Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Министерство образования Российской Федерации
Соликамский Государственный Педагогический Институт
Кафедра теории и истории педагогики
Лискина Екатерина Васильевна
студентка 140 группы естественно-математического факультета
«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
Курсовая работа
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры теории и истории
педагогики Добренко
Анастасия Юрьевна.
Соликамск
2002
Содержание:
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7
1. Проблема ценностей в российском обществе. 7
2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9
3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12
4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления
процесса нравственного воспитания. 18
1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного
руководителя. 18
2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23
Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по
организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35
1. Этические и психологические основы общения. 35
2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38
Заключение. 43
Список литературы: 45
Введение.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина
этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания
относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,
но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше
общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное
воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих
определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести
постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия
на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда
вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных
ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и
экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше
должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов
считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,
оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,
законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках
другого характера (например, телесного или этического) большего вреда
обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном
воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в
которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,
форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия
писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку
проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,
И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для
осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне
по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным
образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и
формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания
нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах
говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно
четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как
целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности
школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого
из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития
учащихся».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – формы и методы организации нравственного
воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности
школьников.
Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет
эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,
если:
. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,
систематичность и другие.
. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы
упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической
теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного
воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,
игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов
организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и
учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния
исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и
эмпирические (обобщение опыта).
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.
1. Проблема ценностей в российском обществе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать
ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и
образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,
политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества
в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако
если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к
этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не
соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,
ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост
смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не
соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с
семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью
человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.
К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит
поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как
и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.
Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается
реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,
получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его
мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на
продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы
обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и
входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.
Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к
категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или
даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной
работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и
учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,
надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:
карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к
самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность
малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической
направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,
вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались
христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские
ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,
с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс
нравственного воспитания.
2. Сущность и природа нравственного воспитания.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила
поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в
воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к
нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда
они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные
убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного
поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
(14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во
времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с
элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии
и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе
современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую
роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,
направленные на выработку определенного рода отношений.
3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной
мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом
обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых
является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые
нормы и различные постановления государственных органов, производственно-
административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с
одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные
нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность
несет юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,
такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение
зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|