МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика организации тематических выставок в школе

    получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные

    формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.

    Тема физической культуры и спорта дает широкие возможности для создания

    разнообразных вариантов образно-изобразительного решения. Многие дети любят

    спорт, оформление спортивных выставок доставляет им удовольствие; и

    зрителей среди школьников найдется предостаточно.

    В каждой школе есть грамоты, дипломы, призы, завоеванные на спортивных

    соревнованиях. Дело чести участников оформительского кружка — создать для

    этих вещественных средств наглядной пропаганды максимально выразительные

    экспозиционные условия.

    В эстетическом воспитании первейшее значение, конечно, имеет

    развертывание художественных выставок, но и тематические выставки

    оправдывают затрачиваемые на их создание усилия в этом плане, ибо работа по

    оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный

    вкус детей.

    Работа над оформлением тематических выставок помогает учителю направить

    пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность,

    активное участие в жизни школы. Дети с удовольствием работают над школьной

    тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский

    коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь. По примеру организации

    конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать

    смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для

    развития творчества детей, средством развития эстетического вкуса. Выставки

    и конкурсы повышают интерес к изобразительному искусству вообще.

    Особую тему составляют экспозиции, подготавливаемые к различным

    праздникам. Праздник, отмечаемый в школе,— явление большого общественного,

    следовательно, воспитательного и познавательного значения. Включение

    тематических выставок в праздничное оформление открывает широкие

    возможности для воспитания учащихся. Членам оформительского кружка

    всегда полезно поработать и в жанре выставок праздничной тематики.

    Все школьные выставки должны составлять единый комплекс и

    распределяться по школе с учетом их наибольшей уместности. В настоящее

    время сложилась довольно четкая «география» размещения выставок и отдельных

    стендов в соответствии с их тематикой.

    Тематические стенды, помещаемые в вестибюле школы, рассказывают об

    общешкольных делах. Центральное место обычно рассчитано на то, чтобы

    постоянно информировать школьников среднего и старшего возраста о важнейших

    новостях учебной и общественной жизни.

    В вестибюле рекомендуется также организовать доски Почета — «Гордость

    школы».

    Содержание стенда «Гордость школы» может быть сфокусировано в эмблеме —

    золотая медаль «За отличные успехи и примерное поведение». В постоянной

    экспозиции находятся фотографии окончивших школу с медалью. Сменная

    экспозиция рассказывает о лучших учениках сегодня. Сюда совместным решением

    педагогического совета заносятся имена и помещаются фотографии отличников

    учебы, ребят, отличившихся в общественно полезном труде или совершивших

    яркий, благородный поступок.

    В вестибюле отводится место также информационным стендам (расписание

    занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.).

    Вестибюль — подходящее место и для праздничных панно, декоративно-

    тематических установок. При виде их каждый входящий в школу будет

    испытывать эмоциональный подъем, ощущать исходящее от них настроение

    праздника.

    В большинстве школ второй этаж, как правило, предназначается для

    начальных классов. В рекреации (коридоре) организуются выставки по

    тематике, учитывающей общую направленность и основные педагогические цели

    работы с учениками младших классов.

    У стенда «В мире много интересного» учащиеся получают информацию о

    жизни нашей страны и за ее пределами.

    Любимые с раннего детства сюжеты сказок в выставочных композициях могут

    образно рассказать о больших исторических переменах в жизни нашего народа

    (например, стенд «Сказка стала былью»). Можно также подготовить стенд-

    выставку с рисунками ребят по сказочным сюжетам. Кстати, значение стендов

    со сказочным содержанием нельзя принижать, они необходимы для малышей.

    Нужно помнить слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского о значении

    сказки в жизни ребят: «Я считаю, что в начальной школе игнорируется

    сказка... Надо возвратиться к сказке! Сказка — это детское творчество, это

    творчество, присущее ребенку. Без сказки нельзя представить детство».

    В соответствии с большими задачами, стоящими перед школой по

    физическому воспитанию детей, выставка «Малая Олимпиада пяти колец»

    призвана привлекать широкий круг ребят к участию в соревнованиях на призы

    «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др., рассказывать о ходе соревнований, о

    победителях.

    Тему стенда для малышей «В мире много интересного» здесь продолжают

    экспозиции «По родной стране», «Вокруг света».

    Выставки этажа для старшеклассников, где проходят их последние школьные

    годы перед выходом в большую жизнь, своим содержанием должны помогать

    формированию коммунистического мировоззрения, осознанию старшеклассниками

    своего места в жизни. По существу, выставки этого этажа — дополнительные

    художественно-наглядные пособия по курсу обществоведения. На стендах

    учащиеся должны видеть яркую, выразительную информацию о важнейших

    достижениях нашего народа.

    Во многих школах имеются постоянные экспозиции, которым отводят

    специальные помещения. Выставки по темам, имеющим большое учебно-

    воспитательное значение, могут постепенно перерастать в школьные музеи. . В

    ряде мест открываются этнографические, литературные и даже космические

    школьные музеи. Интересными экспонатами они пополняются при активном

    участии самих школьников. Из экскурсий и туристических походов ребята

    нередко привозят очень ценные для музеев предметы. На стендах можно увидеть

    и изделия, выполненные руками ребят, удостоенные призов на общешкольных

    конкурсах.

    Принципы и приемы, лежащие в основе оформления тематических выставок,

    имеют прямое отношение и к созданию школьных музейных экспозиций. Объем

    знаний, умений и навыков, приобретенный учащимися при организации и

    оформлении тематических выставок, позволяет им профессионально подходить и

    к созданию школьных музеев.

    Расскажем об опыте организации наиболее удачных, с нашей точки зрения,

    школьных музеев различной тематики.

    В подмосковном городе Краснознаменске, в лицее № 1, например, создан

    «Космический музей» , в котором проводят тематические беседы с младшими

    школьниками, собрания со старшими классами. Здесь представлены сотни

    экспонатов — фотографии, книги, письма, многие из которых привезены из

    различных военно-космических городов, расположившихся на территории

    России..

    Особенно много в школах создано и создается музеев боевой славы. Их

    экспонаты рассказывают о героических страницах борьбы советского народа

    против фашистской Германии. Среди них и материалы, обнаруженные школьниками

    во время походов по местам былых сражений.

    Создаваемые при активном участии ребят экспозиции учат мужеству,

    идейной стойкости, любви к Родине и готовности защищать ее от любых

    посягательств врагов мира. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

    Ребята ведут с ветеранами переписку, приглашают их к себе в гости, у

    стендов нередко происходят встречи с участниками героических событий. Все

    это оставляет глубокий след в детских сердцах.

    За свою многолетнюю, кропотливую, настойчивую работу по изучению

    истории Великой Отечественной войны юные исследователи-следопыты снискали

    уважение, признательность и ветеранов войны, и тех, кому не пришлось быть

    свидетелями незабываемых событий.

    В качестве примера можно назвать музей боевой славы московской школы №

    357. Он рассказывает о двух дивизиях, сражавшихся под Москвой в 1941 году,—

    78-й сибирской стрелковой (впоследствии 9-й гвардейской) и 166-й

    стрелковой.

    При обычных возможностях в школе неплохо решили задачу оформления

    экспозиции (приложение 1) . Работу по оформлению музея вели сами ребята

    под руководством учителя изобразительного искусства.

    Вся экспозиция развернута в помещении обычного школьного класса.

    Центральная стена (напротив входа) сразу обращает на себя внимание. Ее

    оформление задумано как лейтмотив ко всей выставке. Фотомонтаж, содержащий

    графическое изображение некоторых важнейших этапов Великой Отечественной

    войны, на красном фоне, с цветной электрической подсветкой сразу производит

    соответствующее эмоциональное впечатление,

    с большой силой дает почувствовать, о каких тяжелых и героических событиях

    из жизни советского народа пойдет рассказ.

    На противоположной стене расположен стенд, посвященный боевому пути 166-

    й стрелковой дивизии. Весь стенд разделен на 6 планшетов. На одном из них

    помещена карта основных боевых действий дивизии в районе Вязьмы, на других

    — фотографии из газет того времени, фотопортреты воинов, воевавших в рядах

    дивизии, и др.

    На последнем планшете этого стенда приведена фотокопия письма М. А.

    Шолохова от 16 января 1968 года, в котором говорится: «С гордостью и

    радостью свидетельствую о том, что части 166-й дивизии героически сражались

    с немецко-фашистскими полчищами в 1941 году на подступах к Москве.

    Принимая на себя первые мощные удары врага, 166-я дивизия, как и другие

    соединения Западного фронта, летом и осенью 1941 года во многом

    способствовала зимнему разгрому немцев под Москвой. Это было ясно в то

    время и стало неоспоримо теперь».

    Фоном для фотографий служат полосы терракотового (красно-оранжевого)

    цвета. Внизу стенда фигурный фриз имеет зеленоватую окраску.

    Под стендом размещены застекленные витрины. Среди других экспонатов

    здесь можно видеть письма и открытки бывших бойцов 166-й дивизии,

    адресованные юным следопытам школы. Лежат экземпляры газеты «Боевой путь»

    за 1941 год, книга «Письма славы и бессмертия» Ф. М. Напалкова, бывшего

    начальника политотдела дивизии с дарственной надписью:

    «Музею боевой и трудовой славы 357-й школы в дар за большую военно-

    патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения...»

    Школьникам пишут ветераны из разных районов страны. География переписки

    наглядно показана на специальном стенде.

    На другой стене — композиция, посвященная 9-й гвардейской стрелковой

    дивизии ( приложение 2, 3). Основная мысль ее выражена плакатом И. Тоидзе

    «Родина-мать зовет!».

    Кратко рассказывается об истории дивизии. Это — бывшая 78-я стрелковая

    дивизия, находившаяся до середины октября 1941 года на Дальнем Востоке.

    Осенью и зимой 1941 года она в составе 16-й армии, которой командовал К. К.

    Рокоссовский, насмерть стояла под Москвой.

    В центре этого стенда помещена карта «Разгром немецко-фашистских войск

    под Москвой».

    Заключает стенд планшет, содержащий, кроме карты и фотографий, короткие

    рассказы о наиболее - ярких боевых эпизодах. Воины дивизии в течение месяца

    вели упорные оборонительные бои с численно и технически превосходящим

    противником и только по приказу командующего армией оставили занимаемый

    рубеж.

    Навсегда вошли в историю боевые подвиги командиров и солдат 9-й

    гвардейской дивизии. Один из стендов рассказывает, как однажды при

    выполнении обходного маневра бойцы попали на минное поле. Впереди, сбоку и

    сзади прогремели взрывы противопехотных мин. Колонна полка неподвижно стала

    на заснеженном заминированном поле. Невыполнение обходного маневра полком

    грозило сорвать наступление всей дивизии. И в этой критической ситуации в

    голову колонны прошел комиссар полка Данила Степанович Кондратенко.

    Рискуя каждую секунду взорваться на мине, он пересек заминированное

    поле. Вслед за ним цепочкой, по одному, ступая след в след, пересекли

    минное поле сотни людей, весь полк.

    Наступление началось своевременно, фашисты были разгромлены, остатки их

    бежали в сторону Истры.

    5 декабря Западный фронт завершил оборонительный период, а 6 декабря

    перешел в наступление. 7 декабря начала наступать 16-я армия, в состав

    которой входила и 9-я гвардейская дивизия под командованием А. П.

    Белобородова.

    Подлинные чудеса храбрости показали многие бойцы и командиры дивизии, и

    об этом красноречиво свидетельствуют экспонаты музея. В этой дивизии служил

    артиллеристом Ф. А. Полетаев, Герой Советского Союза и национальный герой

    Италии.

    В застекленных витринах музея — фотографии, письма от бывших воинов 9-й

    гвардейской дивизии, отчеты следопытов о походах по местам боевых действий.

    Экспонаты музея, собранные учащимися школы во время специальных

    походов, помещены в витринах, установленных в центре комнаты. На экспонатах-

    вещах даны пояснительные тексты, например: «Чемодан, полученный от

    жительницы деревни Холм Ивановой А. П. В июне 1970 года найден ее сыном

    Петром на месте захоронения имущества и документов 166-й дивизии в октябре

    1941 года».

    В других витринах также собранные ребятами бывшее военное снаряжение,

    фотографии, книги, письма и т. д.

    Разнообразные формы выставочной экспозиции дополняются альбомами и

    декорируются искусственными витражами.

    Музей 357-й школы — убедительный пример того, как созданная руками

    ребят экспозиция становится постоянно действующим очагом патриотического

    воспитания, напоминая о самых трудных и героических годах в истории нашей

    Родины.

    Таким образом, выбор темы, определение содержания выставки — это

    важнейший отправной момент в ее создании. Большую роль в решении этой

    задачи играет знание интересов и запросов школьников, умение наблюдать

    окружающую жизнь, а затем выразительно и образно передать ее в

    специфических выставочных формах. Обогащает опытом и посещение хороших

    тематических выставок, музеев и других экспозиций. При активной помощи

    учащихся качество оформления выставок и других форм наглядной агитации в

    школе может и должно быть улучшено по всем направлениям.

    § 2 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕМАТИКО- ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНОВ.

    СБОР ЭКСПОНАТОВ.

    После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно

    приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов.

    Чтобы выставка пользовалась вниманием у учащихся, была им полезна,

    необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Скажем, к

    «книжкиной неделе» рекомендуется развернуть выставочную экспозицию,

    рассказывающую о книжных новинках, о писателях, художниках-иллюстраторах.

    Один из стендов может быть посвящен, например, школьному литературному

    кружку, творчеству юных прозаиков и поэтов.

    Конечно, такая выставка всегда будет уместна в школе. Но все же на

    наибольший резонанс можно рассчитывать тогда, когда все готовятся к

    празднику, в атмосфере всей школьной жизни ощущается повышенный интерес к

    книге.

    Кроме актуальности темы выставки, важно учесть материальные и

    исполнительские возможности. Надо помнить также, на какой возраст в

    основном рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не

    может быть одинаковым и для учащихся начальной школы, например, и для

    старшеклассников. В учете всех этих требований и состоит деловой подход,

    гарантирующий от неожиданных и неприятных сюрпризов, от

    срывов в работе.

    На первом этапе создания выставки необходимо составить тематический

    план экспозиции, то есть определить, из каких частей она сложится в целом,

    в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Наиболее

    удачно получится, если располагать, возможно, более полными сведениями

    литературного, документального, изобразительного характера.

    На листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают подтемы.

    Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов.

    Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно

    переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть

    содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план

    раскрывает содержание, тему выставки, то экспозиционный содержит сведения о

    средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).

    СБОР ЭКСПОНАТОВ

    После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой

    становится сбор экспонатов. Иногда бывает и по-другому — первоначальным

    толчком для организации выставки служит именно появление готовых

    экспонатов: фотографий, рисунков, самоделок и т. п. Тогда первый этап —

    составление плана — становится вторым. Но такой порядок скорее исключение,

    нежели правило.

    Сбор материалов для выставки — нелегкое дело. По возможности ее

    организаторам следует опираться на широкий актив ребят. Кто-то из них может

    уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся

    людей или заняться редактированием текста. Членам фотокружка можно поручить

    съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование

    уже имеющихся снимков. Разумеется, самая ответственная задача ложится на

    юных художников-оформителей.

    Во время сбора материала они особое внимание должны обращать на

    сведения, содержащие советы оформительского характера. Соответствующие

    вырезки из журналов, каталоги, проспекты существенно облегчают выбор

    оформительского решения.

    К сожалению, практика показывает, что в подавляющем большинстве школ

    учащиеся к роли оформителей бывают, не подготовлены и управляться

    приходится одному учителю изобразительного искусства.

    Разработаны программы факультативных занятий, имеющие своей целью

    развитие способностей школьников в области рисунка, живописи, а также

    оформительского искусства, для того, что бы в любой момент они смог прийти

    на помощь учителю или руководителю.

    Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может

    быть пополнен также за счет любящих и умеющих работать с деревом, так как

    для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д.

    Вообще работа найдется многим ребятам — смекалистым и с умелыми руками.

    § 3 ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ВЫСТАВКИ

    Для методически правильной работы по созданию выставки существенное

    значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.