МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы обучения и классификация методов обучения

    то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон»,

    т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в

    работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако,

    обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а

    их неумелым применением.

    Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном

    изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление

    ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два

    дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно

    быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме, во-

    вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые

    педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и

    способствующие поддержанию их внимания.

    Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний

    учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные

    задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и

    осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является

    достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех

    основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся. В такой

    ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и

    незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и

    они начинают проявлять познавательную активность.

    В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение

    учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в

    изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных

    положений.

    Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при

    устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью

    делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что

    изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль

    сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что

    сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире

    познается не иначе, как через сравнение.

    Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную

    деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций. «Всякое

    сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание;

    всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение,

    заставляющее сделать это».

    В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма

    существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению

    увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь

    не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество

    стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.

    К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность

    выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений,

    глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю

    необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к

    простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию,

    дополняя его новыми деталями и интересными примерами. К.Д. Ушинский писал,

    что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость

    интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала,

    или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним

    словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас

    укоренившихся».

    Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение

    принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так

    же опытов и т.д. Недаром К. Д. Ушинский указывал, что учитель, который

    претендует на развитие ума в детях, должен прежде всего упражнять их

    способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к

    целенаправленному и анализирующему.

    Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации

    познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем.

    Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна

    заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и

    закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю.

    Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы,

    вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается

    методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность

    учащихся.

    Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения

    нового материала методами рассказа, объяснения, лекции и эвристической

    беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам

    относятся следующие:

    а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые

    должны осмыслить и усвоить учащиеся;

    б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и

    демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности

    школьников;

    в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов,

    правил, закономерностей.

    Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом

    присущи всем методам устного изложения знаний учителем. Здесь, однако,

    необходимо остановиться на тех особенностях, которые присущи лекции.

    Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный

    материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на

    доске или же вывешивать в классе в виде специальной таблицы. Этот план

    следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради.

    Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения

    лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной

    деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше.

    Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие

    записи или же вести конспект лекции.

    3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с

    учебником.

    Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и

    осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания,

    являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием

    активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Об этом же

    писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные

    понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из

    которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более

    углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые

    выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием

    ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать

    как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы.

    Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике большое значение

    придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию

    и более глубокому осмыслению) изложенного материала. Какие же методы

    используются в этом случае?

    Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда

    изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его

    усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть

    метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью

    умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению

    изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения

    (запоминания).

    Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала

    используется по всем предметам школьного обучения.

    Работа с учебником. В курсе каждого учебного предмета есть темы

    достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких

    случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового

    материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать

    возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже

    проводить беседу.

    В принципе следовало бы на каждом уроке после объяснения учителя

    предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником.

    Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Чтобы

    прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к

    его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно организована,

    не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить

    в них новые детали и оттенки, глубже подходить к их осмыслению. К

    сожалению, на это не всегда хватает времени. Нужно правильно организовать

    работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более

    глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при

    использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели

    работы с учебником, б) указание вопросов, которые должны быть усвоены

    учащимися, в) определение порядка самостоятельной работы и приемов

    самоконтроля, г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание

    помощи отдельным учащимся, д) беседа по закреплению нового материала.

    4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению

    нового материала.

    Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное

    место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся

    по восприятию и осмыслению новых знаний.

    Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только

    самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и

    развития мышления учащихся.

    В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы?

    Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есипов отмечал, что «самостоятельная работа

    учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая

    выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в

    специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно

    стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и

    выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или

    тех и других вместе) действий». Рассмотрим сущность этих методов.

    Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность

    этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями

    осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения

    материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и

    вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и

    т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение

    работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является

    безупречным, но, тем не менее, оно дает достаточно четкое представление о

    характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные

    стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и

    формирование умения работать с учебной литературой.

    Применение этого метода имеет свою историю. В 20-З0-е годы, когда в

    школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем

    бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих

    методах они считались ненужными) использовались так называемые «рабочие

    книги», которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная

    работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого

    применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же

    эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть

    учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять

    каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы

    учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались

    организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым

    материалом, такие попытки подвергались критике.

    Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения

    качества знаний учащихся. В 1958 году в «Учительской газете» появилась

    статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть

    учебники». Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы

    улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены,

    если не будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо

    ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они

    предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью

    активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени

    наметился поворот к более широкому использованию и методическому

    совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.

    Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю

    необходимо соблюдать следующие требования:

    а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор

    материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке.

    Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без

    обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе

    совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их

    изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким

    темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их

    нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение

    принципа доступности обучения является одним из условий правильной

    организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения

    новым материалом.

    б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна

    предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего,

    нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с

    его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они

    должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде

    таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и

    самоконтроле.

    в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом

    самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они

    понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с

    затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

    г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников

    умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

    д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать

    демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии

    проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению

    изучаемого материала.

    е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме

    выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения

    вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала

    учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

    ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость

    обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным

    методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако

    зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда

    могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше

    использовать самостоятельную работу с учебником.

    з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.

    Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после

    работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого

    материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и

    дальнейшим углублением знаний учащихся.

    Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с

    учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от

    учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее

    организации.

    Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В

    системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое

    применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от

    лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторных работ в

    познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В.

    Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и

    не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И.

    Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение,

    предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных

    (лабораторных) методов познания.

    В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения?

    Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под

    руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или

    выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и

    осмысливают новый учебный материал.

    Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного

    материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы

    занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.