Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида
и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно
сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать.
Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он
бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа
молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.
Ежик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и
проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на
волю.
Пятый текст. «Еж»
Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила
его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар.
Дети отошли от ежа подальше и притаились.
Вдруг клубочек чуть-чуть пошевелился и из него выглянули носик
пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся
и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно
сопел и хрюкал, что все ребята принялись хохотать.
Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он
бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа
молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.
Ежик любил спать на мягком, укрыться потеплее. У него под шкафом
лежала подстилка, на ней он и спал. Кроме того, он ловко запутывался в
кусок старой фланели. Но ему и этого было мало. Он тащил к себе все, что
плохо лежало и что было ему под силу: мешок, даже ученическую сумку.
Еж прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и
проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на
волю.
Шестой текст. «Лиса»
Под корнями старого дерева лисицы вырыли нору и устроились в ней
жить. Весной у лисицы в норе родились лисята. Они были маленькие, слепые и
совсем беспомощные. Мать-лиса ухаживала за своими детенышами, лизала их
пушистую шерстку, грела своим теплом.
Когда лисята подросли, они стали вылезать из норы.
Родители приносили им живую добычу – зайчат, мышей. Лисята играли с
ними, ловили их и так успешно учились охотиться.
Как-то раз лисью нору нашел старик-лесник. Спрятался он в кусты и
стал караулить. Вылезли лисята из норы, а дед как выскочит из засады и
накрыл пиджаком одного лисенка.
Принес деде лисенка домой. Внучата очень обрадовались зверьку.
Дедушка посадил его в большой ящик. Дети стали возле него и рассматривали
лисенка. Потом поставили ему блюдечко с молоком и положили кусочек мяса. Но
лисенок ничего есть не стал. Он прижался в уголке ящика и испуганно смотрел
на ребят.
Вечером, когда все легли спать, лисенок начал царапаться и тявкать.
Он так шумел, что никому не давал покоя. Наконец, дед не вытерпел. Он
встал, вынес ящик с лисенком в сарай и вернулся домой.
Утром ребята пообедали в сарай проведать лисенка. Открыли дверь,
глядят, с ящика сброшена крышка, а лисенка нет. Стали искать его по сараю.
Смотрят в самом углу под стеной широкая нора прорыта, прямо во двор
выходит.
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький
денется? Пропадет, пожалуй, в лесу. Но пришел дедушка и сказал, что это не
лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила. Услыхала, как он
тявкает, пришла, подкопала и унесла лисенка.
УРОКИ
Класс 8
Урок №
Тема: Сочинение-описание по жанровой картине (В.М.Васнецов
«Аленушка»)
Цели: 1. Углубить представление об описании в художественном
стиле речи; формировать навыки составления сочинения-описания по картине;
показать отличие картины от иллюстрации.
2. Развитие речи учащихся.
3. Воспитание интереса и любви к живописи.
Ход урока: 1. Организационный момент, отчет дежурного. Проверка
домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи. Речевая разминка.
3. Основная часть (работа по теме).
4. Задание на дом.
Оформление урока:
1. Репродукция картины В.М. Васнецова.
2. Эпиграф к уроку: «Искренность в отношении к искусству –
это первое условие его понимания, но первое условие –
еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания».
(Д.С.Лихачев)
3. Дидактические материалы для учащихся.
Конспект урока.
1. Речевая разминка.
- «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его
понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны
еще знания». (Д.С.Лихачев)
- Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его
понимаете?
- Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны
еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь
представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.)
2. Работа по теме.
1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка.
Живопись, театр, балет, архитектура и др.)
- Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков
он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в
живописи – цвет, в графике – линия и т.д.)
- Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как
вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»).
- Как называются произведения живописи? (Они называются
картинами).
- А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме,
как мы ее называем? (Репродукцией картины).
- Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие
орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно
объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно
запомнить).
- В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то
эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и-
после –ц-? (В слове иллюстрация).
2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от
картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина
пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических
событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и
т.д.)
- Назовите знакомые вам иллюстрации.
- Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов
«Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная
роща»).
Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На
какие темы? Найдите их.
3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по
картине В.М.Васнецова «Аленушка».
- Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот
материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать
рабочий материал, записывая его в тетрадь.
Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет,
выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в
85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили
любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам,
например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и
видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и
незаметного цветка».
Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то
встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским.
Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру»,
«Преферанс» (показываются репродукции).
Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на
исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего
памятника литературы) «Иван Грозный» и др.
Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов
любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его
песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по
мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка»,
«Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-
лягушка» и др.
Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то
торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием.
4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка».
- С каким произведением устного народного творчества ассоциируется
у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под
впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской
галерее).
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее
герои? Какое зло приключилось с ними?
- Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу
озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка).
- Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В.
Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий
сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина
не соответствует сюжету сказки).
- Задача художника-живописца иная, чем задача художника-
иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные
эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а
правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о
выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает
она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У
нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни.
Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и
голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко
выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как
будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.)
- Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему
дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к
бедной девушке.
Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась
одна со своею печалью в сумрачном лесу.
- А как достигает художник такой выразительности, в передаче
настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по-
особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых,
использует определенные краски. Здесь цвет является основным
изобразительным средством).
- Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы
подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки?
(серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на
сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти
черного).
- Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу
девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам,
взгляд задумчивый, тоскливый).
- Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное,
тяжелое, безысходное, великое и т.п.)
- Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки?
(Безутешное, безысходное).
- Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный)
- Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный
взгляд).
- Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.
Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это
изображение природы для того, чтобы передать настроение картины).
(Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором
черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень.
Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки –
крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в
воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки).
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это
определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые
листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее)
- Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа
увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки,
которая только ей одной доверила свое безутешное горе).
- Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое,
неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода
(темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес
(мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный).
Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини,
используйте их в своем сочинении-описании.
- Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как
вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как
правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется
большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе).
- Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой?
5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика,
зачитывая записанные слова и словосочетания).
- Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили
на уроке.
Примерный план
1. Слово о художнике В. Васнецове.
2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки,
ее поза, пейзаж.
3. Впечатление от картины.
- Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и
рецензирование одной - двух работ учащихся).
3. Задание на дом.
Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность
подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем
Аленушку.
Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку.
Урок №
Тема: Правописание гласных и согласных в приставках
Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова
и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и
приобретенные в разделе «Словообразование».
2. Коррекция основных мыслительных процессов.
3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на
миниатюре М.М. Пришвина «Дятел»
Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка
домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
3. Основная часть (работа по теме).
4. Задание на дом.
Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане.
2. Список приставок.
3. Дидактический материал для учащихся.
План урока.
1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в
составе слова и учебно-языкового умения ее выделять.
2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса
учащихся к уроку.
А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся):
- Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору?
- Видели ли вы дятла? Где и когда?
- Какой он?
- Чем интересно его поведение?
Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле
М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется
«Дятел».
Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и
эстетическое восприятие текста (на слух).
Дятел
Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел,
насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была
мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве
до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются
шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда
девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между
грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую
шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
Вопросы по тексту.
- О чем рассказывает М.М. Пришвин?
- Что особенно привлекло внимание писателя?
- Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ
Пришвина?
- Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3
ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает
первое предложение текста, просит прочитать его выразительно.
3. Работа по теме урока.
. Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в
приставке».
. Задание: найдите слово с приставкой в записанном
предложении, запишите его, условно обозначьте приставку
(насадив).
. Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в
слове часть основы действительно является приставкой
(насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и
др.).
. Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как
решается эта орфографическая задача?
. Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и
графическим обозначением орфограммы.
. Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в
учебнике.
4. Тренировочные упражнения.
. Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте
графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках».
Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек.
Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит,
что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и
несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.
- Объясните правописание приставок.
- Укажите предлоги. Как их отличить от приставок?
(Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого
предложения: полный или частичный).
. Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному
на доске.
И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.
- Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить).
Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с.
- Почему слово занят не требует применения орфографического правила
к приставке в нем?
. Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них
орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения
второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил,
выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с
комментированием орфограммы.
5. Итоги урока.
. Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила
написания гласных и согласных в приставках.
. Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и
обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
. Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает
изученное правило? (оживленный).
6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся.
. Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся.
По окончании чтения ставятся общие вопросы:
Какова тема текста?
Что заинтересовало писателя в поведении птицы?
С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле?
Какова основная мысль?
Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)?
. Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка
задания для творческой работы:
- Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей?
- С каким конкретным случаем связано это наблюдение?
- Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом
сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение.
(Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя
М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре).
. Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему,
связанную с наблюдениями в природе на основе личных
впечатлений от прочитанной миниатюры писателя.
Дополнительное задние: укажите слова с приставками,
обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в
приставках.
. Чтение двух-трех текстов учащихся.
7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение.
Класс 7. Урок чтения.
Урок N
Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни.
(А.П. Чехов «Хамелеон»)
Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении
«хамелеонов».
2. Развитие речи учащихся.
3. Обратить внимание учащихся на художественные средства
изображения смешного в рассказе «Хамелеон»
Ход урока: 1. Организационный момент.
Отчет дежурного.
Проверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
Речевая разминка.
3. Основная часть.
Беседа.
Выводы
Домашнее задание.
Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова.
2. Эпиграф к уроку:
«Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон
и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его
печали, потому что они нераздельны»
В.В. Набоков.
Ход урока. Беседа:
Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом
сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми)
- Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной
степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое
воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства,
сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и
Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от
обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда).
- Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того,
кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою
угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения
Очумелова послужили основой для названия рассказа).
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз
полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую
сущность, то рабскую).
- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду
«хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение
Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с
людьми, были типичны для того времени).
- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина –
как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее:
высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство).
- М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими
маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной
полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?
(Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни
нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На
площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».)
- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
(Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем
смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»).
- Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе
составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки,
но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой
«проблемы»).
- Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название
рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина).
- Какие средства использует автор для создания комического текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал
такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»:
Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от
слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая
свинья…»)
- Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как
создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация
персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над
выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц)
- А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в
рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов
меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет
в рассказе как бы роль окраски хамелеона).
- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника
скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на
спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог
никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует
о комичности создавшейся ситуации)
- У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось
многое сказать, отсюда внимание к художественной детали. Какая деталь в
самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова?
(Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником, свидетельствует о том, что
представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои
обязанности небескорыстно).
- Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что «мир для
него смешон и печален одновременно», в произведениях автора сочетаются юмор
и сатира. Если юмор – это веселая, но безжалостное обличение пороков. Каков
характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку
или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор
использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает
пороки, чем просто весело смеется над ними).
- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в
нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской
угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному
читателю).
Выводы:
Рассказы А.П.Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны по
содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы,
касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его
«маленькие проблемы». А они не подвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они
становятся добрыми. Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим
чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и
правнуков», - писал о Чехове К. Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас!
Домашнее задание.
1. Сделать иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе
«Хамелеон».
2. Прочитать другие рассказы А.П. Чехова («Злоумышленник», «Хирургия»,
«Налим»), подумать над ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|