МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы обучения и классификация методов обучения

    Методы обучения и классификация методов обучения

    СОДЕРЖАНИЕ.

    |1. Понятие «метод обучения». Классификация методов |Стр. 3 |

    |обучения. | |

    |2. Методы устного изложения знаний учителем и |Стр. 6 |

    |активизации учебно-познавательной деятельности | |

    |учащихся. | |

    |3. Методы закрепления изучаемого материала. |Стр. 13 |

    |4. Методы самостоятельной работы учащихся по |Стр. 15 |

    |осмыслению и усвоению нового материала. | |

    |5.Методы учебной работы по выработке умений и |Стр. 19 |

    |навыков применения знаний на практике. | |

    |6. Методы проверки и оценки знаний, умений и |Стр. 21 |

    |навыков учащихся. | |

    1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.

    Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на

    различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,

    можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство

    авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-

    познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это

    положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к

    его научной трактовке.

    Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ,

    путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его

    трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ

    достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», -

    сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод

    выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и

    учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой

    точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую

    работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию

    активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с

    одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать

    учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению,

    самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет

    показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет

    его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к

    предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им

    самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь

    сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-

    познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под

    методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и

    организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению

    различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым

    материалом.

    Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы

    обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона

    метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе

    упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических

    умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно

    применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися

    показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию

    отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие

    методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

    Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о

    классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба

    против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой

    школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы

    сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в

    эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении

    может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых

    знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве

    же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод,

    суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на

    основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к

    необходимым выводам.

    В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так

    называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма

    и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому

    методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной

    работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали

    качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей

    педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть

    никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться

    различные методы учебной работы.

    Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура

    (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим

    разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их

    разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

    Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и

    др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать

    те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они

    выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И

    действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко

    используются в учебном процессе.

    И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из

    характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению

    изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

    а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

    рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино-

    и диафильмов и т.д.;

    б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на

    практике, деятельность по алгоритму, программирование;

    в) проблемное изложение изучаемого материала;

    г) частично-поисковый, или эвристический метод;

    д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная

    задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые

    методы и пользуясь помощью учителя.

    Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три

    основные группы:

    а) методы организации и осуществления учебно-познавательной

    деятельности;

    б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

    деятельности;

    в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

    познавательной деятельности.

    Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет

    с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в

    дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же

    классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если

    методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной

    деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению

    познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие

    группы:

    а) методы приобретения новых знаний,

    б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на

    практике,

    в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

    Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами

    обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в

    указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие

    методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

    а) методы устного изложения знаний учителем и активизации

    познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа;

    метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

    б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с

    учебником:

    в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению

    нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

    г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке

    умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

    д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

    повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,

    фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные

    работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

    2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-

    познавательной деятельности учащихся.

    К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод

    иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

    Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis

    - устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике

    предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так

    как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят

    учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

    Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного

    изложения знаний учителем?

    Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы

    организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-

    сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации

    познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при

    изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В

    чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает

    в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление

    различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала.

    Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении

    учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-

    сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то

    метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и

    доказательством различных положений излагаемого материала.

    Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно

    небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего

    возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать

    значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а

    иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью

    лекции.

    Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык

    означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения

    заранее написанного текста (конспекта) восходит к средневековым

    университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается

    обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом

    лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же

    странах эта традиция утратила свое значение, и понятие лекция означает не

    столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод

    объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать

    такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного

    времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя

    при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

    Поскольку лекция - это один из методов устного изложения знаний

    учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном

    из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что

    изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой

    книге говорится о другом отличии: «Лекция сравнительно с рассказом и

    объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения». Вряд ли

    можно согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и

    объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией от того, что

    учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с

    вопросом? Наоборот, иногда (о чем речь будет идти ниже) полезно поставить

    перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы активизировать

    их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и

    утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью

    или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием

    ко всем методам обучения. Так чем же в таком случае лекция отличается от

    рассказа и объяснения? Единственное отличие состоит в том, что лекция

    используется для изложения более или менее объемистого учебного материала,

    и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не

    только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее

    специфических особенностей.

    Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу

    монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же

    является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч.

    dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по

    себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы

    заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает

    учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной

    логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим

    теоретическим выводам и обобщениям.

    Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ

    учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы -

    побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и

    обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей,

    законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала

    необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных

    утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений,

    определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют

    существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким

    путем приобретают новые знания. «Уменье задавать вопросы, - писал К.Д.

    Ушинский, - и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна

    из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Не менее важно и

    то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые

    позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

    Указанные специфические особенности беседы делают ее весьма активным

    методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои ограничения,

    ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод

    чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно

    несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас

    представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать

    знания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Если же материал

    сложный или у учащихся нет по нему запаса необходимых представлений, то

    излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз называют

    этот метод, а использовать рассказ, объяснение или лекцию.

    Следует также отметить, что изложение материала методом беседы

    требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно

    объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом,

    скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания

    организации письменных и практических упражнений.

    Методы устного изложения нового материала учителем, как правило,

    сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике

    большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий,

    который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом (от лат.

    illustratio - изображение, наглядное пояснение и demonstratio -

    показывание). Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной

    работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же

    демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны,

    облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой -

    выступать в качестве источника новых знаний.

    Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной

    мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя

    вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают

    сущность изучаемых предметов и явлений.

    При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо

    следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности

    учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.

    Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся

    сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский

    отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне

    «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем

    оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.