МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    девочкам остается положительным; напротив, мальчишеские оценки феминных

    мальчиков резко отрицательны. Отсутствие общения со сверстниками в

    предподростковом возрасте может существенно затормозить психосексуальное

    развитие ребенка, оставив его не подготовленным к сложным переживаниям

    пубертата.

    Итак, половые роли - это дифференциация деятельности, статусов, прав,

    обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Половая

    идентичность означает усвоение половых ролей индивидом.

    Социально-психологическое понятие половой роли описывает социальные

    установки и специфические формы деятельности, которые в данном обществе

    считаются типичными или наиболее подходящими для представителей данного

    пола; дифференциация "мужских" и "женских" ролей касается в первую очередь

    общественно-производственных и семейных функций, но с ней всегда

    ассоциируются также представления о типичных психологических, личностных

    свойствах, способностях и направленности интересов мужчин и женщин.

    Половые роли всегда связаны с определенной нормативной системой,

    которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.

    Половые роли изучаются на трех различных уровнях:

    1. Макросоциальный - дифференциация социальных функций по половому

    признаку и соответствующие культурные нормы.

    2. Межличностный - половые роли в рамках конкретной системы совместной

    деятельности (например, роли матери и жены в конкретной семье).

    3. Интраиндивидуальный - половая роль производна от особенностей

    конкретной личности, от представлений человека о том, каким должен

    быть мужчина или женщина, на основе осознанных и неосознанных

    установок и жизненного опыта.

    Можно считать твердоустановленным, что психосексуальное развитие

    человека в целом, включая и его половую идентификацию, является продуктом

    совместного действия биологических и социальных сил. Нормальное

    биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или женщиной в

    социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические

    характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который

    включает в себя определенную сексуальную идентичность, то есть сознание и

    чувства своей половой принадлежности, связанные с нею психосексуальные

    ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социосексуальные

    ориентации, то есть интернализованную систему половых ролей, в свете

    которой индивид различает критерии "мужественности" и "женственности",

    оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую

    деятельность и социальный статус и т.д. Эти представления в большей степени

    зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Отсюда - возможность

    широкого круга индивидуальных особенностей, возможность разнообразных

    конфликтов и даже психосексуальных аномалий.

    "Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка - гендерное

    несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда,

    сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и

    мужественная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего

    детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду,

    любили не те игры, выбирали не тех партнеров" (11, с. 334(.

    Вот как выглядят детские воспоминания сан-францисских гомосексуалов по

    сравнению с контрольной гетеросексуальной группы (11, с. 334(.

    Таблица.

    Процент респондентов, имевших в детстве гендерно-некомформные предпочтения

    и поведение.

    | | |Мужчины |Женщины |

    |№№ |Вопросы | | |

    | | |Геи |Гетеросе|Лесбиянк|Гетеросе|

    | | | |к. |и |к. |

    | | |N=686|N=337 |N=293 |N=140 |

    |1. |Не получал ли | | | | |

    | |удовольствия от |63 |10 |63 |15 |

    | |деятельности, типичной | | | | |

    | |для своего пола | | | | |

    |2. |Получал ли удовольствие | | | | |

    | |от гендерно-нетипичных |48 |11 |81 |61 |

    | |действий | | | | |

    |3. |Не соответствовал нормам |56 |8 |80 |24 |

    | |маскулинности\феминности | | | | |

    |4. |Большинство друзей |42 |13 |60 |40 |

    | |детства были | | | | |

    | |противоположного пола | | | | |

    Данные таблицы подтверждают тот факт, что гендерные стереотипы,

    поведения чувства и особенно образы "Я" пре-гомосексуальных мальчиков и

    девочек сильно отличаются от тех, которые типичны для их гетеросексуальных

    сверстников и сверстниц, причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем

    у женщин.

    Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические

    трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной

    ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще. Почему? (11, с. 335-

    336(.

    1. На всех уровнях половой дифференциации формирование мужчины требует

    каких-то дополнительных усилий (принцип Адама, по терминологии

    Джона Мани), без которых развитие автоматически идет по женскому

    типу.

    2. В силу господствующего положения мужчин в обществе мужские качества

    традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в

    направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в

    сторону демаскулинизации. Женственный мальчик вызывает неодобрение

    и насмешки, а казак-девочка воспринимается спокойно, а то и

    положительно.

    3. Формирование мужской идентичности предполагает цезуру, перерыв

    постепенности, которого нет у женщин. В раннем детстве мальчики,

    как и девочки, находятся под влиянием матерей и вообще женщин, а

    затем они должны оторваться от женского влияния и

    переориентироваться на мужские образцы поведения.

    Нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин много

    отрицательных последствий, им труднее устанавливать отношение с женщинами и

    у них больше невротических проблем. У маскулинных девочек ничего подобного

    нет. Энергичность и агрессивность компенсируют им психологические отличия

    от ровесниц.

    Жесткое психологическое давление со стороны сверстников побуждает

    мальчиков искоренять в себе женственность, и большинство из них с этой

    задачей более или менее справляются. Однако тем, у кого феминных задатков

    было изначально больше, сделать это значительно труднее, процесс

    дефеминизации у них затягивается, порождая устойчивые сомнения в своей

    маскулинности (11, с. 338(.

    Признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей находит выражение

    в архетипах Анимы и Анимуса. Анима представляет внутренний образ женщины в

    мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус -

    внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти

    архетипы основаны, по крайней мере, частично, на том биологическом факте,

    что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские и женские гормоны.

    Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в

    коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с

    противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой

    степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с

    женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что

    Анима и Анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса,

    чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Иными

    словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с

    маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же

    как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми,

    результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

    В теологии пола, развитой В. С. Соловьевым, целостный человек есть

    единство мужского и женского принципов, из которых первый есть "субъект

    познающий и деятельный", то есть "человек в собственном смысле", а второй

    выступает в качестве "объекта познанного или пассивного" (Соловьев В. С.

    Россия и вселенская Церковь. - М., 1911, с. 335).

    Базовые атрибуты сущности женского психического - цикличность и

    репродуктивность, подхватываются воспитывающей культурой и превращаются в

    то, что мы привыкли называть женскими чертами характера: конформность,

    эмпатичность, терпимость, консерватизм, чистоплотность, аккуратность и т.д.

    Те мужские черты, которые в культуре принято обозначать как активность,

    агрессивность, динамичность, соревновательность и т.п., сводятся к двум

    смысловым основаниям - экспансии и конструированию (30, с. 32-33(.

    Обратимся теперь к еще одному аспекту проблемы - о влиянии половой

    принадлежности человека на его социальное поведение и статус.

    Тут существует некоторое разногласие во взглядах авторов. Согласно

    одной точки зрения, наиболее четко сформулированной Т. Парсоном и Р.

    Бейлсом (13, с. 768(, дифференциация мужских и женских ролей в семье и

    обществе неустранима, так как она основана на естественной

    взаимодополнимости полов: мужские роли и стиль жизни являются

    преимущественно "инструментальными", а женские - "экспрессивными". Никакое

    радикальное изменение этой структуры, по Парсону, невозможно. Эта точка

    зрения подтверждается, во-первых, тем фактом, что этот тип дифференциации

    широко распространен и представлен в обществах разного типа. Во-вторых,

    такая дифференциация мужских и женских функций в общем подтверждается

    данными дифференциальной психологии о половых различиях (в межличностном

    общении, профессиональных предпочтениях и т.д.) (13, с. 769(. В третьих, в

    пользу этой точки зрения говорят некоторые биологические данные. Например,

    строгие экспериментальные исследования доказывают, что важным причинным

    фактором агрессивного поведения является действие мужских половых гормонов

    (13, с. 770(. Активное, напористое поведение хорошо дифференцирует типичное

    поведение мальчиков от поведения девочек. На этом основаны общеизвестные

    стереотипы массового сознания.

    Но эта концепция вызывает и серьезные возражения. Во-первых, она

    консервативна и неисторична. Дифференциация мужских и женских ролей всегда

    предполагает их взаимодополнительность, но нормы ее неодинаковы в разных

    обществах и классах. Во-вторых, вопреки идее "взаимодополнительности" мужа

    и жены, максимум взаимной удовлетворенности, интегрированности и

    коммуникации между супругами наблюдается в тех семьях, где традиционной

    специализации половых ролей меньше (13, с. 771(.

    Отсюда - все большее распространение противоположной точки зрения,

    согласно которой дифференциация половых ролей - исключительно социальный

    феномен. Главные их аргументы сводятся к тому, что дифференциация половых

    ролей представляет собой иерархическую стратификацию, в которой женщинам

    отведено подчиненное место; и это не вытекает из фактических половых

    различий, а определяется различиями в воспитании; это доказывается тем, что

    почти все эти различия обнаруживаются лишь после того, как дети достигают

    определенного возраста.

    Разрушение соответствующих социально-психологических стереотипов и

    постепенное сближение характера жизнедеятельности мужчин и женщин уменьшают

    глубину этой дихотомии. Существенное значение имеет также сближение

    отцовской и материнской ролей в семье и рост социальной активности женщин.

    Поэтому традиционная дихотомия половых роле должна уступить место обществу,

    в котором не существует никаких стереотипных поведенческих различий между

    ролями мужчин и женщин, основанных только на их половой принадлежности.

    Чрезмерное же акцентирование половой специфики само создает

    психологические проблемы, суживающие сферу полноценной социально- и

    личностно-значимой коммуникации между полами.

    Глава 3. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых

    стереотипов.

    1. Организация работы.

    3.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

    Первый этап диагностической работы с ребенком в общем случае

    представляет собой организационный этап, который включает в себя:

    а) определение точной цели диагностического исследования, то есть

    того, что психолог/педагог намерен достичь в процессе работы с ребенком;

    б) постановку задач, то есть определение того, что необходимо

    проделать в ходе работы;

    в) выбор методов работы со сказкой, а также рассмотрение возможностей

    применения других методов и техник для расширения объема информации о

    ребенке (например, беседа с родителями, педагогами, и т.д.), для контроля

    достоверности предварительной информации, закрепления полученных

    результатов.

    Возможностями методики являются: выявление уникальных, индивидуальных

    способов отношения личности к социальному окружению и себе самой;

    определение стиля взаимоотношения с другими людьми, выявление ведущих

    мотивов, и путей их реализации, средства разрешения внутриличностных и

    межличностных конфликтов, анализ самооценки, меры ее осознанности,

    адекватности, гибкости; выявление и анализ психологических защит, то есть

    индивидуальных подходов к разрешению конфликтов в аффективно-стрессовых

    условиях. Личность как динамический процесс есть постоянная активность в

    создании, поддержании и защите своего "личного" мира. Личный мир - это

    полностью субъективная система мнений, верований, идей, желаний и

    потребностей индивида, которые ориентируют его поведение во внешнем мире и

    которыми определяются его восприятия. Этой цели - проникнуть во внутренний

    мир конкретной личности - служит методика. Она, подобно Х-лучам, или

    кинопроектору, позволяет обнаружить "личный мир" испытуемого ребенка.

    Целью данной диагностической работы является выявление индивидуальных

    вариаций и отклонений в формировании полоролевых стереотипов.

    Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

    > получение максимально возможного объема информации о тестируемом

    ребенке, в том числе по заявленной проблеме;

    > выявление проблемного поля, обнаружение внутренних противоречий и

    межличностных проблем;

    > анализ затруднений и их зависимость от полоролевых предпочтений;

    > определение персонажа, с которым идентифицировал себя ребенок и

    соответствие его поведения, поступков полоролевым стереотипам;

    > рассмотрение проявлений героями сказки феминных и маскулинных качеств

    и соответствие их полу персонажа;

    > определение половой идентичности, то есть чувства и осознания ребенком

    своей половой принадлежности;

    > выявление системы половых ролей, в свете которой ребенок различает

    критерии "мужественности" и "женственности";

    > постановка коррекционных задач для дальнейшей работы.

    Перед тем, как приступить к рассмотрению особенностей полоролевой

    идентификации, необходимо сделать общий анализ сказки, в том числе анализ

    личностных реакций, невербальных сигналов; характеристика героев

    (действующих лиц) в сказке, затруднении, в которые они попадают, а также

    пути их преодоления; общий анализ сказки (ее тематики, яркости,

    оригинальности, единство композиции и т.д.).

    В целях полноты диагностической работы представляется интересным и

    необходимым выяснить степень психологической зависимости ребенка от

    родителей своего или противоположного пола; однополые или разнополые

    компании ребенка; предпочитаемые виды игровой деятельности и роли, степень

    соответствия нормам маскулинности/феминности. Ввиду ограничения объема

    работы мы будем рассматривать только наиболее ярко выраженные факторы.

    Для диагностики полоролевых стереотипов мы рассматривали сказки,

    придуманные детьми 10 - 12 лет. Наиболее интересной и эффективной является

    работа со сказкой, как диагностическим приемом, с детьми в возрасте от 6 -

    7 до 11 - 12 лет. На младшие школьные годы приходится этап скрытого

    формирования мировоззрения и морали, в общении ребенка со взрослыми и

    сверстниками закладываются основы нравственной позиции индивида. На пороге

    школьной жизни возникает новый уровень самосознания ребенка, наиболее точно

    выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция" (24, с. 24(. Эта позиция

    представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям,

    событиям и делам.

    Если рассмотреть данный возрастной период с точки зрения

    психосексуального развития, то можно выделить несколько аспектов. Половые

    различия, проявляющиеся в детских отношениях, выборе игр и других формах

    активности, уже заметные к 4 - 5 годам жизни, продолжают формироваться и

    увеличиваться до 8 или 9 года жизни. К этому же периоду у ребенка уже

    являются достаточно отчетливо сформулированные представления о стереотипах

    "мужественности" и "женственности", завершен процесс идентификации ребенка

    с определенным полом - мужским или женским, происходит активное усвоение

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.