МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение эмпатии у родителей младших школьников

    Изучение эмпатии у родителей младших школьников

    | |

    |Волгоградский государственный педагогический университет |

    | |

    |Кафедра педагогики начального образования |

    | |

    | |

    | |

    | |

    |Курсовая работа на тему: |

    |«Изучение эмпатии у родителей |

    |младших школьников» |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    |Работу выполнила: |

    |студентка 4-го курса факультета ПимМНО и ДВ |

    |отделение (ОЗО «Психология») группа Пс-42 |

    |Соловьева Светлана Святославна |

    | |

    |Научный руководитель: |

    |доцент кафедры ПНО |

    |кандидат психологических наук |

    |Севостьянова Людмила Николаевна |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    |г. Волгоград |

    |2003 г. |

    Содержание

    Введение с. 3

    Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей

    младших школьников с. 5

    1.1. Социальная характеристика семьи с. 5

    1.2. Развитие эмпатических тенденций личности родителей

    как основа успешного формирования ребенка с. 11

    Выводы по главе 1 с. 18

    Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей

    младших школьников с. 20

    2.1. Методики исследования и их краткая характеристика с. 20

    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента с. 22

    2.3. Психолого-педагогическая помощь семьи в улучшении

    взаимоотношений родителей и детей с. 27

    Выводы по главе 2 с. 36

    Заключение с. 38

    Библиографический список с. 40

    Приложения

    Введение.

    Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подраста-ющих

    поколений. Среди различных институтов решающее влияние на становление

    человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его

    отношение к труду, моральным и материальным ценностям.

    Успешность выполнения семьей воспитательных функций зависит от ряда

    факторов. Одним из них является психолого-педагогическая культура

    родителей. В психолого-педагогической культуре родителей воплощается

    накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество,

    положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно

    педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать

    традиционных ошибок и найти верные решения в нетрадиционных, нестандартных

    ситуациях.

    Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует

    действовать, чтобы достичь воспитательных целей, надо обладать и

    соответствующими умениями. В быстро меняющемся мире воспитание ребенка в

    семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют

    творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т. е. если

    материнство и отцовство становится для них творчеством. Кроме того

    успешность воспитательной деятельности родителей во многом определяется

    тем, как они любят детей и что для них значит родительство.

    Важным моментом в воспитании детей и общении с ним является присутствие

    взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по разному:

    как понимание целей, мотивов, установок детей, или как принятие, разделение

    этих целей, мотивов, установок.

    Способ понимания другого человека определяется как эмпатия. Для

    родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т.

    к. в данном случае мы ведем речь не о рациональном осмыслении проблем

    ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы.

    В связи с этим мы считаем актуальной тему исследования, которую мы

    формируем следующим образом: «Изучение эмпатии у родителей младших

    школьников».

    В соответствии с темой, целью исследования является: изучение уровня

    развития эмпатических тенденций, реакций присоединения, сензитивности у

    родителей младших школьников.

    Гипотеза исследования: высокий уровень развития эмпатии способствует

    развитию эмоционально благополучных взаимоотношений родителей и детей; и

    наоборот, низкий уровень развития эмпатии у родителей способствует развитию

    негативных взаимоотношений между родителями и детьми, формированию

    эмоционально неблагополучных взаимоотношений.

    Задачи исследования:

    - проанализировать теоретический материал по проблеме межпоколенных

    взаимоотношений;

    - подобрать методы исследования взаимоотношений родителей и детей;

    - провести психодиагностическое исследование, проанализировать

    результаты и предложить методы коррекции межпоколенных взаимоотношений.

    Предмет исследования: социально-перцептивный процесс в детско-

    родительских отношениях;

    объект исследования: младшие школьники и их родители.

    Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей

    младших школьников.

    1.1. Социальная характеристика семьи.

    Формирование личности ребенка, его психолого-педагогической культуры,

    как будущего родителя, начинается с самого раннего детства. Это происходит

    за счет усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им;

    воздействия учителей и воспитателей; общение с другими детьми и т. д.

    Существенно влияет на становление психолого-педогогической культуры

    самообразование и самовоспитание родителей.

    В семье ребенок подсознательно усваивает многие приемы психологичес-

    кого, педагогического воздействия и, став взрослым, использует их в

    воспитании собственных детей. Однако воспринятая родителями модель

    воспитания не может быть полностью реализована в родительской практике из-

    за быстроменяющихся условий, что создает определенные трудности.

    Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и к детям в

    частности во многом определяется тем, насколько «теплой» была его мать,

    сколько любви сам он получил в раннем детстве. К сожалению, в нашем

    обществе в 70-80-е годы наметилось некоторое снижение престижа

    родительства, что повлекло за собой ухудшение отношения к детям. Выросшие в

    этот период молодые люди сейчас уже либо сами стали родителями, либо стоят

    на пороге родительства. [8]

    Образованность и культура при утрате духовных ценностей усугубляют

    такое явление, как снижение престижа супружества, материнства, отцовства.

    Все больше, по данным социологов, демографов и социальных психологов,

    становится женщин, которые бросают рожденных ими детей, которые, соглашаясь

    на материнство, избегают супружеских уз, изначально обрекая своих детей на

    существование в неполной семье.

    На фоне неуклонного снижения рождаемости, которое коснулось даже

    сельских жителей из регионов традиционной многодетности, обедняется

    внутрисемейное общение, снижается его воспитывающий потенциал. В одно-

    детной семье (а таких семей по последним данным свыше 30%), при условии

    занятости родителей, ребенок не может естественным путем приобрести опыт

    общения с детьми и взрослыми. В данной ситуации компенсаторная функция

    принадлежит детскому саду и школе. В настоящее время, несмотря на сложность

    экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет

    воспитывается дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному

    улучшению физического и психического здоровья детей, поступающих из семьи в

    детские сады. Однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий

    уровень общего развития детей, слабую сформированность у многих из них

    доступных возрасту навыков. [8; 21]

    Объяснение этого явления кроется в тех фактах, которые зафиксированы

    социологом В. И. Переведенцевым: снижение возраста вступающих в первый

    брак, возрастающее число так называемых браков «вдогонку», при котором

    мотивом регистрации является незапланированная беременность, рост числа

    разводов в первой фазе развития семьи, увеличение доли конфликтных семей

    и, как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за

    ребенка и его будущее.

    Злоупотребление алкоголем является не только своеобразным способом

    социального протеста, но и результатом нравственной деформации личности,

    интеллектуальной отсталости, низкого уровня духовной культуры. Алкоголиза-

    ция же закономерно приводит к нарушению внутрисемейных отношений.

    Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата

    семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Чаще всего из двух

    родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм

    становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя

    злоупотребляют алкоголем. [3]

    Установлено, что для алкоголизированных семей характерно недостаточ-

    ное внимание к воспитанию ребенка. Отрицательные черты характера родителей

    (вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других

    вредных привычек чаще всего приводит к распаду семьи. Появление в семье

    отчима или мачехи нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а

    рождение детей от нового брака в большинстве случаев влечет за собой полное

    «социальное» сиротство ребенка.

    Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования

    к нервно-психической сфере ребенка. У таких детей врачи часто фиксируют

    расстройство, такие как склонность к конфликтам, резкие перепады

    настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита,

    головокружения, обмороки.

    Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную

    сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми

    заболеваниями. В таких семьях значительно снижена и социальная

    дееспособность детей; родители недостаточно уделяют внимание насущным

    проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило,

    безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало

    читают, не занимаются спортом. [3]

    В период, когда ребенок начинает посещать школу, новая социальная

    ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье

    стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

    Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление

    инициативы и принуждения, находит в себе оправдание в необходимости

    подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физическое наказание

    является типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При

    этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно

    экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе,

    невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные-подобие своих

    родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со

    сверстниками.

    Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на

    принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме

    утверждения себя через требования: «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демон-

    стрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может

    развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное,

    что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание

    слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми

    эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими

    людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на

    провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания

    общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально

    овладеть социальным пространством человеческих отношений. [23]

    Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является

    гиперопека. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка

    самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом

    случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной

    угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления

    компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего

    ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в

    ребенке, посвящают ему всю жизнь. Добровольное жертвоприношение

    невротизирует родителей, они надеются на благодарность своего ребенка в

    будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что

    растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного

    человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно

    прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик»,

    «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела ещё

    долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение

    сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности

    общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе

    покровителя среди одноклассников. [12]

    Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответствен-ностью

    за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают

    любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие

    его темы. При этом его не «сажают себе на голову» и предлагают считаться с

    другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой

    семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и

    ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает

    самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя

    чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

    Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее –

    родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль

    воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения

    в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности

    ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального

    воспитания.

    Анализ вертикальных семейных взаимоотношений будет неполным, если не

    указать еще один стиль воспитания, который вовсе не направлен на

    воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.

    Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых

    к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка,

    или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на

    расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованный стиль родителей

    развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным.

    Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или

    агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе,

    невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со

    сверстниками.

    Описанные стили отношений к ребенку в семье показывают, сколь тернист

    путь развивающейся детской личности. В реальной жизни все ещё более сложно,

    чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно

    несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.