МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коррекция психики детей переживших развод родителей

    процессов вследствие появления какой-либо деформации психики.

    Например, повышение тревожности личности ребенка в результате

    развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие

    произвольности мышления и пр.

    4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем

    развитии.

    [31].

    Перечислим лишь некоторые нарушения психики детей и возможные пути их

    коррекции.

    Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами

    стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети

    школьного возраста, ни взрослые…

    Сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в

    ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в

    преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно

    справиться со стрессом, нуждается в помощи взрослых, особенно родителей.

    В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное

    нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и

    печаль, депрессия обычно запускается стрессом и приводит к новому стрессу,

    замыкая прочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в

    противоположность печали, депрессия – это состояние психологического

    «паралича», которое может продолжаться месяцы.

    Независимо от того, как психика конкретного ребенка воспринимает

    стрессовые ситуации, родители должны всегда быть готовы помочь ему

    справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что можно

    сделать – это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой

    ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст детям возможность

    быть счастливыми и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои

    качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит родителей и

    детей, и дети, более вероятно, обратятся к ним за помощью.

    Автор данной книги приводит некоторые важные советы родителям:

    1. родители должны стараться предвидеть ситуации, когда дети могут

    испытывать стресс или депрессию, и приготовиться к ним (например,

    пребывание в больнице, начало и окончание учебного года в школе,

    спланированный переезд семьи, рождение ребенка в семье). Чтобы

    подготовиться к такому событию, родители могут заранее беседовать с

    детьми, таким образом они будут ожидать эти события и знать о них,

    воспринимая их спокойнее;

    2. родители должны быть внимательны к симптомам серьезной депрессии или

    стресса у детей. Эмоциональные проявления этих состояний – страх,

    уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев

    или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое

    резкое изменение поведения, от необычной уединенности до

    непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до

    необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие

    психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли,

    изменения сна или аппетита…

    Депрессия у детей школьного возраста не считается клинически

    выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух

    месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом

    депрессия может длиться практически неограниченное время.

    И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению,

    чем депрессия. Поэтому, родители должны делать все возможное, чтобы

    выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно;

    3. когда бы дети ни чувствовали беспокойство, родители должны особенно

    хорошо слушать их и наблюдать за ними: вступая в разговоры с детьми,

    родители должны поддерживать в них желание поделиться своими

    чувствами с ними. Часто дети преодолевают стресс или депрессию,

    просто рассказывая о своих чувствах. Не нужно критиковать и

    высказывать суждения по поводу чувств детей, так как этим можно

    остановить их рассказ и воспрепятствовать свободному выражению

    чувств и эмоций.

    Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии

    стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто

    истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно

    маскируется их видимым поведением.

    Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в

    результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать

    агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно

    предположить;

    4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали

    себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в

    какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить

    своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих

    чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.

    Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся

    на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые

    обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.

    Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-

    либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях

    наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;

    5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая

    или воздействуя на детей.

    Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к

    эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса

    или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую

    попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс

    и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.

    Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,

    для детей от 11 до 13 лет:

    > переезд семьи;

    > изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);

    > ссоры, развод родителей;

    > оценки и контрольные работы в школе;

    > деньги и решения о покупках;

    > игры и спорт;

    > внешность;

    > чувства, связанные с полом, и физические изменения;

    > наркотики (избегание, выбор или прием);

    > признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,

    спорте;

    > популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;

    > справедливость в отношениях с другими;[45].

    Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей

    психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции

    адаптации человека к окружающей среде.

    Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,

    отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление

    агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и

    необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же

    гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», постоянным

    переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие

    стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом

    случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических

    симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].

    Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это

    прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная

    наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под

    влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей

    в окружающей его среде.

    Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в

    основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за

    неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в

    соответствующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана

    необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации,

    в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по

    крайней мере, словесных угроз.

    Автор считает, что включение таких подростков в социально значимую,

    общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать,

    пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая

    объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым,

    осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [34].

    Рогов Е.И. считает, что родители агрессивных детей часто оказываются

    фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев,

    говорит он, это бывшие агрессивные дети, которые передают свои

    психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности,

    психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями. Во-

    первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку

    родителей, стремиться стабилизировать ее…

    Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на детей. Они

    считают агрессивных детей неблагодарными, ожидают, что в ответ на их

    раздражение и упреки дети будут раскаиваться, испытывать чувство вины,

    просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители

    озлобляются, считают детей «скверными», «испорченными». Необходимо вызвать

    жалость к детям со стороны их родителей, показать, что агрессивные дети –

    это всегда в первую очередь несчастные дети…

    В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о

    причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте…

    В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к детям до

    рождения и в первые месяцы их появления. Если дети с самого начала были

    нежелательны, то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко

    оговоренному, совместно с родителями.

    Что касается самих детей, то коррекция агрессии у них, по мнению

    автора, должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является

    сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные

    действия могут направлены не на ее устранение, а на смягчение и

    недопущение негативных последствий агрессивного поведения детей. Кроме

    того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к

    адекватному восприятию агрессивных реакций детей.

    В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-

    мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны

    быть направлены на не подкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных

    действий детей.

    Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто

    встречается «замкнутость». Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении

    круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с

    окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных

    отношений.

    Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей.

    Рогов Е.И. считает, что суть коррекционной работы с замкнутыми детьми

    составляют действия по расширению их возможностей установления и

    поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого

    используется имеющаяся эмоциональная связь детей с одним из родителей, а

    также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутые дети похожи

    на закрытую комнату, в которой открытым остается лишь одно маленькое окно

    (контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту

    возможность, но, главное, даже если она не принесет положительных

    результатов – в силу каких-либо причин – психолог должен, по крайней мере,

    не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления

    контакта [31].

    Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления

    его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями

    в этом процессе. Но эти отклонения – вовсе необязательно ненормальность,

    что-то болезненное, патологическое. Просто в подростковом возрасте

    некоторые черты характера, еще не сглаженные жизненным опытом, выступают

    слишком заметно [Личко].

    Следует отметить, что на коррекционных занятиях важную роль играет

    общение, освоение норм поведения. Разговаривая друг с другом и с

    психологом о своих чувствах, эмоциях, подростки учатся контролировать свои

    негативные эмоции [32].

    Практически во всех психолого-педагогических источниках по проблеме

    исследования коррекции психики детей отмечается огромное влияние

    психологического климата семьи на формирование психики детей, на

    оптимальные условия ее коррекции. Особенно это касается психики детей,

    переживших развод родителей.

    Поэтому, делая вывод, следует отметить, что для достижения эффективных

    результатов коррекции психики детей, переживших развод родителей последние,

    в свою очередь, должны создать наиболее благоприятный психологический

    климат семьи. Ведь очень часто детям не хватает элементарной ласки, доброго

    слова и просто понимания со стороны родителей.

    2. Влияние психологического климата семьи на формирование психики

    детей (до развода, в процессе развода и после него)

    Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма

    организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,

    т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и

    сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее

    хозяйство.

    Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и

    динамика.

    Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением

    определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение

    семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества

    в целом.

    Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются

    индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми

    и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

    Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении

    материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья:

    в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление

    затраченных в труде физических сил.

    Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в

    симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите.

    Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества,

    активно содействует сохранению их психического здоровья.

    Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в

    совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет

    значительную роль в духовном развитии членов общества.

    Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения

    социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных

    обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной

    степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном

    соответствии с социальными нормами.

    Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических

    потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при

    этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее

    членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

    С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни

    утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными

    условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.

    Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-

    семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и

    т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное

    поведение в семье.

    Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности,

    которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

    Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности

    личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия

    жизни семьи.

    Рассмотрим структуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а

    также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает

    возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи:

    кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как

    распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения

    структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках

    одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в

    управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во

    втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в

    зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности:

    равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена

    семьи.

    Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья,

    включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей,

    причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

    В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение

    обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.