МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    или никогда больше никого не любить. С помощью родителей и всей окружающей

    его среды он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же

    достойны внимания. Постепенно он узнает, что жизнь и любовь со всеми их

    опасностями все же достойны внимания. Постепенно он узнает мир и,

    оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: "Что может произойти со мной

    в этом громадном мире?" он находится в постоянном поиске сюжета, а также

    героя, который указал бы ему надлежащую дорогу.

    Сюжеты и герои живут в сказках и историях, содержащихся в книгах,

    которые он читал сам, которые читали или рассказывали ему люди,

    пользующиеся доверием - мама, папа, бабушка, воспитатель.

    Процесс рассказывания сказки сам по себе более реален и более

    захватывающий, чем уже рассказанная сказка. Что происходит между ребенком и

    матерью после сказанных ею слов: "А когда почистишь зубы, я расскажу тебе

    сказку" - моментом, когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: "Ну,

    вот и все…", она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний

    вопрос и как она подоткнет одеяло после каждой рассказанной сказки? В эти

    моменты жизненный опыт обретает плоть, тогда как рассказанная сказка или

    прочитанная история дает ему "скелет". В него входят как части "скелета":

    1) герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

    2) злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему

    соответствующее оправдание;

    3) тип человека, воплощающий в себя образец, которому он хочет

    следовать;

    4) сюжет - модель событий, дающая возможность переключения с одной

    фигуры на другую;

    5) перечень персонажей, мотивирующих переключение;

    6) набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться,

    когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою

    правоту или торжествовать (3, с. 243(.

    Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека может

    соответствовать плану жизни, сложившемуся на этой основе. Поэтому

    психотерапевту очень важно знать любимую сказку или историю из далекого

    детства взрослого клиента, и любимейшую сказку маленького клиента, ибо она

    может составлять сюжет его сценария со всеми недостижимыми иллюзиями и

    будто бы неизбежными трагедиями.

    3. Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Волшебный

    рассказ. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый

    материал для диагностики.

    Тут психологу следует не только отслеживать реакции ребенка, но и

    сделать полный анализ продукта творчества ребенка - сказки, которую можно

    условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует

    образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания.

    Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а

    внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает

    произведение между своим миром и миром внимания.

    Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции, и

    обладает особенностями проективного исследования, описанными в данной

    главе.

    Сходство между фигурой семантического пространства и ее проекцией на

    экране несомненно, так как фигуры являются изоморфными. Цель работы

    психолога - построить изображение на экране так, чтобы оно было структурно

    идентично слайду, то есть максимально подобно.

    Необходимые условия эффективной проекции:

    установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним

    пространством ребенка;

    средства "переноса" фигуры на экран (волшебство сказки, фантазии,

    отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);

    сведение к минимуму действие психологических защит;

    само семантическое пространство (опыт человека).

    Проекция может быть искажена по нескольким причинам. Во-первых, это

    рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо "вырвать"

    человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку

    психолог в процессе работы. Во-вторых, внутри полученной проекции из-за

    индивидуальных особенностей опыта могут происходить процессы замещения,

    переноса, слияния и т.д.

    Сказко-творчество ребенка дает психологу, педагогу основания для

    анализа, а в лучшем случае - указывает на необходимые действия, чтобы

    предотвратить или смягчить затруднения.

    Упрощенный алгоритм анализа структуры и содержания сказки может быть

    следующим:

    1) Тема сказки (например, про любовь, про животных, боевик и др.).

    Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние

    внешней среды на творчество ребенка.

    2) Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные.

    Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают

    и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и

    особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим

    автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и

    т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на

    искажения. Например, в структуре семьи героев, замещение функций

    образов.

    Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с

    которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в

    ходе наблюдения за ребенком, а также уточняется наводящими вопросами

    (например: "Кто из героев тебе больше всех понравился?). Надо отметить, что

    положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя ребенок, не всегда

    совпадают.

    3) Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают

    главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые

    предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды

    (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые

    представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще

    всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность,

    злость, физическая слабость героев и т.д.).

    4) Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает

    типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман.

    Психологическое манипулирование и другие.

    5) Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда

    надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину. Радоваться или

    ощущать правоту.

    При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все

    побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки,

    смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное

    бормотание.

    4. Ребенку задается метафорическая проблемная ситуация, рассказанная

    педагогом, психологом в виде истории, сказки. Которая заканчивается

    вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок.

    Механизм воображения приходит действие, когда создается проблемной

    ситуации с большей степенью неопределенности. Ребенок

    идентифицирует себя с персонажем сказки и ему пригодится делать

    выбор. В зависимости от расположения духа ребенок будет реагировать

    на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или, наоборот, тревожно;

    и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки,

    будет сохраняться до конца.

    Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли

    спонтанно эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении

    ребенка, но в то же время действуют в нем. Этот тест пригоден для

    проведения с детьми даже самого нежного возраста, пользующимися крайне

    простым языком для выражения простых чувств, подходит для проведения в

    семье, поскольку не требует особых усилий среды во время тестирования и

    имеет простую структуру (33(.

    Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное решение;

    отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее

    покраснение или бледность, потливость и т.д.); отказывается отвечать на

    вопрос" появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку

    с начала - все это признаки психологического нарушения.

    Примером может служить сказка "Принц", приведенная доктором Брайном

    Желби в книге "Открой своего ребенка" (33, с. 12-13(. Ее целью является

    выявление степени зависимости ребенка от одного из родителей, или от обоих

    вместе.

    "В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец.

    Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз:

    все оказывается на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама

    садится на другую. Что делать птенцу?"

    В зависимости от того, куда полетит воробышек, можно предположить

    эмоциональную близость с одним из родителей. Если ребенок продолжает сказку

    описанием затруднений, с которыми столкнулся персонаж, можно

    проанализировать характер этих затруднений: внешние страхи (например,

    большая кошка, ночь), неуверенность в родителях (родители улетят вместе с

    другими воробьями). Необходимо обратить внимание не только на высказывания

    ребенка, но и на тон голоса, на скорость реакции и другие второстепенные

    моменты в поведении.

    Главной целью диагностики, таким образом, является выявление

    индивидуальных отклонений в развитии ребенка для правильного подбора

    коррекционных средств и постановки точных и верных коррекционных задач.

    1.3.2. Метафора и сказка, как коррекционный прием.

    Поскольку в центре внимания терапии находится симптоматика, то важно

    определиться, что следует понимать под симптоматологией. Существуют четыре

    основные взгляда на происхождение и лечение симптомов (16, с. 48(.

    Авторы одной теории считают, что симптомы - это проявление

    травмирующих переживаний в прошлом (обычно в раннем детстве) и устранить их

    можно только вернувшись к первоначальной причине. Другая теория

    рассматривает симптомы, как результат ошибок, допущенных в обучении ребенка

    и формировании его навыков. Здесь лечебный процесс связан только с

    настоящим временем и его цель - создать новые познавательно-чувственные

    структуры, которые помогут ребенку переучиться. Существует также психо-

    нейрофизиологический взгляд на симптоматику, который рассматривает как

    поведенческие, так и органические компоненты. Ученые четвертого направления

    считают симптом посланием подсознания. Утилизация этого симптома помогает

    его устранить, независимо от его связи с прошлым.

    В работе с детьми симптом для нас не столько проявление

    психологической и социальной патологии, сколько результат блокировки

    ресурсов (естественных способностей и возможностей ребенка).

    Ребенок открывает для себя безбрежный океан ощущений, и в ходе их

    осмысления (как правильного, так и неправильного) могут возникнуть такие

    блокировки. А это, в свою очередь, ведет к искажению эмоциональных и

    поведенческих реакций, которые перестают соответствовать истинной натуре

    ребенка. Когда ребенок не может получить прямого доступа к своим ресурсам,

    тогда возникают ограниченные решения, то есть симптомы. Мы рассматривали

    симптом как символическое или метафорическое послание подсознания.

    Последнее не только сигнализирует о нарушении в системе, но и дает четкий

    рисунок этого нарушения, который и становится предметом утилизации.

    Утилизация - это быстрая реакция психолога на неожиданно возникающую

    реальность.

    В основе многих способов воздействия, ведущих к изменению, лежат

    механизмы идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы,

    сообщение, направленное на изменение, происходит, не вызывая сопротивления,

    поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений,

    ни его поведения.

    Поскольку целью психотерапии является достижение изменения в поведении

    и самосознании человека, нельзя переоценивать то влияние, которое может

    оказать на человека рассказанная история, сказка, если она чем-то связана с

    проблемой человека. На этих механизмах основан один из методов активизации

    ресурсных механизмов, разработанных М. Эриксоном и другими, - метафора.

    Метафора помогает использовать имеющийся у человека опыт для

    осмысления его нового опыта. М. Эриксон полагал, что люди обладают

    достаточными способностями для того, чтобы разрешить встающие перед ними

    проблемы. Они развили эти способности и овладели ими в определенном

    контексте, но еще не использовали их в этом контексте, в котором возникла

    проблема. Задача заключается в том, чтобы "перенести" знание из одного

    контекста в другой; это делается с помощью метафоры.

    Использование метафор очень эффективно в работе с детьми и

    подростками. Метафора при этом используется в качестве средства активизации

    ресурсных механизмов возраста (6(.

    Используя привычную для ребенка форму, терапевтическая метафора прячет

    свою истинную цель в ткани рассказа. Ребенок воспринимает только

    описываемые события и поступки. Не задумываясь о скрытом в них смысле.

    Последнее десятилетие было отмечено большим количеством исследований

    использования метафоры для лечения как детей, так и взрослых (6, 7, 16, 26,

    29(.

    Как в письменной истории, так и в мифах, ведущих в самые далекие

    глубины воспоминаний человека о своем опыте, метафора использовалась как

    механизм, при помощи которого передавались и развивались идеи.

    Сказочные истории, анекдоты, идиомы обладают одним фундаментальным

    качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения

    относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-

    то проблемой, и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит

    поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в

    аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если

    какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает человеку

    аналогичный случай из его жизни, рассказ становится для человека более

    значимым. Слушая сказку, человек может испытывать определенные ощущения,

    связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или

    событиями. Непосредственно ему знакомыми. При подобных ассоциациях вполне

    вероятно, что ребенок (или взрослый клиент) почувствует особый интерес к

    тому, как завершится данная история. Примерами источников подобных историй

    могут быть эпические поэмы, волшебные сказки, басни, притчи, песни,

    кинофильмы, анекдоты.

    Когда какая-либо из этих историй предъявляется слушателю с намерением

    дать совет или проинструктировать его о чем бы то ни было, то она

    становится для этого человека метафорой.

    В общем смысле метафору можно определить как средство сообщения, в

    котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой

    области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что

    описывалось ранее. Таким образом, метафора представляет собой

    новеллистический способ репрезентации чего-либо.

    Когда вы, как терапевт, составите и сообщите другому человеку

    метафору, ваш слушатель извлечет из нее то, что он услышит, и

    репрезентирует это в применение к своему собственному опыту.

    "Чувства" и "ощущения", которые вы вынесете из метафор, высказанных

    клиентом, никогда не будут идентичны подлинному опыту клиента - так же, как

    и ваши ответу клиенту в определенной степени будут "неправильно поняты" им.

    Чем же вызваны эти различия? В процессе жизненного функционирования каждый

    человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из

    комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. Конечно,

    между моделями мира существуют и множество сходств, частично обусловленных

    условиями воспитания в специфической социальной среде. Сходства, которые

    терапевты (НЛП) используют в максимальной степени - это те, которые

    описывают паттерны того, как люди выражают свой опыт и мире (7, с. 16(.

    Процесс возвращения в недра своей модели мира с целью прочувствования

    опыта называется трансдеривационным поиском. Именно этот процесс делает

    метафоры столь значимыми в качестве предпосылок для изменения.

    Когда в процессе терапии клиенту рассказывают какой-либо случай,

    историю, сказку, он производит трансдеривационный поиск для того, чтобы

    осознать сказанное. Более того, поскольку контекст, в котором

    рассказывается эта история, является "терапевтическим", то клиент, скорее

    всего, будет соотносить ее, насколько это будет возможно, со своей

    собственной проблемой или ситуацией.

    Волшебные сказки потому и являются терапевтическими, что пациент

    находит свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется

    относящимся к нему, с конфликтами своей собственной внутренней жизни,

    переживаемыми им в настоящее время. Содержание данной сказки обычно не

    имеет отношения к нынешней жизни человека, но оно вполне может отражать то,

    что составляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а

    поэтому неразрешимыми. Совершенно очевидно, что сказки не имеют отношения к

    внешнему миру, хотя они могут быть достаточно реалистичными и обладать

    атрибутами, присущими обычной жизни человека. Ирреальная природа сказок

    является тем важным качеством, которое делает очевидным факт, что предметом

    волшебной сказки является не изложение полезной информации о внешнем мире,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.