МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика организации тематических выставок в школе

    выставки и другие формы наглядной агитации, мы постоянно должны учитывать

    линию горизонта зрителя, условия визуального восприятия. Пренебрежение ими,

    игнорирование перспективных сокращений могут привести к тому, что хорошо

    оформленный стенд будет смотреться искаженно и даже уродливо.

    Художественная практика знает такие случаи не только в области наглядной

    агитации, но и, например, в скульптуре. Фигуры, созданные без учета

    восприятия их с уровня определенного горизонта, будучи установленными на

    свои места, производили совсем не то впечатление, которое ожидалось,

    Основные законы наглядной перспективы констатируют следующие

    особенности изменения видимых форм:

    1) предметы, удаляющиеся от нас, кажутся уменьшающимися;

    2) линии, параллельные плоскости земли, при удалении кажутся

    сходящимися на линии горизонта (например, железнодорожные рельсы,

    телеграфные провода);

    3) линии, удаляющиеся от нас по понижающейся плоскости, кажутся

    сходящимися ниже линии горизонта;

    4) линии, удаляющиеся по повышающейся плоскости, кажутся сходящимися

    выше линии горизонта.

    Учет закономерностей перспективных сокращений подсказывает определение

    наилучших условий для восприятия выставки в целом и ее деталей.

    Максимальный размер обозреваемого объекта должен составлять часть

    расстояния от него до зрителя.

    § 2 Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении

    выставок

    Не исключена возможность, что выставка, оформляемая учащимися, будет

    предназначена для экспонирования вне помещения — на пришкольном участке, в

    пионерском лагере. Своеобразие восприятия выставочных стендов под открытым

    небом обусловливается теми особенностями, которые вызваны явлениями

    воздушной перспективы.

    В умении учитывать максимум условий, от которых зависит выразительность

    выполняемой работы, заключена определенная гарантия ее высокого качества.

    На улице стенды выставки размещаются более свободно по сравнению с

    интерьером, здесь изменяется масштаб расстояний, условия освещения и

    характер воздушной среды. Подобно всем предметам, расположенным под

    открытым небом, стенды при значительной удаленности от зрителя изменяют

    насыщенность цветов, четкость очертаний — слой воздуха придает им

    голубоватый оттенок. Благодаря воздушной среде мы все наблюдаем в

    определенных планах: конкретно и четко то, что находится непосредственно

    перед нами; более расплывчато и в менее насыщенном цвете — второй план; еще

    более неопределенно по форме и цвету — третий план и т. д.

    На воздухе такие основополагающие композиционно-оформительские средства

    выражения, как цвет освещения, рефлексы, цветовой и светлотный контрасты,

    претерпевают существенные изменения. Об этом надо рассказать учащимся.

    Цвет освещения способен творить настоящие оформительские чудеса.

    Достаточно вспомнить некоторые театральные постановки, в которых, по

    существу, все настроение создается гаммой соответствующего освещения. У

    художников, работающих на пленэре, всегда может появиться помощник и

    одновременно помеха — солнце. Его лучи извлекают множество рефлексов, делая

    окружающий пейзаж цветоносным, ярким и тем самым создавая праздничное

    обрамление всей композиции. Вместе с тем известно, что чрезмерная

    освещенность предметов, в частности выставочных стендов, уменьшает их

    цветовую насыщенность. Под лучами солнца краски как бы выцветают,

    становятся малонасыщенными.

    Полезные рекомендательные оформительские сведения можно извлечь и при

    ознакомлении с особенностями отраженных цветов — рефлексов — под открытым

    небом. Выбирая материал, цвет для выставочного стенда, надо знать его

    «рефлексовосприимчивость». Иначе он может превратиться в своеобразный

    экран, на котором будут играть цветные и светотеневые блики, отвлекая

    внимание от изображения.

    Известно, чем разнообразнее окружающая среда, тем большее количество

    рефлексов она излучает. Особенно разнообразны и интенсивны рефлексы в

    природном окружении: синие—от неба, зеленые — от травы и деревьев, желтые и

    красноватые — от песка или глины и т. д. И это насыщенное цветом окружение

    нельзя не учитывать.

    Наиболее часто в качестве фона для выставок выбирают белый цвет. Белая

    поверхность обладает повышенной отражательной способностью. Следовательно,

    на ней будут наиболее видны цвета отражаемых предметов. Зная эту

    особенность, образность оформительского решения можно усилить выбором

    соответствующих природных рефлексов, подключением их в качестве

    естественных аккомпаниаторов. Если же это нежелательно, то надо так

    разместить экспозицию, чтобы она была ограждена от случайного

    подсвечивания. На темных и матовых поверхностях рефлексы менее заметны.

    Школьникам-оформителям очень полезно иметь достаточно развитое

    представление о цветовом и светлотном контрастах. Это важная ступень в

    развитии понимания гармоничных цветовых и тоновых отношений. Существующая

    теория о гармонии на основе контрастов может быть объяснена при

    параллельном ознакомлении с гармонией нюансов, как, например, удобно

    объяснить существование холодных цветов, противопоставляя им теплые.

    Сопоставление цветовых контрастов и нюансов является отправным моментом для

    поиска изобразительной реализации творческого замысла. Может быть, понятие

    о цветовом, светлотном контрастах, о сближенных цвето-световых отношениях

    несколько выходит за рамки понятия воздушной перспективы, но это важно для

    анализа некоторых практических вопросов. Например, если в школе возникает

    необходимость написать какое-то объявление или другой информационный текст,

    то, как правило, выполняется это черной тушью на белой бумаге. Под рукой

    имеются краски и других цветов, но неподвижность воображения,

    несформированность вкуса порождают далеко не эстетичный шаблон. Анализ

    других форм школьной наглядной агитации обнаруживает малую осведомленность

    ее создателей в вопросах цветовых и светлотных контрастов, не позволяющую

    достичь подлинной эмоционально-эстетической выразительности.

    Нужно научиться умело использовать преимущества выставочного искусства,

    дающего возможность увеличивать диапазон контрастности цветовых и тоновых

    отношений за счет применения внеживописных материалов и технических

    средств; внимание зрителей привлекает интересное использование новых

    синтетических материалов, цветных стекол, пленок и др., а целая система

    светильников, например, позволяет тонировать экспозицию с любой степенью

    цветовой насыщенности.

    Композиционные правила, сформулированные как пункты 6 и 7, обращают

    внимание на необходимость ознакомления участников оформительского кружка с

    понятием гармоничных отношений по величине.

    Выставка не может получиться красивой, если не уделено достаточного

    внимания пропорциям. Пропорциональность— основа красоты.

    Умение чувствовать красоту выставочной экспозиции, всего выставочного

    ансамбля и отдельных ее фрагментов, вплоть до самых, казалось бы,

    малозначительных аксессуаров, таких, как, например, этикетки, не может

    возникнуть без развития чувства пропорций.

    Знания о функциональном и эстетическом значении пропорций учащиеся

    приобретают постепенно. Особое значение в этом отношении имеют занятия

    изобразительным искусством. Решая с учащимися конкретные задачи, выбирая

    определенного размера планшеты, подрамники, фотографии, натурные экспонаты

    и т. п., педагог опирается на ранее сформировавшиеся в этой области понятия

    и умения. Ребята уже знают о том, что на протяжении столетий художники,

    скульпторы создали множество замечательных произведений — эталонов

    пропорциональности. Кроме классических образцов, таких, например, как

    здания Московского Кремля, «дом Пашкова» в Москве, храм Покрова на Нерли —

    в архитектуре или памятники Минину и Пожарскому, А. С. Пушкину (Москва) — в

    скульптуре, педагог может привести ребятам примеры замечательных творений

    местных мастеров. Это еще раз убедит их в выдающемся значении пропорций при

    создании художественно ценных вещей.

    Целесообразно обращаться и к непосредственно практическому опыту самих

    учащихся. Первые попытки осознать роль пропорций относятся еще к

    дошкольному возрасту. При составлении орнаментов, в поисках красивой и

    гармоничной композиции они по-своему экспериментировали над величинами

    прямоугольников, кружочков, бабочек, цветов... В старших классах, рисуя с

    натуры, замечали, что хорошо развитое восприятие пропорций является

    обязательным условием передачи сходства с натурой. Словом, опыт ребят в

    освоении пропорций вполне достаточен, чтобы, опираясь на него, овладеть еще

    одной ступенью — пониманием пропорций как средства создания художественно

    выразительной выставочной экспозиции.

    Творческий поиск пропорциональных членений выставки, ее частей должен

    опираться и на конкретные рекомендации. К ним относится использование

    метода «золотого сечения» и применение модуля. «Золотое сечение» — одна из

    закономерностей, математически точно определяющая наиболее красивое,

    гармоничное соотношение частей целого при делении его на две неравные

    части. Основной вывод формулируется так: вся длина отрезка относится к

    большей его части так же, как этот больший отрезок относится к меньшему. В

    цифрах это выражается как отношение 1:1,6:8. При записи ряда цифр, когда

    последующее число равно сумме двух предыдущих, мы также выражаем

    зависимость, содержащуюся в «золотом сечении»:

    1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Округляя, можно сказать, что больший

    отрезок составляет от целого 62%, а меньший—38%.

    Множество произведений изобразительного искусства, так же как и многие

    предметы обихода, содержат в своих пропорциях «золотое сечение». Это

    сечение, как и близкие к нему, создает впечатление гармоничности, покоя и

    уравновешенности.

    Пропорции прямоугольника, соответствующие «золотому сечению», могут

    быть определены следующим образом. Из концов произвольного отрезка АВ

    проведем перпендикулярные к нему прямые (рис. 1). Делим прямую АВ пополам.

    Половинный размер откладываем на перпендикуляре AD и получаем точку F.

    Затем точку F соединяем с точкой В . Размер AF откладываем на отрезке FB и

    получаем точку К. Отрезок KB откладываем на перпендикуляре ВС и получаем

    искомую сторону прямоугольника.

    Кроме прямоугольника, полученного по методу «золотого сечения»,

    существует и формат, называемый «активным квадратом». Так как выбор стенда

    определенных пропорций имеет большое значение в оформительской практике,

    приводим и способ графического построения «активного квадрата». Диагональ

    квадрата откладываем на продолжении одной из его сторон (рис. 2). Из точки

    D проводим перпендикуляр до пересечения с продолжением противоположной

    стороны квадрата. Формат «активного квадрата» весьма удобен, и им

    пользуются нередко, например, размер листа писчей бумаги отвечает этим

    пропорциям.

    Помимо «золотого сечения», другим способом построения гармоничных

    отношений между частями является модуль. При проектировании современных

    выставок все формы щитов и витрин определяются на основании одной

    пространственной единицы. Такой единицей может быть планшет квадратной или

    прямоугольной формы. В пространстве, отведенном для выставки, планшеты

    одного размера могут вытягиваться вертикальной или горизонтальной цепочкой,

    образовывать конфигурации, напоминающие рисунок шахматной доски,

    складываться в стенды самых разнообразных конструкций, т. е. разнообразно

    компоноваться в зависимости от замысла оформления выставки.

    Опора на определенный модуль позволяет более успешно справиться со

    сложной задачей сочетания разнообразия в оформлении и сохранения стилевого

    единства.

    [pic]

    Рис. 1 Построение прямоугольника, соот- Рис. 2

    Построение «активного квадрата»

    ветствующего «золотому сечению»

    Безусловно, выставка не будет привлекательным зрелищем, если ее лишить

    разноцветия планшетов, разноформатности фотографий., оригинальности схем,

    рисунков и т. д. Но чем больше появляется оформительского разнообразия, тем

    больше возрастает опасность «разброда», разобщенности художественных

    средств. В однотипности конструкции, основанной на определенном модуле,

    заключено то организующее начало, которое объединяет содержательную и

    образную сторону выставки.

    При создании выставки нужно помнить о принципе единства художественного

    решения, стилевом единстве всего ансамбля. Каждый стиль выражается не

    только в своеобразном облике художественных (оформительских) решений, он

    самобытен и в решении функциональных и конструктивных задач.

    Художественно-оформительское искусство всегда развивалось в тесной

    связи с архитектурой. Современный архитектурный стиль имеет ярко выраженные

    черты. Для него характерны рациональность и четкость решений, отказ от

    тяжеловесности, нагроможденности, использования декоративных элементов как

    некоего довеска, призванного создать ощущение пышности и богатства. Красота

    сооружений достигается за счет свободной, удобной планировки, нахождения

    выразительных отношений между объемами здания, искусного использования

    современных строительных материалов, сочетания разнообразных фактур,

    выразительной гаммы красок и т. д. Черты современного архитектурного стиля

    свойственны и выставочным конструкциям.

    Выставка в школе в основном призвана разъяснять задачи текущего момента

    и по художественной форме должна быть современной — в этом кроется одна из

    возможностей повышения ее учебно-воспитательной эффективности. Принцип

    стилевого единства предполагает создание гармоничной взаимосвязи

    выставочной композиции со всем окружением. Без соблюдения стилевого

    единства невозможно добиться композиционного равновесия, той цельности и

    законченности, которые свойственны художественным произведениям.

    Индивидуальность, художественное своеобразие, самобытность должны

    определять выставки, создаваемые в различных школах нашей страны.

    Повторяемость художественных решении снижает учебно-воспитательную,

    агитационно-пропагандистскую роль наглядной агитации. Все принципы создания

    выставок должны творчески переосмысляться с учетом специфических местных

    условий, в частности характера изобразительной культуры, привычной и

    понятной для школьников определенной республики или края.

    Во многом этому будет способствовать активизация эстетического

    краеведения среди школьников. В школьном краеведении заметное место

    начинает занимать изучение искусства. Это выражается в целенаправленном

    поиске и осмыслении разнообразного художественного материала — произведений

    изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена

    трудовая и культурная жизнь той или иной области или края, быт людей, их

    революционные и боевые подвиги, историческое прошлое и т. д.

    Таким образом, эстетическое краеведение дает возможность находить

    оригинальные художественные решения с учетом местных мотивов при создании

    выставочных экспозиций.

    Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим

    направлениям — принцип, которым Дейнека заключает свой перечень правил

    композиции.

    Композиционное, организующее значение вертикалей и горизонталей в

    некоторой степени знакомо учащимся из их рисовальной практики. Общеизвестен

    прием, когда при самых первых попытках изобразить пространственную форму

    (линейку, тетрадь и т. п.) рекомендуют опираться на вспомогательную

    горизонтальную прямую. Если прямоугольный предмет расположен под каким-то

    углом к рисующему, то начать следует в первую очередь с изображения угла,

    лежащего в основании этого предмета. Через этот угол мысленно проводят

    горизонтальную линию и запоминают размеры углов, образовавшихся между этой

    линией и ребрами предмета. Потом на бумаге рисуют эту воображаемую

    вспомогательную горизонтальную линию, возможно точнее передавая наклон к

    ней изображаемых ребер.

    Использование горизонталей и вертикалей для определения угла наклона

    линии, уходящей в глубину пространства, свойственно не только начинающим.

    Нередко этим приемом пользуются и опытные рисовальщики.

    Так как положение всякой точки по отношению к другой определяется двумя

    линиями — горизонтальной и вертикальной, то этими направлениями удобно

    пользоваться для поиска правильных пропорций.

    Сведения о значении вертикалей и горизонталей, почерпнутые из

    практических упражнений по рисованию, в ходе выполнения упражнений по

    оформительскому искусству должны дополняться пониманием значения этих

    направлений как еще одного из композиционных средств, способствующих

    овладению вниманием зрителя.

    Образность горизонталей, горизонтального направления заключается в

    способности вызывать ощущение покоя и тишины. Вертикальные же направления

    часто встречаются там, где требуется выражение торжественности, парадности,

    величия, приподнятости.

    Композиционное значение вертикалей и горизонталей ощущается, например,

    в том случае, когда мы вкомпоновываем в ограниченный ими формат какой-то

    оформительский сюжет. Стороны прямоугольника — это не просто отвлеченные

    ограничители, они зрительно взаимодействуют с вписываемым в их конфигурацию

    изображением. Прямоугольные форматы разнообразны: вертикальные и

    горизонтальные стороны могут создавать как невыразительные, так и

    красивые, выразительные пропорции, в том числе «золотые».

    В композиционных оформительских решениях горизонтали и вертикали

    встречаются довольно часто. Членение большой формы выставочного стенда на

    определенные зоны происходит обычно по горизонталям и вертикалям. Сама идея

    композиционной уравновешенности предполагает определенную

    сбалансированность, гармонию в использовании вертикальных и горизонтальных

    направлений с целью достижения наиболее выразительного оформительского

    решения.

    Мы остановились на некоторых композиционных принципах, сформулированных

    А. А. Дейнекой, в которых он стремился вскрыть прежде всего закономерности,

    характерные для изобразительного искусства в целом. Как видим, они вполне

    могут служить методической базой и для обучения основам оформительского

    искусства.

    В специальной литературе можно найти еще несколько рекомендаций,

    касающихся композиционных поисков в области изобразительного творчества и

    сформулированных как принципы. Из последних материалов наиболее интересны

    статьи и высказывания академика Е. А. Кибрика.

    Педагогу нужно возможно полнее ознакомиться с теорией, принципами,

    практическими советами, способными пополнить багаж знаний в области

    композиции. Глубокое понимание композиционных законов, правил, приемов

    позволит ему методически верно направлять оформительскую деятельность

    учащихся, обеспечит усвоение ими не случайных рецептов, а той стройной

    системы принципов, которая приведет к правильному пониманию эстетических

    ценностей выставочной экспозиции.

    После уяснения учащимися сущности теории композиции можно переходить к

    выработке умений применять ее принципы в оформительской практике.

    Объяснение следует совмещать с демонстрацией конкретных примеров.

    Приводимые ниже схемы расположения экспозиционных материалов на плоскости

    выставочного стенда помогут проиллюстрировать изложенные принципы. Ясность

    и простота этих схем существенно облегчат учащимся труд по составлению

    эскизов проектов художественного оформления выставок.

    Симметричная композиция ( примечание 4). Данное изображение полностью

    отвечает признакам, описанным в первом композиционном принципе. По

    величине, пятнам, характеру экспонатов соблюдено точное, равновеликое

    соотношение левой стороны и правой.

    Асимметричная композиция (примечание 5). В этом эскизе нет зеркального

    равенства, отсутствует прямолинейный перенос форм относительно плоскости

    симметрии. Ощущение же целостности имеется, но оно возникает не в

    результате ориентации всех элементов на центральную вертикаль, а вследствие

    уравновешивающего чередования фотографий, заголовка, текста, цветной

    полосы.

    Концентрическое расположение экспонатов (примечание 6 ). На стенде

    четко выражен центр композиции. Основная мысль подчеркивается одним

    центральным экспонатом и углубляется, конкретизируется расположенными

    вокруг него экспонатами. Ядром стенда может быть фотография, рисунок,

    цитата, символ и т. п.

    Расположение экспонатов в шахматном порядке (примечание 7). Стенд

    расчерчивается на большие квадраты или прямоугольники (вспомните

    рассказанное о значении модуля для установления пропорциональных членении

    выставочных площадей). В выбранной ритмичной последовательности располагают

    изображения и тексты. Некоторые прямоугольники остаются свободными, они

    служат как бы площадкой для отдыха глаза перед переключением внимания на

    другой экспонат.

    Расположение экспонатов рядами (примечание 8, 9). Такое расположение

    позволяет максимально упорядочить последовательность обзора. Словно по

    строчкам просматриваются ряды иллюстраций. Иногда стенды расчленяют

    вертикальными полосами. Тогда промежутки между иллюстрациями могут быть

    также в виде рядов заполнены цветными вставками или текстами.

    Фигурное расположение экспонатов ( примечание 10). За основу стенда

    берется условное изображение объекта, символизирующего главную идею. На

    его фоне помещают фотографии, рисунки, репродукции и т. д.

    Композиционный замысел у учащихся должен созревать одновременно с

    выбором цветовых сочетаний на выставочном стенде. При работе над эскизами

    оформления большое значение имеет декоративно-живописное решение,

    основными элементами которого выступают цвет и декоративно-символические

    изображения. Цвет оказывает определенное влияние на психическое состояние

    зрителя, он может управлять его вниманием, позволяет с большей остротой

    воспринять экспозицию, глубже проникнуть в атмосферу событий, которым

    посвящена выставка.

    Расположение экспонатов вертикальными рядами

    Цветовое решение стенда, как и любой другой оформительский прием,

    согласовывается с основным замыслом выставки, помогает раскрыть его. Общий

    цветовой тон выставки, других форм наглядной агитации должен быть

    достаточно напряженным, привлекающим внимание. Он помогает эмоционально, в

    образной форме воспринять содержание наглядно-пропагандистского материала.

    Работа с цветом, как и все в работе юного оформителя, требует творческой

    выдумки и не может сводиться только к соблюдению общепринятых стандартов и

    приемов. Накопленный опыт следует творчески использовать с учетом школьных

    условий, темы конкретной выставки. Влияние цвета на человека многообразно.

    Одни цветовые оттенки способны создавать ощущение подавленности,

    угнетенности, другие, наоборот,— ощущение бодрости, приподнятости, радости.

    Ощущение тяжести вызывают темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-

    синий и т. п. К легким цветам относится светлая гамма. Деление цветов на

    тяжелые и легкие, холодные и теплые возникло потому, что существует

    зависимость между цветом предметов и их физическими свойствами. Так

    называемые теплые цвета свойственны для нагретых тел: оранжевый — цвет

    раскаленного металла, желтый и красный — горящего дерева и т. п. Холодные

    цвета — сине-зеленая гамма — это цвет воды, льда, снега.

    Действенность цвета определяется не только его способностью вызывать те

    или иные физиологические ощущения. В соединении с другими элементами

    композиции он обретает новую жизнь, воспринимается в ином, творчески

    преображенном качестве. Цвет может ассоциироваться с определенным

    общественно-политическим событием, с разнообразными фактами человеческой

    деятельности. Например, красный цвет вызывает ощущение тепла, но другими

    будут наши представления, когда мы воспринимаем этот цвет как, скажем, цвет

    знамени.

    При цветовом оформлении стенда следует избегать пестроты. Тремя — пятью

    красками вполне можно добиться необходимого декоративно-цветового насыщения

    всей композиции. Из двух типов гармонических сочетаний предпочтительнее

    сочетания, построенные на контрастных цветах. Выразительны выставки, где

    сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. В современной

    оформительской практике в качестве фона предпочитают использовать белый

    цвет. На нем достаточно контрастно смотрятся все материалы, а в интервалах

    между экспонатами он приятен для глаза.

    Усвоение принципов размещения экспонатов на одном планшете должно

    сочетаться с изучением компоновки планшетов и стендов в значительно большем

    пространстве — в интерьере.

    Первый замысел оформления выставки фиксируется в эскизе . В нем

    намечаются вид и форма экспонатов, их расположение, цвет и другие самые

    характерные признаки. Для большей наглядности в эскиз вклеивают фотографии

    (макет), на месте будущих текстов проводят полоски или вклеивают печатный

    текст подходящих пропорций. В цвете также стараются возможно ближе передать

    предполагаемую окраску стен, стендов, отдельных экспонатов и декоративных

    фрагментов.

    В окончательном эскизе — проекте выставки — должен быть показан общий

    вид выставки и конкретно указано, что размещается на каждом стенде. Общий

    вид выставки должен быть ясен из изображения развертки стен или

    перспективного рисунка и плана помещения с указанием на нем объектов

    выставки . Развертка стен, план помещения изображаются в масштабе.

    Пользуются числовым и графическим его обозначением. Проект содержит чертежи

    — рисунки всех стендов. Чертежи стендов также изображаются в масштабе.

    Чертежи помещения обычно выполняют в масштабе 1:50, 1:100, а эскизы стендов

    в масштабе 1:20, 1:10. В приведенном примере проекта выставки «Наш класс»

    дан эскиз одного стенда. Этот проект может служить учащимся учебным

    упражнением, и поэтому нет необходимости требовать от них выполнения

    эскизов всех стендов. В проекте же, по которому будет выполняться выставка,

    следует в деталях показать каждый стенд.

    При подготовке к выполнению проекта учащимися студенту самому полезно

    выполнить проект выставки полностью. В качестве одного из сложных задании

    рекомендуем сделать проект оформления школьного музея рево1люционной и

    боевой славы. Поиск изобразительного облика выставки облегчает изготовление

    макета в масштабе. Возможно, при подготовке небольшой школьной выставки

    надобности в макете и не будет, но для пробуждения интереса, установления

    межпредметных связей с другими кружками (макетирование, лепка) полезно

    изготовить и его.

    Убедиться в приемлемости разрабатываемого эскизного проекта можно,

    используя фотографии помещений, где будет развернута выставка. На

    фотографиях крупного размера (30 X 40 см и больше), выполненных с уровня

    роста человека, мягким карандашом рисуют объекты выставки (можно на фото

    положить кальку и рисовать на ней). Окончательные изображения форм

    выставочных стендов вырезают из плотной бумаги, раскрашивают и наклеивают

    на фото.

    Небольшие выставки с простыми элементами оформления можно сделать, не

    прибегая к монтажной схеме. При более же ответственных работах этот этап

    обязателен. На миллиметровой бумаге в крупном масштабе вычерчивается каждый

    стенд со всеми расположенными на нем фотографиями, рисунками, текстами.

    Уточняются пропорциональные отношения, строго определяется место для

    каждого экспоната. По найденным размерам на монтажных листах выполняют

    окончательные эскизы каждого стенда, которые и служат руководством к

    оформлению выставки.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Тематические выставки в наше время — явление очень распространенное. Их

    устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их

    образовательное и художественно-воспитательное значение. Но по сравнению с

    другими организациями в школах тематические выставки, к сожалению,

    представлены слабее. Одна из причин этого—трудности с оформлением;

    недостает умельцев, владеющих соответствующими знаниями, навыками. Поэтому

    больше надо привлекать к оформительской работе школьников, обучая их этому

    делу на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

    В комплексе мер по развитию художественных способностей детей в школе

    работа по оформлению выставок, при необходимой их организации, представляет

    богатые и разнообразные возможности.

    Развитие художественно-оформительских способностей школьников должно

    базироваться на тех знаниях, навыках и умениях, которые они получают на

    уроках изобразительного искусства. Такая преемственность позволит быстрее

    формировать качества, необходимые для организатора и оформителя выставки.

    Чем лучше школьник умеет рисовать с натуры, сочинять тематические

    композиции и орнаментальные мотивы, тем интереснее, оригинальнее будут и

    его оформительские находки.

    В то же время обширный круг сведений, навыков, которые учащиеся

    получают в оформительском кружке, позволяет им успешнее овладевать

    программным материалом школьного курса изобразительного искусства.

    В процессе подготовки тематической выставки школьники имеют

    возможность одновременно с развитием своих художественных способностей

    пройти хорошую школу выполнения многих производственно-технических

    операций. Они узнают много интересного о свойствах материалов, знакомятся с

    технологией обработки бумаги, ткани, древесины,

    металла, пластмасс, с правилами работы разнообразными техническими

    инструментами.

    Участие в создании выставки, сам факт появления хорошо оформленной,

    содержательной экспозиции, воздействуя на детей в художественном отношении,

    способствует в то же время их идейно-политическому, умственному, трудовому,

    нравственному и физическому воспитанию.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Борисов В. П. Как оформить выставку в городе. М., 1976.

    Быков В. В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве.

    М., 1982.

    Быков В. В. Агитационно-оформительское искусство. Материалы и техника.

    М., 1978.

    Деинека А. А. Учитесь рисовать: М., 1961.

    Диденко И. А.,0стровенец А. М., Циглер Б. В. Художественное оформление

    наглядных средств агитации и пропаганды. М., 1971.

    Дмитриева Н. А. Эстетическое воспитание. М., 1973.

    Зарахович И. С..Минаева В. В. Как оформить пионерский лагерь. М„ 1977.

    Изобразительное искусство. IV—VI классы. Программы восьмилетней

    школы. М., 1983.

    Интерьер школы/ Под ред. В. Н. Шихеева и Т. Е. Астровой. М., 1972.

    Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

    Кантор К. Золотое сечение эксподизайна. — Декоративное искусство СССР,

    1-983, № 12.

    Клике Р. Р. Советская экспозиция на международных смотрах.—Де

    коративное искусство СССР, 1980, № 11.

    Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978.

    Ковалев А. Ф. Основы художественного оформления школы. Минск, 1974.

    Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.,

    1977.

    Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М„ 1972.

    Пономарьков С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М..

    1976.

    Революция—искусство—дети. М., 1968.

    Рождественский К. И. Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.

    Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

    школе. М., 1981.

    Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917— 1970.

    М., 1976.

    Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1978.

    Снарский О. В. Шрифт в наглядной агитации. М., 1978.

    Соловьев С. П., Астрова Т. Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ.

    М.,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.