МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции

    малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка,

    подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой

    струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение

    закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может

    вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

    Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык

    к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами

    плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка»

    должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с

    включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у

    некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении

    открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много

    раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно

    перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка

    вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям

    верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается

    короткое тр-тр (др - др).

    Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и

    вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль

    языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно

    сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится

    тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е.

    вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен

    плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от

    постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука

    вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает

    вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким

    небом.

    После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать

    раскатистое длительное тр (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без

    пальцев.

    На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может

    получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это

    несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять

    данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р

    одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому.

    Проявите терпение в данной работе.

    Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш,

    ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне.

    Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость

    «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт

    работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений

    мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее

    подрезки отпадает.

    В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным

    массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами

    (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику

    языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить

    тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень

    быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта

    процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в

    неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка

    изменилась в длинне.

    Звук Pь.

    После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются

    правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно

    соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку.

    Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

    Горловое произношение звука P и его коррекция

    Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В

    редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не

    исправить, может остаться на всю жизнь.

    Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация

    образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького

    язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском,

    немецком и некоторых других языках.

    Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно

    предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом

    сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

    Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько

    этапов.

    Подготовительный этап.

    Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных

    звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством

    которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

    Постановка звука.

    Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу

    приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика

    языка (как при отсутствии звука).

    P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик

    языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук

    закрепляют путем многократного повторения.Необходимо, чтобы ребенок

    контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

    Автоматизация звука.

    Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в

    слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может

    проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы

    самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

    Носовое произношение звука P и его коррекция

    Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От

    правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная

    струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка

    не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта.

    Подготовительный этап.

    Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно

    выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный

    выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать

    так же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать

    через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем

    сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со

    звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая

    ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка

    произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что

    у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

    Постановка звука и автоматизация проводится в обычном порядке.

    Дидактический материал

    Комплекс упражнений для выработки правильного

    произношения звука P

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

    проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной

    гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений

    органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного

    произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

    вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в

    день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

    раз.

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

    определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

    сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у

    ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

    положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

    самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

    ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

    находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

    небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен

    находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Работа организуется следующим образом.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

    приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

    качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,

    темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также

    важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись

    симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае

    артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

    движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

    исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

    координированными.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

    положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что

    он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять

    движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился

    быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться

    подниматься кверху»).

    Чьи зубы чище?

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

    Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы

    с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить,

    чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у

    корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Маляр.

    Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

    Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо,

    делая языком движения вперед-назад.

    Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите,

    чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда

    он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    Кто дальше загонит мяч.

    Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,

    идущую посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю

    губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный

    край стола.

    Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя

    надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x,

    т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    Вкусное варенье.

    Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и

    положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при

    произнесении шипящих звуков.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

    верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в

    сторону.

    Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не

    помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно

    придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его

    касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к

    упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет

    распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    Индюк.

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

    движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

    стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала

    производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока

    не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

    Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы

    движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен

    "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Барабанщики.

    Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и

    умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним

    альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский

    звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять

    темп.

    Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя

    челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил

    характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен

    подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая

    воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При

    правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Приведу пример использования игровых методов при работе над звуками р,

    р’.

    1) Артикуляция звука.

    - Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь

    песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор

    детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к

    верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и

    почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку

    и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!

    2) Узнавание звука в словах.

    Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со

    звуками р и р', поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти

    слова.

    3) Шутки-чистоговорки:

    Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь-

    новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе;

    ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза

    грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

    4) Скороговорки:

    Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона

    вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько

    ревет Егорка.

    Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’-р’

    1)Выделение звуков л-л’, р-р’.

    - Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-

    л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)

    - Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-

    рь.

    2)Шутки-чистоговорки:

    Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал;

    ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в

    январе; ле-ле-ле - катались на осле.

    Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

    3) Работа над предложением.

    Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не

    надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает

    тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…

    4) Скороговорки.

    Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит

    рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.

    5) Определение слов со звуками л-л’, р-р’ в тексте.

    Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

    Лыжи.

    Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла

    лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.

    Верный друг.

    Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе

    гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал

    тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так

    Трезор выручил из беды своего друга.

    После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети

    называют слова, а в них заданные звуки.

    Автоматизация звука Р в словах и предложениях

    Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в словах и

    предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого

    звука, а затем автоматизировать звук в слогах.

    Следует организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий.

    Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5

    лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

    На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго,

    раскатисто, особенно в середине слова.

    «Открытые» слоги.

    Напоминаю, что «открытыми» называются слоги типа «согласный+гласный».

    Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» - кому как больше нравится)

    развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь

    встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает.

    1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

    начинается игра.

    Я прошу со слогом ра

    Повторить за мной слова:

    И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д),

    работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа,

    карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран,

    гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость,

    раковина.

    2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

    продолжаем мы игру:

    ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав,

    рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару,

    руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

    3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

    Много слов со слогом ро:

    ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох,

    пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий,

    сорока, коробка, макароны.

    4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -

    вот слова со слогом ры.

    За мною слова повторяй,

    но не зевай:

    Как промолвишь слово «рысь»,

    Так выходишь из игры.

    Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ,

    (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры,

    базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь),

    пёрышко.

    5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог,

    творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны,

    сырок, сурок, ворона, дорога.

    Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление

    и расширяют кругозор.

    Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо

    легче будет разгадать загадку.

    1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)

    2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая

    болтливая. (Сорока)

    3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет.

    (Муравьи).

    4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он,

    а жильцов в нем - миллион. (Муравейник).

    5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь

    кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)

    6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что

    гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)

    7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

    Повтори предложения.

    Вот Вера и Мара.

    У Веры шары и у Мары шары.

    Рома идет на урок.

    Ира пасет корову.

    У Тамары карандаш.

    В ручке старое перо.

    Cледующим этапом автоматизации звука Р будет тренировка произношения

    этого звука в закрытых слогах.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112

    – 115

    2. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. –

    М., 1998. – С. 54

    3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968.

    – С. 271 – 337

    4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х

    частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86

    5. Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И.

    Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.