Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов
получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с
некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района,
города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит
непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения
наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления
школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие
школьников в труде.
Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1 класса. При
ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются
знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во
2 классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в
связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе
учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные
времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в
жизни растений осенью, зимой, весной. Программа 3-4 классов является прямым
продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой
для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому
содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о
растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах,
почве, погоде, климате и др.
Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются
комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание;
оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения;
научно-атеистическое, патриотическое и интернациональное, экологическое и
эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание.
Задачи, всестороннего воспитания: привить школьникам навыки культуры труда
и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями и на этой
основе проводить профориентационную работу. Одной из задач воспитания
является формирование научного мировоззрения. В содержании курса школьного
природоведения заложены большие возможности для ее решения. Сообщая детям
элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, учитель
показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу
оказывает трудовая деятельность человека.
Уже в 1 классе при изучении темы "Наша школа" проводится урок на
пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений
осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают
листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг. В
процессе дальнейшего общения с природой у детей накапливаются знания о том,
что с наступлением тепла появляются новые листья, зеленеет и растет трава.
Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы продолжаются. На основе
материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике наблюдений"
устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. На конкретных
примерах выясняется, какие сезонные изменения характерны для растений и
животных в определенное время года. Знания об изменениях в природе учащиеся
лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за
растениями и животными. При этом очень важно учить детей самостоятельно
выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление. Понимание взаимосвязей
в живой и неживой природе накапливается постепенно. В 3 классе при изучении
данного курса учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в
процессе наблюдения за объектами природы. Школьники усваивают зависимость
живых объектов природы от погодных условий и на этой основе устанавливают
многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в
природе позволяют учащимся самостоятельно делать выводы об изменениях в
живой природе в зависимости от времени года. В 4 классе имеются большие
возможности для формирования у учащихся научного миропонимания при изучении
неживой и живой природы. На конкретных примерах показывается взаимосвязь
целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля.
Последовательное развитие знаний о природе, постоянное ведение "Дневников
наблюдений" способствуют формированию у школьников убеждения в том, что
развитие живой природы является закономерным явлением и вполне объяснимо.
Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися
основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-
следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или
явлению наилучшее истолкование и обоснование. Формирование научного
мировоззрения тесно связано с осуществлением научно-атеистического
воспитания учащихся, главная задача которого – научить детей правильно
понимать и объяснять явления природы. Работу по научно-атеистическому
воспитанию следует проводить на уроках, внеклассных занятиях по
природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с
учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства
обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений
природы.
На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию
учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства
прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В
процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К. Д.
Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит
многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит
школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев,
журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и
разнообразие красок – все это вызывает эстетические переживания, не
оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в первую
очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или
животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе
формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях
природы. Например, в 3 классе проводится экскурсия в лес или парк с целью
наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных. В самом
начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился
парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах
появились сережки и т.д. Учитель предлагает школьникам остановиться и
послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте
листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить учащимся прочитать стихи
о природе или сделает это сам. Для эстетического воспитания учащихся
немаловажное значение имеют культура учебного труда, чистота рабочего
места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы.
Аккуратно выполненная и красиво оформленная коллекция насекомых или
растений помогает детям видеть не только результаты своего труда, но и
получать от него эстетическое наслаждение.
Задачи экологического воспитания – формирование у школьников бережного
отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического воспитания
школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя
ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги,
воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение
разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы своей
местности. Задача учителя: простым доступным языком объяснить и показать
детям на конкретных примерах, что человек – это часть природы, без которой
его жизнь невозможна. Например, в процессе изучения темы "Природа нашего
края. Важнейшие полезные ископаемые". В начале урока учитель сообщает о
добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о значении полезных
ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание детей на
необходимость охраны полезных ископаемых. После изучения темы учащиеся
должны усвоить, что добыча полезных ископаемых связана с изменением и
нарушением природного комплекса (лучше всего это показать на примере
местных карьеров во время экскурсий или при просмотре учебного фильма);
поэтому добыча полезных ископаемых проводится планово, с учетом всех
особенностей данной местности. На таких примерах формируются понятия об
экологическом равновесии и причинах его нарушения. Экологическое воспитание
в начальных классах в связано с выполнением конкретной природоохранной
работы: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная
работа по выращиванию растений, уход за животными, изготовление и
развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми посадками в лесничествах,
изучение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной
тематике, экскурсии в природу.
Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе,
систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали
привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической работе
важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое
вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению
растений и животных.
Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное
расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной
работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение
профилактических мероприятий, предупреждающих заболевания и травмы. Задача
учителя – научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить
зубы, причесываться и т.п.
Важнейшая воспитательная проблема школы – борьба с курением. Работа по
борьбе с курением должна вестись систематически. Для ее убедительности и
наглядности можно, например, подготовить плакат, где сосредоточить
информацию о вреде курения.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо воспитывать их так,
чтобы выработать положительное отношение к труду, чтобы труд для них был
первой потребностью и необходимостью. Большое внимание уделяется трудовому
воспитанию в учебном процессе. Поэтому обучение должно строится так, чтобы
с первого урока воспитывать у школьников трудолюбие. Трудолюбие – это
нравственная черта личности. Основным условием формирования и развития
учебного трудолюбия является вовлечение школьников в различный учебный
труд. Программой определен перечень умений и навыков, которыми должны
овладеть школьники в процессе обучения. Главный труд детей – это учебный
труд. Почти на всех уроках развития речи (природоведения) можно сочетать
обучение с трудом. Одним из видов учебного труда является самостоятельная
работа с учебником. Поэтому необходимо выработать у школьников умение
работать с текстом, рисунками, заданиями, умение выделять из текста
главное, разделять текст на отдельные смысловые части, готовить ответы на
вопросы, составлять рассказ или план рассказа по рисунку. При организации
учебного труда учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности
школьников, для этого следует готовить дифференцированные задания. До сих
пор актуальны и современны высказывания К. Д. Ушинского о том, что
"воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к
труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный,
серьезный труд всегда тяжел" (Ушинский К. Д. Избр. пед. пр. –М., 1968.
–с.301). Трудовое воспитание позволяет обеспечить взаимосвязь умственного и
физического труда. На основе такой взаимосвязи и последовательном
чередовании умственного и физического труда учитель не только развивает
знания, но и воспитывает личностные качества школьников: их трудолюбие,
добросовестное отношение к учебе, общественной работе, общественно
полезному труду.
Большое место в процессе обучения природоведению занимает выработка
практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует
систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении
устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять
различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике
наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения
наблюдать за погодой. Учащиеся "читают" записи из "Дневника наблюдений", и
это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и "минус",
объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов мороза и
т. д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся
ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные
объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические
рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-
опытном участке.
Систематически осуществляемое трудовое воспитание в процессе обучения,
вовлечение школьников в посильный общественно полезный труд являются
важнейшими условиями формирования сознательного отношения к учебе, развития
нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.
2.1. Роль курса природоведения в младших классах
Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся
стороны педагогического процесса – обучение и воспитание. Учитель должен
иметь в виду, что выработка материалистических убеждений возможна тогда,
когда изучение фактов действительности связано с обобщениями, а
закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный
курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и
неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов и
явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости,
постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном
изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать
некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету
ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от
кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и
запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы
в нашей стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав
лесной полосы входят тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. Таким
образом, вновь расширяется понятие о лесе, о хвойных, широколиственных и
мелколиственных деревьях. В 4 классе дети знакомятся с лесом как средой
обитания определенных растений и животных, с комплексом природных условий:
температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п.
Формирование основных понятий курса природоведения предусматривает
организацию систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и
самостоятельных наблюдений в природе. Путем сравнения и обобщения
результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в
природе – между направлением ветра и изменениями погоды. В процессе
наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки и свойства объектов и
явлении природы. Так, на основе опытов, изучения материала коллекций
учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха, учатся различать
минералы, определять плодородие почв и т. д.
Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает
краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией
сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с
разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и
животным миром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение
деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в
своей местности.
Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них
развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств.
Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время
практических занятий способствует эстетическому воспитанию учащихся.
Звездное небо, весенний лес, снегопад, ледоход, красиво цветущие комнатные
или луговые растения, художественное оформление биологического кабинета и
уроков о родной природе – все это воспитывает у детей чувство любви к
природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию
устойчивого познавательного интереса к природе. Курс природоведения
предусматривает приобретение детьми практических умений (наблюдение за
температурой воздуха по термометру, направление ветра по флюгеру, фиксация
основные явлений погоды с помощью условных знаков, ориентирование на
местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка практических умений
способствует развитию коллективизма и трудовому воспитанию школьников.
Знания учащихся о природе становятся более осмысленными, когда очевидна их
значимость и возможность применить на практике. Учащиеся знакомятся с
разнообразием трудовой деятельности населения – со способами добычи и
использования полезных ископаемых, выведением и хозяйственным
использованием растений и животных, с достижениями науки в освоении
космического пространства, в покорении воздушного океана, в использовании
энергетических ресурсов, в процессе всех отраслей народного хозяйства
страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию чувства гордости за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|