Исследование здоровья детей
|261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее
значение |228
+12 |2 ср |84
+3 |3 ср |934
+2 |3 ср |145
+5 |2 низ |11
+0,6 |1низ |10б
сред | |
ТАБЛИЦА №2
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса
(осень)
№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона
|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |
| | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556
|2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс
|1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4
выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4
выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94
|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0
н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211
|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков
Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9
|Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср
| |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ
|12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9
|2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |-
1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср
|12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113
|3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н
|111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср
|544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97
|4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н
|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222
|3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А
|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21
|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср |
|22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б
низ | |Среднее значение |245
+11 | |95
+6 |3 ср |596
+3 |2 н |129
+7 |2низ |1
+0,7 |1н |10б сред | |
Таблицы.
При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который
свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены
результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов
таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой
показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них
было среднее значение индекса Кетле.
Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее
значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у
двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень
индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл)
индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может
быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при
оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у
Насти Д.
У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты
(таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле
(ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих
(17%) школьников.
Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном
соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом
развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей
группе здоровья.
Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК,
представленное на рисунке 3.
Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-
ростового показателя.
Весна 2002
[pic]
[pic]
Осень 2002
[pic]
[pic]
Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное
обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу
свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество
учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни
одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.
Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с
низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей
недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к
новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой
тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них
нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под
влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной
и жировой ткани.
У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из
учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а
один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом
общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось
(59%).
Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в
возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового
созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела
(Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).
Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы
пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой
оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не
справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития.
С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это
произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы
детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со
средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу
с низкой оценкой ИК.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А»
классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и
кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность
развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к
неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено
увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале
октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской
Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с
разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела
значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое
артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови,
функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой
тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания
органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей
С., Настя Д., Наташа Б.
Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и
снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами.
Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является
свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в
психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются
хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям
относятся Миша Ч., Катя М.
Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне
соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который
свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным
условиям существования и возможности реализовать программу развития.
Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов
сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва
«двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует
соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической
нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ
возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в
ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается,
а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца
остается а онтогенезе практически неизменной.
Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди
обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%)
девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном
функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой
системы у этих детей.
Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек
и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-
сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо
учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение
частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых
функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих
детей.
Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса
Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую
группу здоровья.
Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных
нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-
х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и
относящихся к третьей группе здоровья.
Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили
через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после
рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально
дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима.
Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.
Весна 2002год.
[pic]
[pic]
Осень 2002
[pic]
[pic]
Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по
сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением
индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой
ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой,
ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП
у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у
этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда
Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам
необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое
витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим.
У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью
по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким
значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона
оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления
и ЧСС.
Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в
течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной
наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у
школьников.
Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса
Робинсона.
[pic]
[pic]
Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким
значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого
(3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом
на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и
низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной
адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с
учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная
двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и
ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи
с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения,
вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели
сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона
свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС).
В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с
низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать
физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения
энергетического потенциала организма.
Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она
тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим
упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они
обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности
воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание
холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя
функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к
третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно
закаляться.
О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы
свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно
говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и
кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует
из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства
обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13%
школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной
значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) –
выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек
состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной
устойчивостью к гипоксии.
Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и
девочками нами не обнаружено.
Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2,
весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29%
- средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной
системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости
их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же
учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса
Скибинского (ИС).
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б
рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя
ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой
индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой
оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11
лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей
учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале
подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца
и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей
растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно,
функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г).
Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к
группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и
возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и
адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих
воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.
У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились
функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7%
количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего ,
т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями
индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных
возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%),
обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения
проходила не вполне удовлетворительно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|