Изучение эмпатии у родителей младших школьников
систему взглядов, профессию, уклад жизни своих детей, тем самым подавляя в
них личность и возможность более полно реализовать свои способности. Как
только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А
почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой
ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать.
Родители, к сожалению, не сочувствуя своему ребенку, видят свою задачу в
другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! У родителей нет
уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой жизненный путь. Как
правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в
детях и делают это неосознанно. А когда жизнь у сына и дочки не получается,
родители не думают, что виноваты они сами.
Родительское чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной
тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога, влекущая часто за
собой гиперопеку, где нет места эмпатии. Чаще всего мама пытается создать
фасад внешнего психологического благополучия, пытается оградить ребенка от
проблем жизни, дескать маленький ещё, не поймет. Это приводит не только к
негативным последствиям для ребенка. Для родителей это не менее губительно.
В таком роде необходимо проводить беседы с родителями на занятиях,
дополняя их ролевыми или тренинговыми играми. Приведем примеры используемых
нами упражнений, которые направлены на разрешение следующих задач:
- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать
и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека;
- осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых
теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания;
- формирование и развитие способности прогнозировать поведение
другого, предвидеть свое воздействие на него.
Упражнение 1.
Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга: «Сейчас
у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в
центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-
либо общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть
дочери». При этом, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять
место, а тот кто останется без места, продолжает игру. Кроме того, каждый.
кто оказывается в центре, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного
из участников наблюдателем, называя его имя. Когда все поменяются местами,
именно наблюдатель перечислит тех, у кого есть дочери. Все остальные будут
внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут
затруднения».
Упражнения 2.
Участникам предлагается встать и подходить друг к другу в любом
порядке. Надо подойти к каждому. Подойдя к другому участнику группы, надо
постараться заметить, что нового появилось в его облике, состоянии,
поведении по сравнению со вчерашним днем и сказать ему о том, что замечено.
При этом в сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать:
«Ты выглядишь утомленным», но не стоит говорить: «Ты выглядишь утомленным,
наверное, ты не выспался». В ходе обсуждения участникам можно задать
вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим
собственным впечатлениям, переживаниям, реальности?»
Упражнение 3.
Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки,
на которых написаны имена участников группы. Инструкция: «Сейчас я дам
каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы.
Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней
написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет «раз» вы
начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей
карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от
времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее
движения. Когда я скажу: «два», а это произойдет через три минуты, вам надо
быть готовыми к ответу на два вопроса: «Кто наблюдал за вами?», «Какие два
движения делал человек, за которым вы наблюдали?»
Через три минуты тренер обращается к одному из участников с вопросами.
Если на первый вопрос получен правильный ответ, то следует второй вопрос,
уже наблюдателю.
Упражнение 4.
Тренер раздает участникам карточки, на которых обозначены те или иные
эмоциональные состояния. Получившие карточки читают, что на них написано,
но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди
изображают это состояние. Все смотрят и стараются понять, какое состояние
изображено, высказываются, а затем тренер называет это состояние. После
этого тренер интересуется, на какие признаки ориентировались участники,
называя состояние.
Упражнение 5.
Участникам предлагается подумав некоторое время сказать, какого он
(или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об
отражении в цвете вашего состояния. Участники должны охарактеризовать то
состояние, в котором они находятся сейчас и пояснить, почему они выбрали
для его обозначения именно тот цвет, который назвали.
Упражнение 6.
Участники группы сидят по кругу. Каждому предлагается по очереди
сделать движение, отражающее его внутреннее состояние, а все остальные
будут повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние
человека, понять это состояние.
Упражнение 7.
Группа делится на пары. Инструкция: «Сядьте так, чтобы каждая пара
могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему
партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать
действительности, а часть – нет. Те, кто сначала будут слушать, после
каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по
их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат,
поменяйтесь ролями».
При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые
ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.
Мы достаточно подробно привели варианты игр, направленных на развитие
эмпатии. Но работа с родительскими группами не ограничивается тренингом
сенситивности. Рассмотрим, как целесообразно строить занятия с родителями.
На занятиях, кроме психогимнастических упражнений, направленных на
коррекцию выделенной нами проблемы, важно обсуждение следующих тем:
- Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и
конфликтов.
- Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и
породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?
(примерное начало беседы было представлено нами ранее).
- Нравственные основы родительства.
- Как ребенок «мешает нам жить?»
- Наши конфликты с детьми (с элементом проигрывания ролей).
- Стереотипы во взаимоотношениях с детьми.
- Привнесение неадекватного эффекта в общение с детьми.
Эмоциональные «счета» ребенку.
- Какими дети видят нас и свою семью. (в данном случае, если группа
готова, можно провести обсуждение рисунков детей).
Итак, в родительских группах практикуются разнообразные методы
психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий
детей и родителей, психогимнастические упражнения, тренинговые занятия.
В конце работы группы можно провести упражнение «Восприятие чувств
ребенка».
Инструкция: Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это
выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Родителям представляется
20 типичных высказываний ребенка. Например: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не
могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать её решать?»
Родителям предлагается записать, какие чувства или чувство испытывает
ребенок, говоря ту или иную фразу. Допустим: «Чувствует себя глупым»,
«Обескуражен», «Испытывает желание бросить решение».
Закончив работу, родители сравнивают список с ключом, оценивая свой
результат в соответствии с инструкцией по подсчету баллов. Таким образом,
можно увидеть эффективность проводимых коррекционно-развивающих занятий.
Но проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только
благодаря психокоррекции родителей. Параллельная работа позволяет увеличить
эффективность занятий родительской группы. Рассмотрим фрагменты
психокоррекционных занятий в детской группе. Данная программа состоит из
серии специально подобранных упражнений, подобранных с учетом уровня
развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа
состоит из шести занятий, в каждом из которых по 3-4 упражнения. Занятия
проводятся по типу тренинговых. Дети разбиваются на две группы, в одной из
которых шесть человек, а в другой – семь.
Цель каждого занятия – коррекция таких эмоциональных нарушений,
вызванных семейной ситуацией, как агрессивность, тревожность, замкнутость.
Занятие 1.
Приветствие.
Упражнение 1. «Обсуждение».
Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжетов
совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и
отрицательные. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по
данной проблеме; остальные оценивают искренность и высказывают свое мнение.
Упражнение 2. «Изобрази животное».
Вызываются 2 участника, которые загадывают любое животное. Один из них
показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются
отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено
животное, как он себе его представлял и соответствует ли оно его
ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.
Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».
По окончании занятия каждый член группы высказывает свое мнение об
увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.
Занятие 2.
Приветствие.
Упражнение 1. «Ты – родитель».
Упражнение 2. «Интонация».
На листочках бумаги дети пишут название любого чувства, эмоции. Затем
листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа
решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших
действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с
интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке
бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была
произнесена эта фраза.
Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».
Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по
его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся
рядом и договариваются, кто и за кого сейчас будет отвечать. Упражнение
состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает
другой, стремясь угадать, как бы на вопросы отвечал его напарник.
Обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание подумать над
темой или записать свои мысли в виде сочинения: «Что может не устраивать
меня в общении с другими и что других не устраивает в общении со мной».
Занятие 3.
Приветствие.
Упражнение 1. «Обсуждение домашнего задания».
Упражнение 2. «Подарок».
Упражнение 3. «Рисунок Я».
Участникам предлагается нарисовать свой образ в аллегорической форме.
Дети 8 лет часто затрудняются в этом упражнении. Поэтому важна
предварительная работа.
Занятие заканчивается обсуждением.
Занятие 4.
Приветствие.
Упражнение 1. «Выход из ситуации».
Упражнение 2. «Робот».
Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными
спичками. Участники разбиваются на пары – «робот» и «оператор». Задача
«оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек.
Для этого он подает словесные команды, стремясь детально и точно управлять
движениями его ног, рук, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно
выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» закрыты.
Упражнение 3. «Гомеостат».
Обсуждение занятия.
Занятие 5.
Приветствие.
Упражнение «Критик».
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Анабиоз».
В парах распределяются роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу
«замороженный» застывает с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача
«реаниматора» за 1 минуту не прикасаясь к «замороженному», не обращаясь к
нему со словами, с помощью жестов, мимики, вызволить партнера из
замороженного состояния.
Занятие 6.
Приветствие.
Упражнение 1. «Киногерои». («Герои любимых произведений»).
Упражнение 2. «Дискуссия».
Упражнение 3. «Сценка» (работа с мимикой и пантомимикой).
В заключение обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие
сравнивается участниками с первым. Дается возможность проанализировать
полученные изменения.
Выводы по главе 2.
В данной главе нами были приведены методы исследования эмпатии
родителей младших школьников, а также изучения семейных взаимоотношений с
помощью проективного теста «Кинетический рисунок семьи».
Как мы отмечали, психодиагностическая работа была начата с проведения
бесед о семейных взаимоотношениях в ходе проведения тематических
родительских собраний. После этого, для более детальной психологической
консультации, обратились тринадцать родителей. Все родители жаловались на
непослушание, негативизм детей, отсутствие взаимопонимания. Диагностика
была продолжена с помощью «Опросника изучения эмпатии Меграбяна».
Выяснилось, что большинство родителей обнаруживают средний или низкий
уровни развития эмпатических тенденций и тенденции к присоединению: средний
уровень – 38,5%, низкий – 61,5%. Лишь сенситивность к отвержению развита
более высоко: 30,8% - высокий уровень, 23% - средний. Таким образом, мы
видим, что у родителей преобладает низкий уровень эмпатии. Но, несмотря на
это, достаточно высокий уровень сенситивности к отвержению позволяет
предположить эффективность намеченных нами коррекционно-развивающих
мероприятий.
Параллельно велась диагностическая работа с детьми. Выяснилось, что
уровень эмпатии отражается на эмоциональном благополучии детей в семейной
ситуации. Так мы обнаружили, что у детей присутствует чувство
неполноценности, «оторванности» в эмоциональном плане от родителей,
увеличение или уменьшение количественного состава семьи и т. д. Анализируя
рисунки, мы пришли к выводу, что у большинства детей наблюдается
тревожность, замкнутость, в некоторых рисунках прослеживаются признаки
агрессивности.
Основываясь на полученных данных, мы сочли целесообразным проведение
коррекционно-развивающих занятий как с детьми, так и с родителями. С детьми
нами был проведен полный курс занятий, включающих элементы тренинга,
психогимнастики, игр, и направленных на коррекцию эмоциональных
неблагополучий и развитие коммуникативных навыков, формирование
эмпатических тенденций.
Занятия с родителями продолжаются. В данной главе мы привели пример
упражнений, которые мы используем в работе с родителями. Данные занятия
строятся по типу тренинга. Так называемые практические занятия перемещаются
с лекционными занятиями. Хотя лекции, как таковые, родителям не читаются, а
работа ведется в форме семинаров, бесед, с использованием методов активного
обучения.
И хотя мы не можем подвести количественный итог, на наш взгляд
целесообразно привести отзывы родителей и детей. Например, родители
считают, что «кажется, я стала смотреть на своего сына с другой точки
зрения», «я понял, что дочка не старается делать что-то мне назло»,
«оказывается мой ребенок добрый, а я считал его маленьким монстром». На наш
взгляд, результаты уже появились, теперь важно их закрепить. Но большую
роль в полученных результатах сыграли занятия с детьми. Дети считают, что
«мы с мамой еще больше подружились и мне не страшно отвечать у доски», «у
нас дома стали меньше ссориться и меня не ставят в угол», «я не боюсь
теперь говорить папе о плохих оценках – меня больше не бьют». Учителя также
отмечают изменения в детях: они стали более спокойными, уверенными в себе,
у некоторых улучшились взаимоотношения со сверстниками.
Но работу необходимо продолжать и мы надеемся на успешное
сотрудничество с родителями и детьми и в дальнейшем.
Заключение.
Будущее общество, как мы уже отмечали, зависит от воспитания
подрастающих поколений. И в данной работе мы рассмотрели зависимость
воспитания детей от психолого-педагогической культуры родителей, в
частности такого его компонента, как эмпатия.
Эмпатию определяют как внерациональное познание человеком внутреннего
мира других людей, вчувствование. В психолого-педагогической литературе
можно также встретить следующее определение эмпатии: эмоциональная
отзывчивость человека на переживание другого. [ ] Как эмоциональный
отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных
формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального
отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии
чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, в том числе в
младшем школьном возрасте. Несмотря на то, что кризис семи лет уже миновал,
родителям важно учиться взрослеть вместе с ребенком, учиться понимать его.
Иначе в подростковом возрасте в детско – родительских отношениях могут
появляться весьма серьезные проблемы.
Судя по результатам психодиагностического исследования, можно заявить,
что эти проблемы уже возникают. Низкий уровень эмпатии родителей
провоцирует отчуждение в семейных отношениях, рост тревожности и
агрессивности у детей, иные эмоционально – личностные проблемы. В этом мы
убедились анализируя теоретические материалы по данной проблеме и проведя
психологическое обследование родителей и детей.
Низкий уровень эмпатии родителей мешает эффективности воспитанию,
проявлению творчества в воспитательном процессе. Поэтому задачей психолога
является повышение психолого-педагогической культуры родителей, в частности
развитие эмпатических тенденций у родителей. Параллельно с этим
необходимо вести работу с детьми по коррекции таких негативных личностных
проявлений, как агрессивность, замкнутость, страхи, тревожность. Проводимая
нами в рамках исследования коррекционно-развивающая работа была направлена
именно на это. Данная деятельность носила характер тренинговых,
психогимнастических занятий, ролевых игр. И, опираясь на отзывы родителей,
детей, педагогов, мы можем констатировать, что эффективность данной работы
налицо.
Таким образом, опираясь на теоретический анализ материала, данные
психолого-педагогического исследования, мы можем констатировать, что вторая
часть выдвинутой нами гипотезы практически подтвердилась. То есть у всех
испытуемых родителей обнаружился низкий уровень развития эмпатии и,
соответственно, в рисунках всех детей мы наблюдали эмоциональное
неблагополучие. Но, мы также продолжаем предполагать, что высокий уровень
эмпатии обусловливает эмоциональное благополучие в детско – родительских
отношениях.
Подводя итог, мы можем сказать, что задачи, стоявшие перед нами, были
разрешены с помощью теоретического и практического анализа проблемы эмпатии
у родителей младших школьников. С помощью психодиагностичес-кого
исследования мы нашли практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, мы можем констатировать, что цель психолого-
педагогического исследования была достигнута.
Библиографический список.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993
2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика. – М.,
1991
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988
4. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене общения. – М.,
19987
5. Гребенщиков И. В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и
психология семейной жизни. – М., 1987
6. Закатова Н. И. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1987
8. Ковинько Л. В. Воспитание младших школьников. – М., 2000
9. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983
10. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990
11. Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском
воспитании. – М., 1989
12. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. – М., 1995 кн. 1, 2.
13. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996
14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996
15. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.., 2000
16. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С.
Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М., 1998
17. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. –СПб., 2001
18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992
19. Семейное воспитание. /Сост. И. В. Гребенщиков, Л. В. Ковинько – М.,
1990
20. Социальная психология. /Под ред. А. В. Петровского – М. , 1987
21. Социальная педагогика. /Под ред. М. А. Галагузовой – М., 2000
22. Фромм А. Азбука для родителей – Л., 1991
23. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании – М., 1995
24. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития, методы
исследования. – Киев, 1992
25. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского
возраста. – СПб., 1999
Страницы: 1, 2, 3, 4
|