МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация

    способов решения.

    В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,

    ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста

    наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны

    самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности

    нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных

    видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели,

    закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с

    приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

    В старшем школьном возникает потребность и возможность

    совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении

    к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль

    приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в

    форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной

    работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной

    деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем

    нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие

    познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям

    затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.

    Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими

    целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания

    выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится

    исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает

    умение оценить реалистичность своих целей.

    Формирование мотивации учения школьников.

    Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно

    переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к

    учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному

    осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения

    способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в

    коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения

    сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого

    вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем

    школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной

    самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное

    изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у

    учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора

    и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем

    поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех

    сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний

    и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных

    действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной

    работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

    Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие

    мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

    4. актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,

    которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

    5. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

    мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,

    осознанности, действенности и др.)

    6. коррекция дефектных мотивационных установок

    7. изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

    возможностей, так и к перспективе их развития.

    Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями,

    эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из

    блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов,

    стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

    Какие же задания и упражнения может применять учитель для

    целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

    Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к

    обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со

    взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

    Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание

    школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо

    укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на

    закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному

    объяснению своих успехов и неудач.

    Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует

    упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание

    неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи,

    но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении

    данной задачи.

    Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня

    притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для

    мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в

    отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию,

    если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям,

    которые прилагает ученик при выполнении задания.

    Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации

    является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других

    учеников, а с его прежними результатами.

    Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность,

    настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует

    задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.

    Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует

    упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе

    решения.

    Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на

    постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их

    выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться

    школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны

    с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

    1 Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

    Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь

    психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками

    целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до

    осуществления действий самоконтроля и самооценки.

    Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных

    этапах урока.

    1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель

    может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать

    мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей

    темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не

    усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на

    предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет

    необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные

    мотивы удивления, любознательности.

    2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель

    ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к

    нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные

    мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные

    мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом

    этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на

    предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы

    чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и

    легкой и т.п.).

    3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности

    с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала

    положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является

    усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой

    учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы

    сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их

    мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового

    материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и

    умений.

    Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим

    содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация.

    Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно

    владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач,

    которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться

    школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить

    решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи

    (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и

    еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы

    формирования мотивации и ее видов.

    Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть

    использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по

    формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение

    учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов,

    уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и

    задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и

    задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять

    отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции,

    затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной

    самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и

    со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям

    ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные

    учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи

    при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения

    осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и

    делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня

    оно важнее по такой-то причине).

    Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей,

    "тренировку" мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на

    осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с

    конца младшего школьного возраста.

    2 Формирование мотивации учения у отстающих детей.

    В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию

    мотивации отстающих детей.

    При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут

    быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику

    и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации

    учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие

    направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению

    и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с

    решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в

    успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для

    положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

    При формировании положительного отношения к учению следует

    предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск

    разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат;

    упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели,

    составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему,

    выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит

    дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных

    действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке своих и

    чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного

    ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще

    применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации

    учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм

    внутригрупповых оценок.

    Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение

    учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать

    знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность

    и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их

    последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля

    учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием

    наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого

    действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным

    действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких

    способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия,

    т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на

    планы, наглядные схемы и т.д.

    В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в

    виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование

    мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно

    отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у

    отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач,

    часто укрепляющих неуважение детей к себе.

    3 Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

    Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов

    учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у

    них мотивации совместной учебной деятельности.

    Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание,

    стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его

    добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и

    учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты

    несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать

    свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение

    материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.

    При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять,

    сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою

    правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу

    его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок

    покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же

    сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо

    изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь

    решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав.

    Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных

    заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к

    возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению,

    развитию и становлению мотива сотрудничества.

    Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности

    школьников.

    Прежде всего учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у

    учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для

    включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра

    является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте

    наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками.

    Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того,

    чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

    Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение

    совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут

    заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное

    отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников

    начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному

    выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и

    получить помощь, обменяться информацией.

    Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет

    состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

    а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать

    именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо

    учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут

    руководить при включении в совместную работу.

    б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей

    и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети,

    осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более

    сильные учащиеся прежде всего хотят помочь боле слабому, научить его и

    средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет

    научится и действовать на равных с сильным.

    в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные

    особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

    Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет

    правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен

    предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив

    удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут

    сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

    Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет

    то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять

    руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время

    не быть диктатором.

    Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и

    цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим

    человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания

    активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы

    с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого

    ученика.

    Литература

    1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М.

    –1990.

    2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её

    воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.

    3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/

    Просвещение, М. – 1991.

    4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности

    школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.