МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции

    Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции

    Недостатки произношения звуков Р и Р’

    и способы их коррекции

    ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Характеристика звуков р и р’ по месту и способу образования,

    участию голоса и по месту резонированию 3

    2. Логопедический профиль звуков р и р’ 3

    3. Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’ 3

    4. Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы проявления 3

    Разновидности ротацизма 3

    Разновидности параротацизма 4

    5. Приемы постановки 4

    Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков р и р’ 6

    Выработка раскатистого звука р 7

    Горловое произношение звука р и его коррекция 9

    Носовое произношение звука р и его коррекция 10

    5. Дидактический материал, который необходим для логопедического

    воздействия при коррекции звуков р и р’, и способы исправления нарушений

    11

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука р 11

    Пример использования игровых методов при работе над звуками р, р’ 13

    Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’- р’ 13

    Автоматизация звука р в словах и предложениях 14

    Список литературы 17

    Характеристика звуков р и р’ по месту и

    способу образования, по степени участия голоса

    Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным.

    По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования

    – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

    Логопедический профиль

    [pic] [pic]

    Артикуляция р Атрикуляция р’

    Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что

    видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними

    резцами сохраняется расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его

    боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к

    альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого

    воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому

    нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и

    закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя

    голос.

    Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой

    дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при

    гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть

    спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

    Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы их

    появления

    Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение)

    и пароротацизм (замена).

    Разновидности ротацизма.

    Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и

    заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема р

    выступает в виде горлового дрожащего звука.

    Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое

    нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого

    нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух

    вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего

    возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р

    специфическое дефектное звучание. Второй тип — увулярное р (uvula —

    язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит

    гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

    Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также

    воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной

    щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

    Вместо р порой встречается носовой звук G, как английское или немецкое

    ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части

    языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

    Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего

    края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с

    переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук,

    напоминающий сочетание рл.

    Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое

    искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит

    через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными

    зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

    В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым

    одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к

    альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское

    (альвеолярное) d.

    В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую

    фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается

    нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’, а р

    остается нормальным.

    Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в).

    Некоторые из них, в частности замена р на р’, на л или л’ часто находят

    свое отражение в письме.

    Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р

    фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У

    дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или

    полумягкого l, которая обычно носит временный характер.

    Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Возможна и

    обратная замена.

    Приемы постановки звуков р и р’

    Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить

    короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или

    массивный, недостаточно пластичный язык. Первая попытка исправить ротацизм

    у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает

    слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот

    мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность

    видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте)

    форму, положение и работу языка.

    Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы р позволяет

    ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание

    приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального

    произношения фонемы р требует специальных упражнений.

    Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного

    расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно

    автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края

    языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При

    необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия

    рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка

    назад ввести под него шпатель или зонд.

    При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо

    добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам,

    исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

    В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р необходимы

    подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд

    упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка,

    получить так называемое фрикативное р, артикулируемое при том же положении

    языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде

    английского г), например, в словах bread, dream).

    Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если

    ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р

    нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при

    несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка

    немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять

    фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь

    усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с

    достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между

    передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но

    и шум воздуха, проходящего через щель.

    Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края

    языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения, которые

    были направлены на получение требуемого положения языка при постановке

    фонемы ш.

    Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном

    выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте

    и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с

    деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении

    английской фонемы d.

    Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного

    повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий,

    но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения

    звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого

    третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного

    звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном

    положении нижней челюсти.

    Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с

    раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие»

    движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами

    деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом

    случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней

    челюсти отпадает.

    В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается

    гласными а или ы.

    Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р

    в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба,

    ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

    Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного

    произнесения фрикативного р под язык подкладывается шпатель с шариком на

    конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка,

    после чего быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается

    механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его

    переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом

    использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый

    ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно,

    с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок

    действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы

    язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобы между ним и

    альвеолами сохранялась минимальная щель.

    Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка

    сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______;

    дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ). Вначале

    может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый

    край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие

    упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести к

    вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту

    колебаний и доведет ее до нормальной.

    После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных

    упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно все в

    более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и

    избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р, неизбежно на

    ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое р, то

    одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р’.

    Если же вначале получится мягкое р’, то вскоре следует начать работу над

    твердым р.

    Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

    Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для

    окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем

    гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

    Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

    Подготовительный этап.

    Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка

    стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время

    суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть

    он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него

    на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным,

    предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится

    распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему

    поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая

    рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем

    меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

    Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы».

    Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным

    движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то,

    что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе.

    Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

    Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к

    альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы

    ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего

    языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы

    были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук,

    похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как

    я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной,

    выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со

    звуком р.

    Постановка звука.

    Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает

    звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук

    ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая

    воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными

    получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно

    закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка.

    Полученный звук р называется проторным.

    Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

    Выработка раскатистого звука Р

    (с вибрацией кончика языка)

    Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить

    ребенка произносить звук р проторный.

    Подготовительный этап.

    Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за

    верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная

    к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

    Постановка звука.

    Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно

    произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими

    звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д

    (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за

    тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто

    вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык)

    указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой

    платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные

    движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно

    использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый

    шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая

    палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка

    привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет

    самостоятельно вызывать колебаия языка.

    Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой

    и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком

    близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть

    как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего

    поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее,

    мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена,

    звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием

    его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести

    мотор.

    Добившись вибрации кончика языка с механической помощью,

    продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что

    ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со

    временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как

    кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае

    служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и

    в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка

    не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в

    словах,, добиваясь раската с механической помощью.

    Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.