Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд
педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ,
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр,
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены
и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников
точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в
играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были
интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В
старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для
более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении
периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный
способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому
воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В
процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им
разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о
последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей
представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания
целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с
окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и
сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»,
«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки,
распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в
повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха,
т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для
гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение
имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том,
что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию,
поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям
различные поручения, например, назначить санитаров для систематической
проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных
вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они
закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было
интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то
стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная
культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы
необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического
и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания –
единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические
навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно,
в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки,
воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали
ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
б) Культура общения со взрослыми и сверстниками
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими
людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,
общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека
умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами
морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в
семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –
добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками
дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает
у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так
дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения
людей. Вежливость детей должна основываться на искренности,
доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену,
если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством,
никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать
собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят
из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы
предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из
добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной
воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и
высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей
умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности,
приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей
культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со
сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с
ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость,
резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок
быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие
детского общества, в котором формируются черты нового человека:
коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки
общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в
жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить
свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у
отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он,
что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем
возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием
у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению,
взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с
другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться,
переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять
доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей
приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы,
которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром
встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой.
Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами.
Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение
дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о
том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в
атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр
игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения
к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение
- «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к.
жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то
вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом,
решать свои маленькие дела.
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения
содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать
ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать
контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо
обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться
игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и
внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче
усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он
ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под
руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
в) Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам,
природе
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем
отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его
социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают
развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает
навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в
процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые
поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает
положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками,
книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному
имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей
деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее
место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и
заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность,
планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.
По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место,
аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги,
учебные матерь ялы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их
сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок
свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых
поручений.
Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного
времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду,
стремление быть занятым полезной деятельностью.
Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою
деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и
воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка
обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством
воспитания.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной
вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду –
игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот
это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе
станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро
овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их
предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу
тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в
сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия
со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно
относиться к вещам, принадлежащим другим.
Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное
обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных
занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке
ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать
бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и
красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.
Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.
С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к
ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают
нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это
должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать,
что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а
не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с
ненужной книгой. На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо
усвоить правило обращения с книгой:
- береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы,
правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не
играй с книгой, она от этого портится;
- после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь
положить её на место;
- правильно храни книгу, в специально отведенном для неё
месте – в книжном шкафу ил на полке;
- если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с
помощь взрослого.
На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать
свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда ил занятия;
определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не
приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и
зависит от случайности.
Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим
делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он
станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность – требует
определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия
потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не
убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать,
мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать
правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и
завершение:
- прежде чем начать игру, любое дело, прикинь, что для этого
потребуется;
- определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не
мешал другим, и тебя не отвлекали;
- подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы
все было под рукой;
- проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь
себя в порядок;
- твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;
- не оставляй дело незаконченным;
- не берись за новое дело, не завершив старое;
- убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое
место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все
игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;
- кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы
– сложенные в определенном месте, игрушки – ожидающими встречи со
своим хозяином;
- не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук,
аккуратно сложив его, на место.
Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим
дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При
целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым;
умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность
заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную
деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития
организованности будущего школьника.
Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая
заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему
она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя
проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные
представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя
проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д.
Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных
возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь
создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению
организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры,
занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и
формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения
поставленной цели.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает
благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания,
связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные
поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать
игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной
деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами,
дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к
общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|