Мотивация
Мотивация
Министерство образования Российской Федерации
ОГПУ
Реферат
по педагогике на тему:
Развитие и формирование мотивации учения
Выполнила: Студентка группы 25 МиИ
.
Проверила: Насырова М.Б.
Оренбург – 1998.
1. Строение мотивации учения. 1
2. Изучение мотивации. 4
2.1. Изучение мотивации учения у отстающих школьников. 7
3. Возрастные особенности мотивации учения школьников. 8
4. Формирование мотивации учения школьников. 10
4.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 11
4.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей. 13
4.3. Формирование мотивации совместной учебной деятельности. 14
Строение мотивации учения.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы
задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были
понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для
учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной
работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных
мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам
относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие
вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более
насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное
поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради
лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы
могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного
процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради
материального вознаграждения и избежания неудач.
Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того,
что определяет, побуждает учебную активность ребенка.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет
и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные
функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически
мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных
ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во
взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность
активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку
деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда
человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность
ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность
активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В
обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны
учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на
получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых
отношений со сверстниками.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат,
представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы
реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и
выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты
своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы,
поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.
Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к
учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную
окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на
первых этапах возникновения любознательности ученика.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если
у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного
предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у
ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то
говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут
иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение
новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы
(ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного
приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение
дополнительных знаний и затем на построение специальной программы
самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные
мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие
социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с
окружающими, получить их одобрение).
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.
Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в
обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в
самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к
учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования
обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации
учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках,
свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие
социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их
оценок, в помощи товарищам.
Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь
потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов
зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и
достигать их в обучении.
Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить
правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ
работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей
связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные
цели, цели самообразования и социальные цели.
Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее
откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их
незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их
возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.
Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность
реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды
эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и
отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).Проявление эмоций в
учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.
Изучение мотивации.
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно
изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень
положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,
резервы ее развития.
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных
перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса
формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации
неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе
условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к
учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения
должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в
гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких
ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях
достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а
наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.
Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и
хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики
побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими
способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой
самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в
учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее
качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи,
можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.
Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности
необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,
которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В
качестве таких личностных характеристик можно выделить:
1. отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-
познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;
2. характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса,
который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя
друг к другу; учащиеся между собой;
3. способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как
показатель развития самосознания.
Остановимся только на изучении мотивации.
Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На
уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания,
различающиеся по:
1. сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
2. практической или теоретической направленности познавательной
деятельности;
3. характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены
позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.
Желание себя испытать.
Лучше узнать свои возможности в данном предмете.
Интерес к предмету.
Желание как можно больше узнать из данной области науки.
Полезно, пригодиться в будущей работе.
Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
Уверенность в успехе по данному предмету.
Легко учиться.
Желание преодолеть трудности.
Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в
данном учебном коллективе.
Нравиться учиться.
желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.
Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет
доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить
по основным направлениям:
1.Самоопределения
2.Позновательные
3.Узкопрактические
4.Саморазвития
5.Общение с учителем
6.Общение со сверстниками
7.Самоутверждание
8.Избежание неприятностей
Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по
данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или
будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.
Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить
учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу
с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение,
что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа
учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая
учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и
вынужденную ценность.
Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер
учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может
учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?
Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить
кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет
внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более
сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в
самосовершенствовании своей личности в целом.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить
мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя
очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за
счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих
волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,
юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.
Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется
направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом
случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,
а следовательно и личности учителя, общению с ним.
Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-
интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего
ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем
внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой
деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как
заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать
помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-
познавательную деятельность.
Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему
усмотрению и другие методики определения мотивации учения.
1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.
Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас
сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам
также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также
снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда
действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.
Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к
учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных
длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на
этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие
оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной
деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной
работы.
У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от
активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,
чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые
варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без
понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.
Возрастные особенности мотивации учения школьников.
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере
отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых
знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту
поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,
учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование
мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу
каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы
основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в
учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы
(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в
учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);
мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к
дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от
общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более
глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы
представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших
школьников, но пока в самом общем представлении.
Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от
учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации
учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения
самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения
цели со своими возможностями.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением
учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида
действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и
затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и
сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных
Страницы: 1, 2
|