МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    Министерство образования Российской Федерации

    Соликамский Государственный Педагогический Институт

    Кафедра теории и истории педагогики

    Лискина Екатерина Васильевна

    студентка 140 группы естественно-математического факультета

    «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».

    Курсовая работа

    Научный руководитель:

    старший преподаватель

    кафедры теории и истории

    педагогики Добренко

    Анастасия Юрьевна.

    Соликамск

    2002

    Содержание:

    Введение. 3

    Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7

    1. Проблема ценностей в российском обществе. 7

    2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9

    3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12

    4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14

    Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

    процесса нравственного воспитания. 18

    1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

    руководителя. 18

    2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23

    Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

    организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35

    1. Этические и психологические основы общения. 35

    2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38

    Заключение. 43

    Список литературы: 45

    Введение.

    В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,

    воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина

    этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

    Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания

    относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,

    но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше

    общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное

    воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих

    определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести

    постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также

    готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия

    на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда

    вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных

    ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и

    экономической неустроенности. (12, с.6-7).

    Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно

    необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему

    нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не

    большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не

    согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше

    должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов

    считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,

    оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,

    законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве

    владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

    Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью

    всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

    обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках

    другого характера (например, телесного или этического) большего вреда

    обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном

    воспитании отводят классному руководителю.

    Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по

    нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами

    проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,

    Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в

    которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного

    воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,

    форм, методов нравственного воспитания.

    Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия

    писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку

    проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,

    И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

    И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической

    основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для

    осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В

    педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации

    нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне

    по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная

    разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его

    содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным

    образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и

    формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания

    нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах

    говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии

    процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.

    Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно

    четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как

    целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности

    школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

    Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого

    из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).

    Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и

    теоретические вопросы нравственного воспитания.

    Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего

    исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития

    учащихся».

    Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

    Предмет исследования – формы и методы организации нравственного

    воспитания школьников 5-6 классов.

    Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности

    школьников.

    Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет

    эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,

    если:

    . Будут выделены принципы: целостность, последовательность,

    систематичность и другие.

    . Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы

    упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической

    теории.

    2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного

    воспитания.

    3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,

    игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов

    организации нравственного воспитания.

    4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и

    учащихся в процессе нравственного воспитания.

    Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были

    использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния

    исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и

    эмпирические (обобщение опыта).

    Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.

    1. Проблема ценностей в российском обществе.

    Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать

    ценности общества в современном мире.

    Положение ценностей в России в начале XXI века:

    Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп

    ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и

    образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,

    политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества

    в этом аспекте.

    Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако

    если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к

    этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не

    соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,

    ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост

    смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не

    соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

    Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с

    семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью

    человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.

    К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит

    поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как

    и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

    Фактически все более распространяется и проституция.

    Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается

    реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,

    получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его

    мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на

    продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.

    Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы

    обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и

    входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

    Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.

    Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к

    категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или

    даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).

    Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического

    процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной

    работы школы.

    По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и

    учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,

    надёжность, образование.

    Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:

    карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к

    самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность

    малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической

    направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,

    вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались

    христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские

    ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,

    с.30-31).

    В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс

    нравственного воспитания.

    2. Сущность и природа нравственного воспитания.

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

    понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

    поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

    результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

    нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

    (коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

    воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —

    противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

    человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине

    духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

    духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

    добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

    совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

    чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

    безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

    нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

    Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

    Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

    говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

    достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

    нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

    вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).

    Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых

    нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

    наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

    делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).

    В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

    Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального

    сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

    нравственного поведения.

    Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в

    воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в

    усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к

    нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

    Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда

    они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные

    убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного

    поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном

    отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,

    воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель

    соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

    (14, с.153-159).

    Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

    процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,

    организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с

    учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).

    Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

    считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

    времени.

    Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

    концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

    элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей

    используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

    последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

    (2, с.386).

    Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии

    и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе

    современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают

    воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую

    роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,

    направленные на выработку определенного рода отношений.

    3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

    В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

    формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

    социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей

    между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной

    мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,

    подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом

    обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых

    является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и

    деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые

    нормы и различные постановления государственных органов, производственно-

    административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и

    инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

    Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей

    различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с

    одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные

    нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность

    несет юридическую или административную ответственность. Иное дело

    нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,

    такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение

    зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.