МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    рекомендациями.

    Первый жесткий принцип – это обращение к человеку по имени. Имя –

    обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения

    к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для

    носителя имени.

    Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-

    ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой

    формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и

    дорогими для него людьми.

    Второй принцип общения – это доброжелательность. Он вносится в группу,

    в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье

    доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и

    пластика, интонации и лексика – всё несёт в себе благожелательность и

    расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия

    в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская

    агрессии в адрес другого.

    С первого момента встречи с группой (с 5-м классом) и на протяжении

    всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной

    благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в

    ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми

    тоже.

    Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира,

    оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности

    личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на

    другого человека». Содержание этого основания довольно широко:

    неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие

    вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во

    взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о

    тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для

    окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не

    доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь

    его в невыгодное для его репутации положение).

    Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем

    становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая

    индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого

    ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших

    ценностных отношений – интерес к другому.

    Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на

    ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

    В число этических основ осталось включить еще одно – безусловная помощь

    друг другу и, чисто по-российски, бескорыстная помощь друг другу. В будущем

    эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра

    как основания жизни.

    Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период

    первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует

    терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы

    взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы

    ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни

    на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя

    внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные

    неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям

    овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить

    ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

    Из всего этого можно выделить правила общения для школьников и

    педагогов:

    . приветствовать всех и каждого при появлении;

    . при обращении к человеку называть его по имени;

    . оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

    . быть доброжелательными со всеми;

    . уважать каждого человека;

    . допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в

    деятельности и поведении;

    . нельзя посягать на другого человека.

    Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что

    изменены и дополнены.

    2. Методические разработки этических воспитательных дел.

    В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их

    интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое

    значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в

    одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по

    вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах,

    а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые

    ситуации.

    При подготовке методических разработок мы использовали материалы

    психологов-педагогов Е. Ермаковой (7, с.97-105) и М. Яновской (24, с.

    48,55).

    2.1. Этическая беседа на тему «Дружба».

    Цель. Помочь учащимся углубить их представления о товарищеском

    отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах

    настоящего друга.

    Ход этической беседы. (Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).

    Классный руководитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами

    поговорим о дружбе. Как вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои

    варианты). А как, по-вашему, какими качествами должен обладать настоящий

    друг? (Дети перечисляют качества). Тогда, как бы вы поступили в этой

    ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).

    «Сашу пригласил его любимый друг Петя на день рождения. Саша очень

    обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший

    друг, значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама

    утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же

    делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?».

    (Классным руководителем выслушиваются точки зрения учеников и вместе

    с ребятами анализируются).

    Классный руководитель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен

    подарок, а дорога дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе:

    дружба – это (перечисляете точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет

    много настоящих друзей.

    2.2. Игры-упражнения на темы «Как себя вести?».

    Цель. Сформировать представления о некоторых правилах поведения, в

    частности об этикете в гостях.

    Оборудование. Карточки с надписями (ждём гостей, гости пришли, угощаем,

    главное – чтоб всем было весело), угощение (пирог, нарезанный на неравные

    части).

    Ход занятия.

    Классный руководитель: Здравствуйте ребята. Вы наверно часто ходите в

    гости на праздник, на день рождение? А к вам в гости приходят? (Дети

    отвечают). Сегодня мы с вами посмотрим как нужно правильно вести себя в

    гостях. Для этого вы должны разделиться на 4 группы, каждой группе будет

    дано задание. (Ребята делятся на группы).

    Классный руководитель: Сейчас мне нужен один человек от группы, чтоб

    определить какое задание вы будете выполнять. (Ребёнок вытягивает

    карточку). Вы должны показать сценку на тему, указанную на карточке. На

    подготовку 10 минут.

    Далее идёт показ сценок по очереди («Ждём гостей», «Гости пришли»,

    «Угощаем», «Главное – чтобы всем было весело»).

    Классный руководитель: Итак, вы просмотрели сценки. Кто, по-вашему,

    допустил ошибки? Как правильно нужно было поступить?

    (Дети анализируют ошибки вместе с воспитателем).

    Классный руководитель: А сейчас мы с вами посмотрим, кто из вас самый

    жадный. Сейчас я вас угощу пирогом. (Воспитатель, пронося по рядам

    нарезанный пирог, предлагает каждому взять кусок. С первого раза победить

    жадность не удаётся: дети будут брать не тот, что ближе, а тот, что

    побольше. Упражнение можно повторить.)

    Классный руководитель: Я очень рада, что вы справились со своим

    «хочется» и вы совсем не жадные дети. Надеюсь, теперь вы знаете, как себя

    вести в гостях и принимать их.

    Рекомендации. Можно устроить чаепитие.

    2.3. Художественная самодеятельность на тему «Хороший поступок»

    (рисование).

    Цель. Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать

    возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка.

    Оборудование. Бумага и цветные карандаши, стенд (место для рисунков)

    Ход занятия.

    Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами

    организуем выставку рисунков на тему «хороший поступок». Хорошо подумайте,

    что вы будете рисовать. (Дети рисуют. Затем нужно вывесить все рисунки на

    стенд.)

    Классный руководитель: А теперь каждый по очереди должен дать пояснения

    к своему рисунку. (Дети поясняют.)

    Классный руководитель: Мне все рисунки понравились, они соответствуют

    теме. Но мне хотелось бы выделить следующий рисунок …

    2.4. Классный час на тему «Умей быть требовательным к себе и

    доброжелательным к товарищам.

    Цель. Воспитание критичного отношения к себе. Воспитание правдивости, а

    также доброжелательного отношения к товарищам.

    Оборудование. Бумага и ручки.

    Ход классного часа.

    Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час

    посвящён теме «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к

    товарищам». Как вы это понимаете? (Ребята высказывают свои мнения.)

    Классный руководитель: Итак, начнём. У каждого из вас есть листочек.

    Подпишите его своей фамилией для меня и шифром – для товарищей. Далее

    напишите на одной стороне этого листа свои плохие качества. Даю вам время 4-

    5 минут. (Дети пишут плохие качества.)

    Классный руководитель: Переверните листки и на этой стороне напишите

    как можно больше фамилий одноклассников и рядом с каждой фамилией что-

    нибудь хорошее об ученике. Только одно требование: все написанное должно

    быть правдой.

    (Через 5-6 минут соберите листки.)

    Классный руководитель: А сейчас вы узнаете о том, кто сумел быть к себе

    требовательным и правдиво назвать свои недостатки… (Просмотрите листки с

    той стороны, где записаны плохие качества, дайте оценку работе каждого,

    называя его шифр. Все оценки должны быть тактичными, но справедливыми.)

    Классный руководитель: А теперь вы узнаете о себе самое хорошее…

    (Переверните листки и зачитывайте вслух все хорошее, что ребята написали

    друг о друге, без указания шифра.)

    Классный руководитель: Подводя итог нашего классного часа, можно

    сказать, что важно уметь по-товарищески, уважительно относиться друг к

    другу, как полезно видеть плохое в себе и хорошее в товарищах, а не

    наоборот.

    2.5. Чтение и обсуждение на тему «Умение понять и помочь».

    Цель. Воспитать умение сочувствовать товарищу. Воспитать стремление и

    умение помогать людям. Формировать понятие о необходимости заранее

    обдумывать каждое свое действие.

    Оборудование. Басня И.А. Крылова «Пустынник и медведь.

    Ход. Заранее скажите ребятам, чтоб они прочитали басню И.А. Крылова.

    Классный руководитель: Сегодняшнее наше занятие будет посвящено

    обсуждению прочитанного произведения. Кто бы хотел перерассказать своими

    словами басню? (Один ребёнок перерассказывает.) Классный руководитель: У

    меня возникли такие вопросы к басне:

    - Хотел ли медведь помочь?

    - Что сделал медведь на самом деле вместо помощи?

    - Почему автор басни написал: «Услужливый дурак опаснее врага»? (Дети

    пытаются ответить.)

    Классный руководитель: Из всего вами сказанного можно сделать вывод:

    недостаточно хотеть помочь, нужно помогать обдуманно, разумно иначе не

    поможешь, а навредишь. А что же нужно сделать, чтобы помощь была настоящей,

    умной? Давайте разберём на примере.

    - Ваш товарищ сидит грустный. Как ему помочь? Подойти и рассказать

    смешную историю? (Ребята начинают размышлять над проблемой.) Правильно …

    (назвать имя ученика), а если у него настоящее горе? Тогда вы не можете и

    не насмешите, а только сделаете ещё хуже своим непониманием. Грустным можно

    быть по разным причинам. Что же делать? (Ребята дальше рассуждают.) Вы

    должны, прежде всего, узнать, что с человеком. Ну, а что делать дальше?

    (Ученики оживленно начинают подавать советы.) Вено, ребята, первые

    пришедшие в голову слова или поступки не могут по-настоящему помочь,

    сделать лучше другому. Недостаточно выяснить, что с человеком, надо глубоко

    посочувствовать ему (т.е. поставить себя на его место, почувствовать то же,

    что чувствует он), а затем быстро и хорошо подумать, что поможет человеку в

    этой ситуации, при таком состоянии.

    Классный руководитель: А сей час ребята, я посмотрю, как вы поступите в

    этой ситуации: представьте, что ученик потерял в школьной раздевалке свою

    одежду. Мне нужен человек, кто будет играть эту роль. А все остальные будут

    его утешать и поддерживать. (Идёт разыгрывание ситуации.)

    Классный руководитель: Давайте подведём итоги. Как же правильно,

    разумно помочь другому человеку? ( Ребята при помощи педагога делают

    вывод.)

    Заключение.

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

    социально- экономические преобразования, происходящие в современном

    обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

    Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные

    изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии,

    агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников

    актуальны в наше время.

    Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного

    воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат

    добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно,

    требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных

    особенностей детей.

    В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были:

    1) показаны, что изменяются ценности, а это означает падение

    нравственности. Поэтому главной задачей школы, классного руководителя

    является нравственное воспитание;

    2) проанализированы ключевые понятия исследования:

    нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс

    формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки

    навыков и привычек нравственного поведения;

    форма воспитания – это способ организации воспитательного процесса;

    методы нравственного воспитания выступают как пути и способы

    формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки

    навыков и привычек поведения;

    3) выделены задачи и функции классного руководителя;

    4) указаны основные формы нравственного воспитания: классный час,

    беседа, диспут по вопросам морали, читательская конференция и формы

    приобщения учащихся к искусству;

    5) выяснили, что методы убеждения и методы упражнения, которые

    использовали в основном, дополняют методы стимулирования (поощрения и

    наказания), коррекции поведения, игровых ситуаций, метод дилемм и главный

    метод воспитывающих ситуаций. Методы нравственного воспитания выступают в

    сложном и противоречивом единстве;

    6) выделены правила общения в процессе нравственного воспитания;

    7) разработаны этические воспитательные дела, с использованием разных

    методов, для 5-6 классов.

    Тема нравственности в нашем исследовании рассмотрена не полностью, так

    как не затронуты аспекты диагностики, учёт возрастных особенностей, работа

    с трудными детьми и некоторые другие. Окончательный вывод может быть сделан

    при апробации данных этических воспитательных дел на практике.

    Список литературы:

    1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 1984, т.4.

    2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

    3. Белинский В. Г. Избр. Пед. Соч. М., 1948.

    4. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие

    по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

    5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории).

    – М.: Педагогика, 1979.

    6. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 1979,

    т.11.

    7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное

    образование. 1998. № 9-10.

    8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И.

    Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

    9. Краткий словарь по философии. – М.:1982.

    10. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов

    пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт,

    1998.

    11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957,

    т. IV.

    12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели

    воспитания. // Школа. 1999. № 4.

    13. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К.

    Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.

    14. Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энцик-я»,

    1966.

    15. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.

    заведений. – М.: Просвещение, 1996.

    16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.

    // Классный руководитель. 2001. № 6.

    17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в

    школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.

    изд. центр ВЛАДОС, 2000.

    18. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. //

    Сельская школа. 2002. № 1.

    19. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас.

    руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

    20. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-

    М.: Гардарики, 2000.

    21. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.

    22. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный

    руководитель. 2001. № 3.

    23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. –

    М.: Педагогическое общество России, 2000.

    24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.

    для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

    -----------------------

    «…Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и

    дает ему силы для настоящего органического развития».

    (П.П. Блонский).

    «…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более

    важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

    (К.Д. Ушинский).

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.