МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения

    Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….….3

    Глава I. Теоретические основы педагогических технологий…………….12

    1. Понятие «педагогическая технология»……………………………..12

    2. Сущность и структура педагогической технологии………………..18

    3. Особенности технологии обучения…………………………………24

    Глава II. Методическая система В.Ф. Шаталова. Категории технологии

    интенсивного обучения………………………………………………..............31

    1. Концептуальность образовательной модели В.Ф. Шаталова……...33

    2. Системность учебно-воспитательного процесса…………………...35

    3. Управляемость учебно-воспитательным процессом ………………43

    Заключение……………………………………………………………………...48

    Список литературы………..…………………………………………………..50

    Введение

    В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,

    ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот

    процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и

    практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования

    обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей

    оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с

    акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы

    информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают

    место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных

    сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция

    образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей

    составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное

    взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию

    личности, становлению нравственного облика человека. В основу

    образовательной системы в качестве генеральной идеи положено

    гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств

    личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от

    авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к

    компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам,

    ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой

    технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании

    педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится

    новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в

    сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а

    исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации

    образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих

    образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и

    материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким

    образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании

    инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в

    педагогическом процессе.

    Как известно, в российском образовании провозглашен сегодня принцип

    вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных

    заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели,

    включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования:

    разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей

    современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур;

    научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

    Несмотря на значительное количество работ, появившихся в последние

    десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегодня существует более 300

    определений педагогической технологии. Нет единой точки зрения и на такие

    узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности педагогической

    технологии, структура, технологические звенья и др.

    Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось

    объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой

    подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а

    обучение остаётся усреднённым и, в связи с недостаточной разработанностью

    проблемы педагогический технологий, они не могут в полной мере повлиять на

    качество обучения и сам ход педагогического процесса.

    Идея технологизации педагогического процесса не является чем-то новым

    в педагогике. В практике обучения также имеют хождение следующие термины:

    «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в

    образовании» и др. Впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-

    е годы ХХ века. Однако наиболее полное, с нашей точки зрения, исследование

    по истории происхождения и становления понятия «технологий обучения»,

    давших неожиданные результаты, проведены Н.П. Масловой (13). В своей работе

    «Ноосферное образование» она показала, что термин «технология» впервые в

    отечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII

    в. «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором

    ряда учебных книг Федором Поликарповым. Среди них «Славяно-греко-латинский

    лексикон» (1704г.), «Технология» (1725 г.). Этот же термин он использует в

    приложении к третьему изданию широко известной грамматики М. Смотритского

    (1721г.). Концепция грамматики, как искусства и ремесла (технологии)

    подразумевала систему определений, орудий, принципов и др.

    Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок

    обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой

    природы. В идеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий

    педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно

    уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и

    радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью,

    какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» (11). Он

    «желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е.

    предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не

    могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге,

    корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» (11).

    Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по

    единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё

    можно было бы «преподавать единообразно».

    «Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить

    пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет

    высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»

    (11).

    В российской педагогике научно-технический прогресс к концу XX в.

    обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он

    неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний. Сегодня

    мы уже говорим об информационных, медицинских и других подобных

    технологиях, в том числе и в сфере образования.

    Столь широкий интерес к проблеме вызван разными мотивами: одни ученые

    традиционно следуют модному направлению; другие озабочены состоянием

    образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бед, третьи

    (в том числе и автор данной работы) считают, что технологизация –

    объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения

    качественно иных задач.

    В 20-е годы XX в. термин «педагогическая технология» используется в

    работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов,

    В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18). В это же время

    распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в

    Педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокупность

    приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных

    занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать

    учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

    В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения

    технических средств, появился термин «технология образования», который в

    последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в

    частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические

    технологии».

    В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому

    обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных

    конференциях, где было определено два направления его толкования в

    зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в

    различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).

    Сторонники первого утверждали необходимость применения технических

    средств и средств программированного обучения (technology in education).

    Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить

    эффективность организации учебного процесса (technology of education) и

    преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития

    техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические

    средства в обучении», второе возникшее чуть позже, как «технология

    обучения» или «технология учебного процесса».

    К началу 70-х гг. была осознана необходимость модернизации различных

    видов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого

    условия, без которого «не работали» прогрессивные методики и формы

    обучения, а следовательно, и не могли быть достигнуты соответствующие

    качество и эффективность обучения. Подчеркнем особо, что к середине 60-х и

    началу 70-х гг. в высокоразвитых капиталистических странах – США, Англии,

    Испании, Японии – уже издавались журналы по вопросам педагогической

    технологии, а в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься

    специализированные учреждения (например, национальные советы по

    педагогической технологии в Великобритании и США).

    В 1965 г. в АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и

    технических средств обучения (понятие «технология» в это время не было

    принято по идеологическим соображениям), а в 1973 г. в Венгрии –

    Государственный центр технологии обучения. В соглашении, заключенном с

    ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого

    центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и

    создание системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных

    исследований.

    Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития

    техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия

    «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали

    осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-

    воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической

    технологии; применение системного знания для решения практических задача и

    использование в учебном процессе технических устройств.

    В 80-90-е гг. продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности

    современного педагогического процесса, причем прослеживаются две тенденции:

    одни авторы стремятся к дальнейшей детализации понятия «педагогические

    технологии» и его усложнению, другие – к упрощению, прибегая при этом к

    слишком обобщенным формулировкам.

    Сегодня в среде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопрос о

    правомерности употребления термина "технология" применительно к

    преподаванию гуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждение

    связано с тем, что данное понятие принадлежало сфере материального

    производства. Исторически понятие технология возникло в связи с техническим

    прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne – искусство, ремесло,

    наука + logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и

    средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство

    владения процессом, в результате чего персонализируется. Технологический

    процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с

    использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий.

    Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из

    чего и какими средствами)?». Понятие технологии связано в большей степени с

    производством материальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с

    развитием крупной промышленности и машинного производства возникла

    необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции,

    этапы. Усложнение промышленного производства потребовало осознанного

    использования научных рекомендаций в практических целях, и эту миссию взяла

    на себя технология. Со временем термин «технология» стал широко применяться

    и в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое

    философское толкование. Технология своим содержанием может охватывать и

    духовное производство. При этом предварительно определенный ряд операций,

    направленных на достижение некоторой цели или задачи вне сферы

    материального производства стали называть социальной технологией. По

    образному выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производства чего-

    либо полезного на основе использования знаний, а основная функция

    технологии – внедрение теории в практику» (9).

    На протяжении человеческой цивилизации, наряду с промышленными

    технологиями, использовались и социальные технологии, поскольку люди долгие

    века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые

    знания, информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались

    технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались,

    были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали

    технологизации, так как могли быть освоены интуитивно, эмпирически.

    Социальный прогресс в то время был возможен на основе прошлых правил,

    предписаний, традиций, культурных образцов, т. е. традиционных процедур и

    операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко

    относились к числу рутинных.

    Современные социально-экономические условия требуют разработки

    наукоемких социальных технологий, которые обеспечат передачу социальной

    информации в результате социального наследования не на уровне интуиции,

    прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных,

    технологизации и информатизации социального пространства.

    Смысл и назначение любой социальной технологии – оптимизировать

    управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции,

    которые не являются необходимыми для получения социального результата.

    Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты

    на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Анализ

    образовательных процессов показывает, что педагогические технологии

    являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в

    системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной

    системой.

    В настоящее время, несмотря на различные подходы к этому явлению,

    педагогические технологии рассматриваются как один из видов

    человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики,

    социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Таким

    образом, зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде

    всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные

    области теоретической и практической деятельности.

    В последние десятилетия идет постоянная полемика сторонников

    технологического подхода с их принципиальными противниками - сторонниками

    гуманистической педагогики.

    Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое

    построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную

    человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они

    сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и

    их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого

    проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному

    поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в

    соответствии с его потребностями и интересами.

    В свою очередь, сторонники технологического подхода считают, что

    классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся

    начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только

    почувствуют себя свободными от педагогических требований.

    На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных

    подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом

    плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они,

    эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в

    практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо

    хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях

    (образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает

    понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение

    этой модели на практике).

    Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая

    разработанность проблемы определили тему дипломной работы: «Образовательная

    модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.