Изучение психологической готовности к обучению в школе
Изучение психологической готовности к обучению в школе
Тема: Изучение психологической готовности к обучению в школе.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Психологическая готовность к обучению в школе.
1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии……………………………………….
1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет……………………..
2. Выбор метода определения степени психологической готовности……….
3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №
«Елочка» и их анализ…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Введение.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее
время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс
массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно
сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический
и эмоционально - волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом
определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности
детей к школьному обучению. Поэтому тема исследования так актуальна в наше
время.
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения
понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие
школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями,
мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения
школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет
школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок
становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве
компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный,
социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает , что
готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня
развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к
произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной
позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению -
многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических
исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают
педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л.
Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин,
С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только
анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из
детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного
подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а
также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с
этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Цель написания работы изучение психологической готовности к обучению в
школе. Рассмотрение определения готовности на практике было проведено в
подготовительной группе детского сада № «Елочка», расположенного по адресу
г.Сызрань Гагарина 12. Из цели вытекают задачи:
- исследовать проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и
зарубежной психологии;
- определить особенности психического развития детей 6 - 7 лет;
- выбрать метод определения степени психологической готовности.
- проанализировать результаты исследования психологической готовности в
детском саду № «Елочка».
1. Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе.
1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на
современном этапе развития психологии как комплексная характеристика
ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,
являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в
новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»
рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к
систематическому, организованному школьному обучению.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и
осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального
созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих
мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению
предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных
отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении
Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в
котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их
развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего
является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя
позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в
школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это
новообразование критерием готовности к обучению в школе.
В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция
и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они
принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных
потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его
реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному
обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает
Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны,
практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в
центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит
отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,
памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела,
А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать
определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном,
эмоциональном и социальном отношениях.
К умственной области авторы относят способность ребенка к
дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому
мышлению. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную
устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с
детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям
детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль
школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров
готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система
заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные
в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей
способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае
неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем
многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако
эта точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае
неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем
самым постепенно выравнивать развитие всех детей.
Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных
авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к
школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из
ложной концепции , согласно которой возникновение этой зрелости
обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного
созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от
социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное
внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной
зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер,
Врунер - критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают
роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного
воспитания в ее возникновении.
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно
сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на
создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию
вопроса.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое
исследование проблемы готовности к школе.
Как отмечалось выше, составными компонентами психологической готовности
ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально - волевая.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться .
Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом
подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе
были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт
обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как
мышление, так и чувства.
В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями
ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием
ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных
отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и
в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей
таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и
одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,
запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и
расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому
материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими
операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также
предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной
деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее
в самостоятельную цель деятельности.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями,
уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира,
уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом
важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции
поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента
психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных
ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть
ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей
действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он
должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил
сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя
эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно
определяющим способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической
готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в
коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.
Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у
ребенка при работе следует выполнять ряд условий:
- необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,
- учитывать возрастные особенности ребенка,
- использовать игры с правилами.
Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с
низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой
деятельности, а ,следовательно, характерны трудности в обучении.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,
исследователи выделяют уровень развития речи.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению
прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного
управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным
является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.
Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и
старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно
определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).
К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма
речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон
ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением,
образованием времен, правилами составления предложения.
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается
параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно -
логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития
мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь
ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень
развития мышления.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не
возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело в
том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое
(лингвистическое), так и человеческое ( личностное психологическое)
начала.
Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном
плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня
развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе
входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у
ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение
общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к
обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных
характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень
развития речи.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7
годам язык становится средством общения и мышления ребенка, такжеpi
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознаватьpi особенности своего
произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается
грамматический строй речи.
Детьми усваиваются закономерностиpi морфологического порядка и
синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение
большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста
перейти к конкретности речи. Таким образом, высокие требования жизни к
организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более
эффективных психолого - педагогических подходов, нацеленных на приведение
методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка.
Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе
получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность
последующего обучения детей в школе.
1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо
дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
Восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный
характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем
выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь,
так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков,
состояний различных объектов и отношений между ними. Специально
организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.
Страницы: 1, 2, 3
|