Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
знакомить учеников с трудом людей на территории нашей Родины.
Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в
природе. Без связи изменений погоды с изменениями жизни растений и животных
ведение календаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На
основе наблюдений за явлениями природы умственно отсталые учащиеся
правильно осмысливают их взаимосвязь: например, прилет грачей, ручьи,
проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны,
а отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы.
Наблюдения за явлениями природы придают большую сознательность
объяснительному чтению, являются основой атеистического воспитания
школьников, расширяют их кругозор и представления детей, вооружают их
необходимыми знаниями, умениями, навыками, учат любить и охранять родную
природу. Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, учитель
должен сам научиться вести такой календарь. Исходной частью работы по
наблюдению за природой являются экскурсии. На основе собранных на экскурсии
материалов и полученных учащимися впечатлений, наблюдений строится
дальнейшая работа в классе по уточнению полученных представлений и их
систематизации.
Уже в 1 классе программа предусматривает ведение календаря природы. На
первых же осенних прогулках и экскурсиях в природу детей знакомят с
особенностями этого времени года. Они наблюдают, как опадают листья,
собирают по несколько листьев, желудей, сравнивают их по величине:
маленький – большой, длинный – короткий, равные; по количеству: много –
один, много – мало, по цвету: желтые, красные, зеленые. У детей развиваются
пространственные представления: здесь – там, близко – далеко, справа –
слева и т.д. После первых экскурсий учитель предлагает вести запись того,
что ребята видели (имея в виду состояние погоды и материал, который они
собрали). Учитель приносит в класс заранее заготовленный лист бумаги, на
котором в левом углу наклеен листок, вырезанный из старого отрывного
календаря с соответствующими месяцами и числами. Учитель говорит: «Давайте
подумаем, как записать, что сегодня весь день светило солнце? Какое было
небо? Какой цвет имеет солнце?» Для обозначения погоды отводится правый
верхний угол. Берется голубая бумага, из нее вырезается квадрат, который
наклеивается в правый угол; солнце дети обозначают желтым кружочком,
который наклеивается на голубой квадрат. Можно то и другое нарисовать
цветными карандашами. В незаполненной нижней части листа можно наклеить
картинку или желтые листья. Учитель предлагает детям каждый день по пути в
школу обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных,
подумать над тем, что можно поместить в календаре. Также оформляется второй
день, третий и т.д. Каждый день календарю отводился 5 – 10 минут последнего
урока. В это время обобщаются наблюдения, сделанные детьми в течение дня.
Работа обычно начинается с чтения предыдущего листка календаря, т. е.
обзором наблюдений прошедшего дня. Учитель задает приблизительно такие
вопросы: «Какой был вчера день? Как он назывался? А сегодня какой день?
Какое число было вчера? Какое число сегодня?» (Дети, перешедшие из классов
массовой школы, могут знать числа). За правильные ответы детей надо хвалить
и ставить оценку в дневнике.
Проходит неделя. Теперь все 7 листков календаря надо наклеить на лист
картона или плотной бумаги, а под ними поместить полосу чистой плотной
бумаги, разделенной на 7 частей, с нанесением на каждой из них чисел
следующей недели. Прежде чем приступить к оформлению первого дня следующей
недели, учитель предлагает ребятам просмотреть свой календарь за неделю и
«прочитать» его записи. Пусть ученики приучаются рассказывать, что они
наблюдали в течение минувшей недели. Постепенно учащиеся научатся делать
обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Ребята сумеют
подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмурных, дождливых дней,
обратить внимание на изменение в природе (выпал первый снег, замерзли лужи,
набухли почки на тополе). По календарю можно прочитать, какие события
произошли в школьной жизни (была елка, ходили на экскурсию в зоопарк,
начали отапливать школу и т.д.). Ведя календарь и делая такие обобщения,
ученики усвоят, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 – выходной, запомнят
названия, дней недели, их порядок, закрепят понятия: вчера – сегодня –
завтра.
Материал для календаря заготавливается на уроках ручного труда,
рисования. На уроках труда из серой бумаги взрезаются квадраты для
обозначения пасмурней погоды, из белой бумаги кружочки для обозначения
снега (на кружке рисуется снежинка), из голубой бумаги вырезаются квадраты,
обозначающие ясное небо, на них наклеивается оранжевый круг – солнце.
Учитель и дети заранее подбирают листья, цветы, ветки, а также детские
рисунки, картинки, стихи, которые могут быть использованы при ведении и
оформлении календаря.
В таблице показано, какие материалы и условные знаки могут использоваться
на уроках в младших классах.
|1 класс |2 класс |3 класс |
|Рисунки, |[pic] |[pic] |
|аппликации, сухие| | |
|листья, ветки | | |
|деревьев и т.п. | | |
Первое время все оформление календаря производит учитель в присутствии
детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем
устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое
явление, делает отметку в классном календаре (рисует, наклеивает лист,
картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и
наблюдательности. Каждый ученик стремится заметить что-то новое, чтобы
принять участие в оформлении календаря.
Содержание календаря усложняется по мере приобретения учащимися новых
знаний. Уже в 1 классе учащиеся в результате своих наблюдений могут
ответить, например, на такие вопросы:
1. Когда облетели листья на всех деревьях в нашем саду?
2. Когда появились первые замерзшие лужицы?
3. Когда начали отапливать школу?
4. Когда мы надели зимние пальто?
5. Что находится под снегом?
6. Где садятся воробьи в морозы?
7. На чем катаются и в какие игры играют дети зимой?
8. Когда начинается таяние снега в парке, в лесу?
9. Когда появляется первая трава?
10. Когда открыли окна в школе?
11. Когда распустились листочки на березке? Какого они цвета?
Таким образом, с 1 класса дети приучаются систематически наблюдать
природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом.
Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении,
развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года. На лето
ученикам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.
В первые же дни сентября учительница расспрашивает учащихся 2 класса о
том, как они отдыхали, каких лесных зверюшек видели, наблюдали ли за
полевыми работами, выполнили ли летнее задание? Принесенные учениками
рисунки обсуждаются в классе, устраивается небольшая выставка лучших
рисунков. На основе бесед с детьми, экскурсий ранней осенью, кинофильмов и
художественных картин закрепляются признаки лета: солнечные жаркие дни,
теплые дожди, зеленые листья, сбор ягод и т. д. Так же следует продолжать
оформление календаря. Можно дополнительно дать детям часть условных
общепринятых знаков по наблюдениям за погодой (см. выше). Признаки времен
года дополняются соответственно программе, и развитию учащихся.
Рекомендуется продолжать «чтение» календаря за прошедший день и за
неделю. К. этому времени дети и по арифметике должны знать неделю, части
суток. Когда закреплено понятие «неделя», можно составить календарь на
месяц и с помощью учителя проводить обобщение в начале нового месяца. Для
оформления календаря на месяц лучше брать лист картона, в верхней части
которого делается надпись «Календарь природы», ниже указывается месяц,
класс, школа. После этого листки на каждый день помещаются в определенной
последовательности (в каждом ряду наклеиваются листки за неделю).
В декабре, с установлением зимы, учитель показывает детям табличку:
Осенние месяцы:
1. Сентябрь. 2. Октябрь. 3. Ноябрь.
Потом учитель прикрепляет к доске календари за 3 месяца. На уроке
арифметики можно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и
солнечных дней (в пределах 20), сделать выводы о том, какая была в этом
году осень. Учитель может задавать следующие вопросы: «Каким бывает лес
осенью? Что делается с деревьями? Что вы находили, кроме листьев, под
дубом, под кленом? Какие ягоды видели на рябине? Как люди готовятся к зиме?
Какими стали дни?» Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря
оставляются поля шириной в 10-15 см. Рисунками и записями в календаре 2
класса отмечается все то, что и в 1 классе, и прибавляется: конец
листопада, туман, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев,
прилет птиц, первая гроза, ледоход, сезонные работы на огороде и в саду. На
лето детям дается задание: записать, каких видели птиц, собрать и засушить
листья, цветы.
В 3 классе наблюдения усложняются и расширяются. Ребятам даются понятия:
облака, тучи (из туч идет дождь), выпадение росы, туман, ливень, град. Дети
должны знать названия летних месяцев, признаки грозы. В классе вывешиваются
дополнительные условные обозначения (после полного усвоения понятий):
«град», «роса», «туман», «гроза», «облачность». В осенние месяцы дети
наблюдают за положением солнца на небе в разное время дня, знакомятся с
осенними работами в поле. Признаки осенних месяцев в понятии учеников
становятся более дифференцированными: небо – серое, хмурое, облачное,
голубое, синее, листья – желтые, красные, багровые, сухие, легкие, опавшие.
Зимой дается понятие «метель», дети отмечают ее в календаре стрелками. В
календаре 3 класса отмечаются все явления, которые фиксировались в 1 и 2
классе, и прибавляются новые: последняя гроза, отлет грачей и скворцов,
замерзание реки, пруда, ледоход, последние снежинки, последний заморозок на
поверхности почвы, появление проталин, ручьев, первые кучевые облака на
синем небе, прилет грачей, начало набухания почек у разных растений, первая
гроза, первый гром, начало цветения вербы, лютиков, мать-и-мачехи.
Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения делаются по мере
появления интересных явлений. На лето дается задание: собрать полезные
растения, камешки, ракушки, вырастить в горшочке цветок, понаблюдать за
поведением рыбок, прочитать какую-нибудь книжку о природе и в конце
августа написать небольшое сочинение из нескольких предложений на тему:
«Где я был летом и что видел» (самое интересное, что запомнилось).
В 4 классе все явления, указанные для 1, 2, 3 классов, должны быть
охвачены уже значительно полнее и глубже. Если детям предыдущих классов
трудно было определить, когда установилась зима, потому что снег много раз
покрывал землю, а потом таял, то в 4 классе этот вопрос решается вполне
определенно. Программа требует знания характерных признаков лета, осени,
зимы, весны, подведения итогов за несколько лет, определения температуры
воздуха, усвоения понятия ветра как движения воздуха, знания его значения и
пользы для жизни на земле. Начинаются наблюдения в 4 классе с подведения
итогов за 2 и 3 классы. Природные явления все более дифференцируются.
Вводится понятие о силе ветра. Сила ветра определяется по местным
признакам: по состоянию листьев, веток, стволов деревьев, по дыму из трубы
и т.д.
Необходимость обобщения за сезон диктуется задачей научить детей
разбираться в характерных особенностях весны, лета, осени и зимы,
сравнивать времена года и, следовательно, отличать один сезон от другого. В
результате работы с календарем погоды дети учатся узнавать каждое время
года не по одному-двум признакам, а по ряду их, например: «Зимой холодно,
стоят морозы, падает снег, дни короткие, а ночи длинные. Люди одеваются
тепло, ездят на санях, река замерзает, деревья стоят без листьев, покрытые
снегом (только ели да сосны зеленые)» и т. д. Лучше всего обобщать данные
за предыдущий сезон тогда, когда вновь наступающее время года уже
достаточно ярко выражено. Для этого необходимо иметь следующий материал:
календари природы за истекшие 3 месяца; репродукции картин, изображающие
изучаемое время года; экспонаты, собранные во время экскурсий; детские
рисунки; стихи, загадки, пословицы, относящиеся по своей тематике к
предыдущему сезону.
В 4 классе также дается понятие температуры воздуха, дети знакомятся с
термометром, учатся отсчитывать градусы. Каждый учащийся должен сделать из
картона с тесемкой градусник, а настоящий термометр должен быть установлен
за окном на этаже или в классе. С этого времени дежурные записывают в
календарь температуру воздуха, эти наблюдения проводятся один раз в день,
но в определенный час, установленный учителем. Дети наблюдают за
облачностью, осадками. Можно дать представление об оттенках цвета неба.
Учитель рисования помогает сделать красочную таблицу оттенков: небо
голубое, синее, светло-голубое, заря желтая, розовая, красная. Такие
таблицы развивают внимательность, художественный вкус. Кроме этого,
различение цвета неба и зари в сочетании с наблюдательностью за
растительным и животным миром поможет учащимся научиться предсказывать
погоду по местным признакам и приметам, например:
1. После ясной погоды заря при заходе солнца багрово-красная – к плохой
погоде.
2. Заря ярко-желтая, золотистая – к хорошей погоде.
3. Днем белесое небо – к дождю.
4. Круги вокруг солнца – к ненастью.
5. Звезды загораются в небе – к морозу.
6. Солнце садится на чистом небе – завтра будет хорошая погода.
7. Солнце заходит за густые тучи с красными краями – к плохой погоде.
8. Выпала роса – не будет дождя.
9. Нет росы – будет дождь.
10. Мелкий дождь – долго идет, крупный дождь и сильный – скоро проходит.
11. Домашняя птица роется в песке, в земле – к дождю.
12. Птицы примолкли, не поют – к грозе.
13. Ласточка летает низко или забилась в гнездо – к сильному дождю, к
граду.
И другие приметы.
Учитель может выбрать несколько примет, выписать их и проверить с
учениками. Это и интересно и полезно, так как развивает любознательность
учеников. В 4 классе дети наблюдают за ветром: сильней ветер, слабый или
умеренный. Направления ветра дети не могут определить, не зная сторон
горизонта. По возможности нужно дать детям понятие о холодном ветре из
холодных стран и о теплом – из жарких. Ветер играет значительную роль в
изменении погоды, кроме этого, наблюдение за направлением и силой ветра
обогащает запас представлений учащихся. На уроках чтения надо дать глаголы,
относящиеся к ветру: гудит, шумит, завывает, стучит по крыше, разносит
сухие листья, дует сильно. На уроках развития речи можно дать задание
описать погоду словами. Задания на описание очень полезны, так как при
систематических описаниях, проводимых в классе, учащиеся внимательнее
присматриваются к окружающим явлениям, ищут наиболее точные определения.
Рядом, с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой
дети будут помещать натуральные предметы природы, характеризующие приход
весны: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами,
растения в горшочках, первых бабочек, жуков. Под объектом следует делать
надпись с указанием даты, имени и фамилии ученика, который заметил первым
данное явление.
Очень важный момент в обучении умственно отсталых школьников –
установление причинно-следственных связей. Это тесно связано с мышлением,
которое у умственно отсталых учащихся развито не достаточно, чтобы хорошо
усваивать материал, и, самое главное, понимать его (осмысливать).
|1 класс |2 класс |3 класс |
|1. Состояние |1. Весна – теплеет |1. Солнечный день|
|воздуха – одежда |– прилет птиц. |– поют птицы. |
|людей. |2. Осень – холодает|Пасмурный, |
|2. Внешний вид |– отлет птиц. |дождливый день – |
|овощей и фруктов –|3. Небо голубое, |птиц не слышно. |
|степень их |ясное – ярко светит|2. Жизнь растений|
|зрелости. |солнце. Небо |– время года. |
|3. Характерные |пасмурное, темное –|Жизнь насекомых, |
|признаки каждого |солнце спряталось |зверей, птиц – |
|сезона. |за тучи. |время года. |
| |4. Время года – |3. Осенний дождь |
| |игры детей. |– холодный, |
| |5. Растениям для |затяжной, |
| |роста нужно тепло |моросящий. Летний|
| |(опыт). |дождь – теплый, |
| |6. Солнечный день –|крупный, сильный,|
| |веселый день. |проливной. |
| |Пасмурный день – |4. Причины |
| |невеселый день. |перелета птиц. |
| | |5. Снег в |
| | |морозную погоду |
| | |скрипит под |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|