Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения
Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические основы педагогических технологий…………….12
1. Понятие «педагогическая технология»……………………………..12
2. Сущность и структура педагогической технологии………………..18
3. Особенности технологии обучения…………………………………24
Глава II. Методическая система В.Ф. Шаталова. Категории технологии
интенсивного обучения………………………………………………..............31
1. Концептуальность образовательной модели В.Ф. Шаталова……...33
2. Системность учебно-воспитательного процесса…………………...35
3. Управляемость учебно-воспитательным процессом ………………43
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы………..…………………………………………………..50
Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования
обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей
оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с
акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы
информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают
место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных
сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция
образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей
составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное
взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию
личности, становлению нравственного облика человека. В основу
образовательной системы в качестве генеральной идеи положено
гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств
личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от
авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к
компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам,
ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой
технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании
педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится
новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в
сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а
исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации
образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и
материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким
образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании
инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в
педагогическом процессе.
Как известно, в российском образовании провозглашен сегодня принцип
вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных
заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели,
включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования:
разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей
современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур;
научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Несмотря на значительное количество работ, появившихся в последние
десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегодня существует более 300
определений педагогической технологии. Нет единой точки зрения и на такие
узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности педагогической
технологии, структура, технологические звенья и др.
Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось
объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой
подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а
обучение остаётся усреднённым и, в связи с недостаточной разработанностью
проблемы педагогический технологий, они не могут в полной мере повлиять на
качество обучения и сам ход педагогического процесса.
Идея технологизации педагогического процесса не является чем-то новым
в педагогике. В практике обучения также имеют хождение следующие термины:
«образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в
образовании» и др. Впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-
е годы ХХ века. Однако наиболее полное, с нашей точки зрения, исследование
по истории происхождения и становления понятия «технологий обучения»,
давших неожиданные результаты, проведены Н.П. Масловой (13). В своей работе
«Ноосферное образование» она показала, что термин «технология» впервые в
отечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII
в. «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором
ряда учебных книг Федором Поликарповым. Среди них «Славяно-греко-латинский
лексикон» (1704г.), «Технология» (1725 г.). Этот же термин он использует в
приложении к третьему изданию широко известной грамматики М. Смотритского
(1721г.). Концепция грамматики, как искусства и ремесла (технологии)
подразумевала систему определений, орудий, принципов и др.
Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок
обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой
природы. В идеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий
педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно
уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и
радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью,
какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» (11). Он
«желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е.
предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не
могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге,
корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» (11).
Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по
единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё
можно было бы «преподавать единообразно».
«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить
пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет
высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»
(11).
В российской педагогике научно-технический прогресс к концу XX в.
обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он
неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний. Сегодня
мы уже говорим об информационных, медицинских и других подобных
технологиях, в том числе и в сфере образования.
Столь широкий интерес к проблеме вызван разными мотивами: одни ученые
традиционно следуют модному направлению; другие озабочены состоянием
образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бед, третьи
(в том числе и автор данной работы) считают, что технологизация –
объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения
качественно иных задач.
В 20-е годы XX в. термин «педагогическая технология» используется в
работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов,
В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18). В это же время
распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в
Педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокупность
приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных
занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать
учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения
технических средств, появился термин «технология образования», который в
последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в
частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические
технологии».
В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому
обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных
конференциях, где было определено два направления его толкования в
зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в
различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).
Сторонники первого утверждали необходимость применения технических
средств и средств программированного обучения (technology in education).
Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить
эффективность организации учебного процесса (technology of education) и
преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития
техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические
средства в обучении», второе возникшее чуть позже, как «технология
обучения» или «технология учебного процесса».
К началу 70-х гг. была осознана необходимость модернизации различных
видов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого
условия, без которого «не работали» прогрессивные методики и формы
обучения, а следовательно, и не могли быть достигнуты соответствующие
качество и эффективность обучения. Подчеркнем особо, что к середине 60-х и
началу 70-х гг. в высокоразвитых капиталистических странах – США, Англии,
Испании, Японии – уже издавались журналы по вопросам педагогической
технологии, а в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься
специализированные учреждения (например, национальные советы по
педагогической технологии в Великобритании и США).
В 1965 г. в АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и
технических средств обучения (понятие «технология» в это время не было
принято по идеологическим соображениям), а в 1973 г. в Венгрии –
Государственный центр технологии обучения. В соглашении, заключенном с
ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого
центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и
создание системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных
исследований.
Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития
техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия
«технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали
осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-
воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической
технологии; применение системного знания для решения практических задача и
использование в учебном процессе технических устройств.
В 80-90-е гг. продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности
современного педагогического процесса, причем прослеживаются две тенденции:
одни авторы стремятся к дальнейшей детализации понятия «педагогические
технологии» и его усложнению, другие – к упрощению, прибегая при этом к
слишком обобщенным формулировкам.
Сегодня в среде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопрос о
правомерности употребления термина "технология" применительно к
преподаванию гуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждение
связано с тем, что данное понятие принадлежало сфере материального
производства. Исторически понятие технология возникло в связи с техническим
прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne – искусство, ремесло,
наука + logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и
средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство
владения процессом, в результате чего персонализируется. Технологический
процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с
использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий.
Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из
чего и какими средствами)?». Понятие технологии связано в большей степени с
производством материальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с
развитием крупной промышленности и машинного производства возникла
необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции,
этапы. Усложнение промышленного производства потребовало осознанного
использования научных рекомендаций в практических целях, и эту миссию взяла
на себя технология. Со временем термин «технология» стал широко применяться
и в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое
философское толкование. Технология своим содержанием может охватывать и
духовное производство. При этом предварительно определенный ряд операций,
направленных на достижение некоторой цели или задачи вне сферы
материального производства стали называть социальной технологией. По
образному выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производства чего-
либо полезного на основе использования знаний, а основная функция
технологии – внедрение теории в практику» (9).
На протяжении человеческой цивилизации, наряду с промышленными
технологиями, использовались и социальные технологии, поскольку люди долгие
века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые
знания, информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались
технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались,
были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали
технологизации, так как могли быть освоены интуитивно, эмпирически.
Социальный прогресс в то время был возможен на основе прошлых правил,
предписаний, традиций, культурных образцов, т. е. традиционных процедур и
операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко
относились к числу рутинных.
Современные социально-экономические условия требуют разработки
наукоемких социальных технологий, которые обеспечат передачу социальной
информации в результате социального наследования не на уровне интуиции,
прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных,
технологизации и информатизации социального пространства.
Смысл и назначение любой социальной технологии – оптимизировать
управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции,
которые не являются необходимыми для получения социального результата.
Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты
на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Анализ
образовательных процессов показывает, что педагогические технологии
являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в
системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной
системой.
В настоящее время, несмотря на различные подходы к этому явлению,
педагогические технологии рассматриваются как один из видов
человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики,
социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Таким
образом, зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде
всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные
области теоретической и практической деятельности.
В последние десятилетия идет постоянная полемика сторонников
технологического подхода с их принципиальными противниками - сторонниками
гуманистической педагогики.
Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое
построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную
человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они
сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и
их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого
проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному
поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в
соответствии с его потребностями и интересами.
В свою очередь, сторонники технологического подхода считают, что
классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся
начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только
почувствуют себя свободными от педагогических требований.
На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных
подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом
плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они,
эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в
практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо
хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях
(образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает
понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение
этой модели на практике).
Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая
разработанность проблемы определили тему дипломной работы: «Образовательная
модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|