Изучение психологической готовности к обучению в школе
Тест: \"Пиши кружочками \" - Оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками.
Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово \"суп\" надо
изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял
задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку
слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.
Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
00, 0000, 000, 000000, 00000
3)Тесты для изучения различных видов мышления
Тест: \"Обведи контур\" - Оценка наглядно-действенного мышления.
Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка
так, как это сделано в верхней части.
Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все
линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур.
Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых
местах, где они изображены на рисунках-образцах. Оцениваются в итоге
выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы. Если ребенок
затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все
линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют
углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет
высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.
Тест: \"Лишний предмет\" - Оценка образно-логического мышления - умственных
операций анализа и обобщения.
На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего
6 карточек. Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните
ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один - лишний.
Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший.
После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать
оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет
обобщающее слово как минимум л 4 карточках - это хороший уровень развития
образно-логического мышления.
Тест: \"Нелепицы\" - Оценка образно-логического мышления.
Популярный тест.Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные
нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать,
что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые
ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на
самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время
ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что
не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок
обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития
образно-логического мышления.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенок отвечает на вопросы типа:
1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час?
9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка -
это?..
10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые
достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий
уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил
правильно на 15 - 16 вопросов.
4)Тесты для изучения различных свойств памяти.
Тест: \"Картинки\" - Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите
ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый
предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства
ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы,
которые он запомнил. Порядок не имеет значения. Учитывается, сколько
предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не
учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не
было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов
из 10.
Тест: \"Запомни слова\" - Оценка слуховой памяти - кратковременной.
Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат,
яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите его повторить слова, которые
он запомнил, в любом порядке. 6-7 - летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это
показатель хорошей кратковременной памяти.
Тест: \"Запомни фразы\" - Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например: 1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть. 3) В саду растут яблони и груши. 4) В небе летит
самолет. 5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При
этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не
обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы,
прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием
после 2-й или 3-й попытки.
Тест для оценки произвольной образной памяти.
Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо
ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на
карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью,
третье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть
выполнены в одном цвете. Перед ребенком кладут карту и говорят: \"Я тебе
буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и
найди такую же картинку на большой карте\". Время демонстрации одной
карточки - 1-2 секунды. Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим
заданием - показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение
по 6-7 карточкам.
Тест: \"Запомни рисунки\" - Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят его
рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего
9). Далее ребенку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений
из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из
первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого
данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают
вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не
узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут. В среднем дети 6-7 лет
узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному
запоминанию.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.
Серия А: ТАРЕЛКА - СУП, ПОЧТА - ПИСЬМО, ЗИМА - СНЕГ, БУЛКА - МУКА,
КАРАНДАШ - БУМАГА, МАШИНА - ДОРОГА, МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР, БУКВЫ - КНИГА,
САПОГ - НОГА, РЫБА - ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные
слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель
смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов: КНИГА - ОКНО, РУКА - ТУЧА, ВИЛКА - ДЕЛО,
СОСНА - ЛОЖКА, СПИНА - ЛАМПА, КОРОВА - СТОЛ, ЯЩИК - ПАЛЕЦ , ЧИСЛО - КРЫША,
НОЖИК - ЛЕТО, КОРЗИНА - СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают
только первые слова в паре). Осуществляется подсчет правильно
воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти. Далее, сравните
результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение
механической и смысловой памяти ребенка.
Тест: \"Узнай фигуры\" - Оценка способности к узнаванию
Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя
слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех
последующих похожа на первую. Это тренировочная проба, к дальнейшей работе
переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки, поочередно с 1-й по 10-ю.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.
Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми
задачами за 45-60 секунд.
5)Тесты для изучения развитости воображения
Тест: \"Вербальная (словесная) фантазия»
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом
существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его
устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа
(истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок
приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения .
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок
придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно. Если в течение
одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему
какой-либо сюжет. Необычность, оригинальность образов воображения
оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог
раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом
внес в него от себя что-то новое, оригинальное. Богатство, глубина и
детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу
различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных
характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка,
по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если
ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект
рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито
хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и
увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Тест: \"Невербальная фантазия\"
Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и
попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он
изобразил. Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей: -
во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития
тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
- во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные
особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты
хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно
развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных
затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти
\"слабые места\" можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы
в интеллектуальный тренинг
- в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить
эффективность тех средств и методов, которые используются вами для
умственного развития ребенка.
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами,
чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые
их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения
в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать
во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или
растерянности, называемыми \"эффектом неожиданности\", чувствовать себя
более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы
с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
6)Диагностика произвольной сферы.
Тест «Графические фигуры» - на диагностику произвольной сферы.
Методика «Графические фигуры» заключалась в следующем. Детям предлагалось
по зрительно воспринимаемому образцу самостоятельно без комментария
экспериментатора выполнить четыре рисунка по возрастающей степени
сложности. Образцы рисунков представляли собой изображение елки,
снеговика, цветка и робота, состоящие из сочетания геометрических фигур
(круга, прямоугольника и треугольника). Ребенку давался лист бумаги, на
одной половине которого был изображен образец, а на другой — с помощью
карандаша он должен был воспроизвести этот образец. При анализе данного
задания учитывались следующие критерии: расположение рисунка, соответствие
величине эталона, перенесение всех деталей рисунка, правильность
изображенных элементов, четкость линий. При каждом несоответствии эталону
число баллов уменьшалось.
Эксперименты проводились в первой половине дня индивидуально с каждым
ребенком в течение 30— 35 мин. Методика разработана так, что ее можно было
разделить на два этапа в том случае, если ребенок уставал.
Результаты диагностического эксперимента были проранжированы и путем
корреляции получены среднее арифметическое.
3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №
«Елочка» и их анализ.
Тестирование, как уже упоминалось, проводилось в подготовительной группе
детского сада. В группе 27 человек. Выполнение каждого задания оценивалось
по десятибалльной шкале, затем находилось среднее арифметическое баллов по
заданию во всей группе. И далее подсчитывался средний бал по разделу
тестирования. Рассмотрим результаты проведения нашего тестирования в
таблице 1.
Таблица 1.
Результаты тестирования психологической готовности.
+------------------------------------------------------------------------+
| Наименование теста | Средний балл |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 1. Внимание | 8,67 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Переплетенные линии\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Кольца\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Корректурная проба\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 2.Восприятие | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Что не дорисовано?\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Найди квадрат\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Закрась фрукты\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Пиши кружочками \" | 5 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 3.Мышление | 8,75 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Обведи контур\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Лишний предмет\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Нелепицы\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Ответы на вопросы для оценки словесно-логического | 7 |
| мышления | |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 4.Память | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Картинки\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни слова\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни фразы\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Оценка произвольной образной памяти | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни рисунки\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Оценка механической памяти | 6 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Узнай фигуры\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 5.Воображение | 3,5 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Вербальная (словесная) фантазия» | 3 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Невербальная фантазия\" | 4 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 6. Произвольная сфера. | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| «Графические фигуры» | 7 |
+------------------------------------------------------------------------+
Анализ таблицы показывает, что в целом дети готовы к обучению в школе. У
них развиты внимание, восприятие, мышление, память, произвольная сфера. Но
в то же время плохие результаты дало тестирование воображения. Дети с
трудом выстраивают логические цепочки своего рассказа, и цитируют уже
готовые предложения из сказок и мультфильмов. Поэтому в оставшееся время
до выпуска необходимо провести дополнительные занятия по развитии
воображения. Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих
способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка
важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4
года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым
материалом и определяется характером игрушек, сходством
предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже
нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение
может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на
замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя
себя всадником, а палку - лошадью. Постепенно необходимость во внешних
опорах исчезнет. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с
предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним
в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать
различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие
предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять \"опредмечивание\" неопределенного объекта.
Способом \"опредмечивание\" дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он
состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать
определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного
изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в
мячик, треугольник - в крышу домика или в парус для кораблика. К 6-7 годам
ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также
научиться добавлять к \"опредмеченному\" рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного
графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей
учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе
словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги
(образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании
значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые
эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле
их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не
виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях.
При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких
образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для
развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок
должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или
нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов
(пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира
существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными,
должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с
этим, очень важно развивать у ребенка способность \"видеть\" образ предмета
с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой
способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного \'расположения нескольких предметов в
пространстве.
5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и
последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению
задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели
приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не
достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть
необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее
продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить
ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать
свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные
произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующие этапы:
I - этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план
(схему) готового произведения (конструкции);
II - этап самостоятельного \"чтения\" плана: ребенок учится \"читать\"
составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое
произведение;
III - этап самостоятельного составления плана: ребенок сам составляет план
(схему) собственного произведения.
Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не
упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть
развиты в ребенке к обучению в школе.
Заключение
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом
определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности
детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для
нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной
деятельности.
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного
возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия
правилам, обощенно определяющим способ действия, умение ориентироваться на
заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно
выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме
указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи
выявляют уровень развития речи.
Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению
являются: более сложная самостоятельная форма речи - развернутое
монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается
процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи,
усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного
словаря, совершенствование словесно - логического мышления.
Проведенное в детском саду тестирование показало, что в целом дети хорошо
развиты и психологически готовы к обучению в школе. Низкий балл был
отмечен только при тестировании воображения. В связи с этим необходимо
провести дополнительные занятия по развитию воображения.
Список литературы
1.Абдурасулова Т. Д. // журнал \"Вопросы психологии\" №2/1997
2.Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского - М.,1982.
3.Барташникова И.А., Барташников А.А. \"Учись играя.\" Харьков: Фолио, 1997
4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.
- М., 1979
5.Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. \"Воспитание сенсорной культуры
ребенка.\" М.: Просвещение, 1998
6.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей
младшего школьного возраста - Томск.,1993.
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр,
1993.
8.Гуткина Н.И, Детский практический психолог в школе // Школа здоровья.
1994. Т. 1. № 1
9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
10.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера,
В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. \"Что на свете не бывает?\" М.: Знание, 1994
12.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /
Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981.
13.Житникова Л. \"Учите детей запоминать.\" М.: Просвещение, 1985
14.Заика Е.В., \"Упражнение для формирования навыков чтения у младших
школьников\" // Вопросы психологии. 1995. № 6
15.Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. -
Т.1
16.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. \"Тесты для детей\" Дельта,
1997
17.Истомина З.М., \"Развитие памяти.\" М.: Просвещение, 1978
18.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе. М.: Знание, 1987.
19.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М.: Педагогика, 1991.
20.Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987
21.Лук А.Н., \"Мышление и творчество.\" М.: Политиздат, 1976
22.Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:
Просвещение, 1985
23.Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. \"Скоро в школу!\" М.: 1998
24.Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного
к школьному возрасту. - М.,1988.
25.Никитин Б.П. \"Развивающие игры.\" М.: Педагогика, 1981
26.Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972
27. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.
Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
28.Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек.
- М.,1997
29.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988.
30.Фисюкова Л.Б. \"От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.\"
Харьков: Фолио, 1996
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с. 78
Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972, с. 172
Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к
школьному возрасту. - М.,1988, с. 35
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича,
Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с 17
Там же, с18.
Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского - М.,1982, с 12
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 112
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с.69
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе. М.: Знание, 1987., с 145
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988., с 50
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -
М., 1979, с 24
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М.: Педагогика, 1991., с 36
Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987, с.219
Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:
Просвещение, 1985, с 5
1
Страницы: 1, 2, 3
|