лисята подросли, они стали вылезать из норы.

    Родители приносили им живую добычу – зайчат, мышей. Лисята играли с

    ними, ловили их и так успешно учились охотиться.

    Как-то раз лисью нору нашел старик-лесник. Спрятался он в кусты и

    стал караулить. Вылезли лисята из норы, а дед как выскочит из засады и

    накрыл пиджаком одного лисенка.

    Принес деде лисенка домой. Внучата очень обрадовались зверьку.

    Дедушка посадил его в большой ящик. Дети стали возле него и рассматривали

    лисенка. Потом поставили ему блюдечко с молоком и положили кусочек мяса. Но

    лисенок ничего есть не стал. Он прижался в уголке ящика и испуганно смотрел

    на ребят.

    Вечером, когда все легли спать, лисенок начал царапаться и тявкать.

    Он так шумел, что никому не давал покоя. Наконец, дед не вытерпел. Он

    встал, вынес ящик с лисенком в сарай и вернулся домой.

    Утром ребята пообедали в сарай проведать лисенка. Открыли дверь,

    глядят, с ящика сброшена крышка, а лисенка нет. Стали искать его по сараю.

    Смотрят в самом углу под стеной широкая нора прорыта, прямо во двор

    выходит.

    Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький

    денется? Пропадет, пожалуй, в лесу. Но пришел дедушка и сказал, что это не

    лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила. Услыхала, как он

    тявкает, пришла, подкопала и унесла лисенка.

    УРОКИ

    Класс 8

    Урок №

    Тема: Сочинение-описание по жанровой картине (В.М.Васнецов

    «Аленушка»)

    Цели: 1. Углубить представление об описании в художественном

    стиле речи; формировать навыки составления сочинения-описания по картине;

    показать отличие картины от иллюстрации.

    2. Развитие речи учащихся.

    3. Воспитание интереса и любви к живописи.

    Ход урока: 1. Организационный момент, отчет дежурного. Проверка

    домашнего задания.

    2. Постановка учебной задачи. Речевая разминка.

    3. Основная часть (работа по теме).

    4. Задание на дом.

    Оформление урока:

    1. Репродукция картины В.М. Васнецова.

    2. Эпиграф к уроку: «Искренность в отношении к искусству –

    это первое условие его понимания, но первое условие –

    еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания».

    (Д.С.Лихачев)

    3. Дидактические материалы для учащихся.

    Конспект урока.

    1. Речевая разминка.

    - «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его

    понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны

    еще знания». (Д.С.Лихачев)

    - Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его

    понимаете?

    - Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны

    еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь

    представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.)

    2. Работа по теме.

    1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка.

    Живопись, театр, балет, архитектура и др.)

    - Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков

    он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в

    живописи – цвет, в графике – линия и т.д.)

    - Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как

    вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»).

    - Как называются произведения живописи? (Они называются

    картинами).

    - А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме,

    как мы ее называем? (Репродукцией картины).

    - Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие

    орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно

    объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно

    запомнить).

    - В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то

    эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и-

    после –ц-? (В слове иллюстрация).

    2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от

    картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина

    пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических

    событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и

    т.д.)

    - Назовите знакомые вам иллюстрации.

    - Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов

    «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная

    роща»).

    Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На

    какие темы? Найдите их.

    3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по

    картине В.М.Васнецова «Аленушка».

    - Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот

    материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать

    рабочий материал, записывая его в тетрадь.

    Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет,

    выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в

    85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили

    любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам,

    например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и

    видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и

    незаметного цветка».

    Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то

    встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским.

    Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру»,

    «Преферанс» (показываются репродукции).

    Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на

    исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего

    памятника литературы) «Иван Грозный» и др.

    Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов

    любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его

    песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по

    мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка»,

    «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-

    лягушка» и др.

    Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то

    торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием.

    4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка».

    - С каким произведением устного народного творчества ассоциируется

    у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под

    впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец

    Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской

    галерее).

    - Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее

    герои? Какое зло приключилось с ними?

    - Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу

    озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка).

    - Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец

    Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В.

    Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий

    сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина

    не соответствует сюжету сказки).

    - Задача художника-живописца иная, чем задача художника-

    иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные

    эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а

    правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

    - Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о

    выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает

    она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У

    нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни.

    Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и

    голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко

    выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как

    будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.)

    - Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему

    дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к

    бедной девушке.

    Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась

    одна со своею печалью в сумрачном лесу.

    - А как достигает художник такой выразительности, в передаче

    настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по-

    особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых,

    использует определенные краски. Здесь цвет является основным

    изобразительным средством).

    - Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы

    подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней).

    - Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки?

    (серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на

    сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти

    черного).

    - Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу

    девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам,

    взгляд задумчивый, тоскливый).

    - Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное,

    тяжелое, безысходное, великое и т.п.)

    - Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки?

    (Безутешное, безысходное).

    - Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный)

    - Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный

    взгляд).

    - Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.

    Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это

    изображение природы для того, чтобы передать настроение картины).

    (Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором

    черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень.

    Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки –

    крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в

    воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки).

    - Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это

    определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые

    листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее)

    - Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа

    увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки,

    которая только ей одной доверила свое безутешное горе).

    - Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое,

    неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода

    (темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес

    (мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный).

    Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини,

    используйте их в своем сочинении-описании.

    - Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как

    вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как

    правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется

    большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе).

    - Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой?

    5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика,

    зачитывая записанные слова и словосочетания).

    - Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили

    на уроке.

    Примерный план

    1. Слово о художнике В. Васнецове.

    2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки,

    ее поза, пейзаж.

    3. Впечатление от картины.

    - Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и

    рецензирование одной - двух работ учащихся).

    3. Задание на дом.

    Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность

    подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем

    Аленушку.

    Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку.

    Урок №

    Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

    Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова

    и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и

    приобретенные в разделе «Словообразование».

    2. Коррекция основных мыслительных процессов.

    3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на

    миниатюре М.М. Пришвина «Дятел»

    Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка

    домашнего задания.

    2. Постановка учебной задачи.

    3. Основная часть (работа по теме).

    4. Задание на дом.

    Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане.

    2. Список приставок.

    3. Дидактический материал для учащихся.

    План урока.

    1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в

    составе слова и учебно-языкового умения ее выделять.

    2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса

    учащихся к уроку.

    А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся):

    - Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору?

    - Видели ли вы дятла? Где и когда?

    - Какой он?

    - Чем интересно его поведение?

    Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле

    М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется

    «Дятел».

    Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и

    эстетическое восприятие текста (на слух).

    Дятел

    Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел,

    насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была

    мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве

    до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются

    шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда

    девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

    Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между

    грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую

    шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

    Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

    Вопросы по тексту.

    - О чем рассказывает М.М. Пришвин?

    - Что особенно привлекло внимание писателя?

    - Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ

    Пришвина?

    - Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3

    ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает

    первое предложение текста, просит прочитать его выразительно.

    3. Работа по теме урока.

    . Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в

    приставке».

    . Задание: найдите слово с приставкой в записанном

    предложении, запишите его, условно обозначьте приставку

    (насадив).

    . Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в

    слове часть основы действительно является приставкой

    (насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и

    др.).

    . Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как

    решается эта орфографическая задача?

    . Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и

    графическим обозначением орфограммы.

    . Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в

    учебнике.

    4. Тренировочные упражнения.

    . Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте

    графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках».

    Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

    Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит,

    что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и

    несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.

    - Объясните правописание приставок.

    - Укажите предлоги. Как их отличить от приставок?

    (Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого

    предложения: полный или частичный).

    . Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному

    на доске.

    И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

    - Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить).

    Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с.

    - Почему слово занят не требует применения орфографического правила

    к приставке в нем?

    . Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них

    орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения

    второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил,

    выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с

    комментированием орфограммы.

    5. Итоги урока.

    . Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила

    написания гласных и согласных в приставках.

    . Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и

    обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста.

    Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

    . Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает

    изученное правило? (оживленный).

    6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся.

    . Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся.

    По окончании чтения ставятся общие вопросы:

    Какова тема текста?

    Что заинтересовало писателя в поведении птицы?

    С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле?

    Какова основная мысль?

    Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)?

    . Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка

    задания для творческой работы:

    - Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей?

    - С каким конкретным случаем связано это наблюдение?

    - Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом

    сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение.

    (Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя

    М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре).

    . Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему,

    связанную с наблюдениями в природе на основе личных

    впечатлений от прочитанной миниатюры писателя.

    Дополнительное задние: укажите слова с приставками,

    обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в

    приставках.

    . Чтение двух-трех текстов учащихся.

    7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение.

    Класс 7. Урок чтения.

    Урок N

    Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни.

    (А.П. Чехов «Хамелеон»)

    Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении

    «хамелеонов».

    2. Развитие речи учащихся.

    3. Обратить внимание учащихся на художественные средства

    изображения смешного в рассказе «Хамелеон»

    Ход урока: 1. Организационный момент.

    Отчет дежурного.

    Проверка домашнего задания.

    2. Постановка учебной задачи.

    Речевая разминка.

    3. Основная часть.

    Беседа.

    Выводы

    Домашнее задание.

    Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова.

    2. Эпиграф к уроку:

    «Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон

    и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его

    печали, потому что они нераздельны»

    В.В. Набоков.

    Ход урока. Беседа:

    Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом

    сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми)

    - Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной

    степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое

    воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства,

    сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и

    Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от

    обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда).

    - Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того,

    кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою

    угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения

    Очумелова послужили основой для названия рассказа).

    - Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз

    полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую

    сущность, то рабскую).

    - Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду

    «хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение

    Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с

    людьми, были типичны для того времени).

    - Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина –

    как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее:

    высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство).

    - М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими

    маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной

    полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?

    (Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни

    нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На

    площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».)

    - Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

    (Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем

    смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»).

    - Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе

    составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки,

    но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой

    «проблемы»).

    - Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название

    рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина).

    - Какие средства использует автор для создания комического текста?

    (Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал

    такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»:

    Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от

    слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая

    свинья…»)

    - Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как

    создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация

    персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над

    выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц)

    - А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в

    рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов

    меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет

    в рассказе как бы роль окраски хамелеона).

    - Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

    внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника

    скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на

    спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог

    никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует

    о комичности создавшейся ситуации)

    - У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

    краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось

    многое сказать, отсюда внимание к художественной детали. Какая деталь в

    самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова?

    (Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом,

    доверху наполненным конфискованным крыжовником, свидетельствует о том, что

    представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои

    обязанности небескорыстно).

    - Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что «мир для

    него смешон и печален одновременно», в произведениях автора сочетаются юмор

    и сатира. Если юмор – это веселая, но безжалостное обличение пороков. Каков

    характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку

    или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор

    использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает

    пороки, чем просто весело смеется над ними).

    - Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в

    нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской

    угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному

    читателю).

    Выводы:

    Рассказы А.П.Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны по

    содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы,

    касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его

    «маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

    Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они

    становятся добрыми. Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим

    чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и

    правнуков», - писал о Чехове К. Чуковский.

    Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас!

    Домашнее задание.

    1. Сделать иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе

    «Хамелеон».

    2. Прочитать другие рассказы А.П. Чехова («Злоумышленник», «Хирургия»,

    «Налим»), подумать над ними.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.