МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация

    Мотивация

    Министерство образования Российской Федерации

    ОГПУ

    Реферат

    по педагогике на тему:

    Развитие и формирование мотивации учения

    Выполнила: Студентка группы 25 МиИ

    .

    Проверила: Насырова М.Б.

    Оренбург – 1998.

    1. Строение мотивации учения. 1

    2. Изучение мотивации. 4

    2.1. Изучение мотивации учения у отстающих школьников. 7

    3. Возрастные особенности мотивации учения школьников. 8

    4. Формирование мотивации учения школьников. 10

    4.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 11

    4.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей. 13

    4.3. Формирование мотивации совместной учебной деятельности. 14

    Строение мотивации учения.

    Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы

    задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были

    понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для

    учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

    Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной

    работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных

    мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам

    относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие

    вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более

    насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное

    поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради

    лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы

    могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного

    процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради

    материального вознаграждения и избежания неудач.

    Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того,

    что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

    Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет

    и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные

    функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически

    мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных

    ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

    Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во

    взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность

    активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку

    деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда

    человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность

    ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

    Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность

    активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В

    обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны

    учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на

    получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых

    отношений со сверстниками.

    Цель - это направленность активности на промежуточный результат,

    представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы

    реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и

    выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты

    своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы,

    поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

    Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к

    учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную

    окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на

    первых этапах возникновения любознательности ученика.

    К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если

    у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного

    предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у

    ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то

    говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут

    иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение

    новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы

    (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного

    приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение

    дополнительных знаний и затем на построение специальной программы

    самосовершенствования).

    Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные

    мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие

    социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с

    окружающими, получить их одобрение).

    Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

    Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в

    обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в

    самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к

    учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования

    обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации

    учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках,

    свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие

    социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их

    оценок, в помощи товарищам.

    Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь

    потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов

    зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и

    достигать их в обучении.

    Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить

    правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ

    работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей

    связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные

    цели, цели самообразования и социальные цели.

    Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее

    откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их

    незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их

    возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

    Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность

    реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды

    эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и

    отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).Проявление эмоций в

    учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.

    Изучение мотивации.

    Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно

    изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень

    положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,

    резервы ее развития.

    Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

    перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

    Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

    формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации

    неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе

    условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к

    учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения

    должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в

    гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.

    Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких

    ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях

    достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а

    наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

    Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и

    хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики

    побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими

    способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой

    самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в

    учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее

    качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи,

    можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

    Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности

    необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,

    которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В

    качестве таких личностных характеристик можно выделить:

    1. отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-

    познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

    2. характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса,

    который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя

    друг к другу; учащиеся между собой;

    3. способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как

    показатель развития самосознания.

    Остановимся только на изучении мотивации.

    Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На

    уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания,

    различающиеся по:

    1. сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

    2. практической или теоретической направленности познавательной

    деятельности;

    3. характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

    Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены

    позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

    Желание себя испытать.

    Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

    Интерес к предмету.

    Желание как можно больше узнать из данной области науки.

    Полезно, пригодиться в будущей работе.

    Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

    Уверенность в успехе по данному предмету.

    Легко учиться.

    Желание преодолеть трудности.

    Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

    Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в

    данном учебном коллективе.

    Нравиться учиться.

    желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

    Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

    Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

    Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

    Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет

    доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить

    по основным направлениям:

    1.Самоопределения

    2.Позновательные

    3.Узкопрактические

    4.Саморазвития

    5.Общение с учителем

    6.Общение со сверстниками

    7.Самоутверждание

    8.Избежание неприятностей

    Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по

    данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или

    будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

    Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить

    учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу

    с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение,

    что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа

    учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая

    учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и

    вынужденную ценность.

    Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер

    учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может

    учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?

    Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить

    кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет

    внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более

    сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в

    самосовершенствовании своей личности в целом.

    Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить

    мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя

    очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за

    счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих

    волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,

    юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

    Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется

    направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом

    случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,

    а следовательно и личности учителя, общению с ним.

    Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-

    интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего

    ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем

    внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой

    деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как

    заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать

    помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-

    познавательную деятельность.

    Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему

    усмотрению и другие методики определения мотивации учения.

    1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.

    Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас

    сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам

    также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также

    снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда

    действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.

    Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к

    учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных

    длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на

    этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие

    оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной

    деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной

    работы.

    У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от

    активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,

    чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые

    варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без

    понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

    Возрастные особенности мотивации учения школьников.

    Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере

    отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых

    знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту

    поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,

    учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование

    мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу

    каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы

    основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

    Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в

    учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте

    развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы

    (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в

    учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);

    мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к

    дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от

    общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более

    глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы

    представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

    Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших

    школьников, но пока в самом общем представлении.

    Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от

    учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации

    учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения

    самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения

    цели со своими возможностями.

    В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

    учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

    действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и

    затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и

    сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.