Исследование здоровья детей
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и
подростков и при оценке состояния их здоровья.
Физическое здоровье детей - один из объективных интегральных
показателей, характеризующих развитие детей, является важным критерием
комплексной оценки влияния на организм человека биологических, социально-
экономических, гигиенических, климатогеографических и других факторов.
Оценку показателей физического здоровья, определяющих развитие ребенка, а в
будущем и взрослого человека, целесообразно начинать уже в детском
возрасте.
Несовершенство существующих методов исследования и оценки
функционального состояния и физического здоровья детей приводит к
необходимости использовать в исследованиях и различных по количеству и
качеству оценочных групп. Вследствие этого полученные результаты
несопоставимы, поэтому невозможно выявить динамику показателей физического
развития детей нашей страны. Кроме того, трудоемкость большинства
существующих методик и отсутствие на ряде территорий региональных
стандартов физического развития тормозит процесс всеобщей диспансеризации
детского населения и - формирование групп "риска".
Анализируя существующие методики оценки функционального состояния
детей, следует отметить, что в наиболее ранних работах (В.Г.Власовскии,
А.А.Сычев, 1966г.) в основу анализа физического развития положен метод
сигнальной оценки антропометрических показателей, с учетом соматических
признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения), а так же вторичных
половых признаков, конституционного габитуса и "костного возраста".
Комплексная оценка физического развития на основании показателей
морфофункционального статуса была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его
методика позволяет оценить уровень биологического развития детей на основе
сопоставления биологического и паспортного возраста, дать
морфофункциональную характеристику физического состояния организма путем
сравнения со стандартами соответствующих возрастно-половых групп. Эта
попытка учета уровня биологического развития в комплексной оценке
физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской с
соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического
развития на различных возрастных этапах.
Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения
соматических признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания,
сколько месяцев (лет) показатель отстает или опережает средневозрастные
величины.
Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали
различные оценочные категории физического развития, но все-таки отдали
предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в
обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).
Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации
по смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического
здоровья детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке
морфофункционального статуса организма, а именно - показатели
биоэнергетики, характеризующие общую выносливость, а в узком смысле "
функциональное состояние кардиореспираторной системы. С результатами
Апанасенко, свидетельствующими об уровне физической работоспособности как
объективном критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).
В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность
школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к
выводу, что физическая работоспособность отражает физические возможности
человека, состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того,
они установили, что на формирование физической работоспособности в процессе
онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.
Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,
коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую
биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит
оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей
школьного возраста на разнообразных нагрузках.
Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения
определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также
гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого
понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных
показателей. По его мнению "физическое развитие" имеет два значения. С
одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма
и его соответствие биологическому возрасту, с другой -морфофункциональное
состояние на каждый данный отрезок времени.
Уровень функционирования основных систем организма - критерий,
характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и
функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда
детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться
функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные:
быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у
детей 6-7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что
приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие
несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных,
спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают,
что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже
условия жизни (В.Н.Кардашенко, 1980г.).
При оценке функционального состояния организма детей и подростков
большое значение придается определению функционального состояния сердечно-
сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей организма,
органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень
артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).
Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является
поведение ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него
аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для
детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную
программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное -
состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о
половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных
показателей, а так же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной
увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с
низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями
установили, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью
атмосферного воздуха, отмечалось учащение пульса, увеличение частоты
дыхания, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания
гемоглобина в крови (Г.Н. Сердюковская, 1989г.).
II. Методы исследования
Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья
школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в
среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к.
им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной
системе обучения, а так же усваивать большее количество информации,
усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья
детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде
всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся
составили «группу риска».
Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы
использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные
любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры
(Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и
др.).
Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-
апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5
класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15
девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в
экономическом лицее города Гуково.
Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)
здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных
морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,
сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень
адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма
и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной
статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе
учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся
мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и
функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с
энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой
заболеваемостью.
Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах,
оценку каждого показателя формализуют в баллах.
Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по
общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную
емкость легких.
Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли
артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном
вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и
предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки
вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)
и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.
И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и
выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60
сек.
Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять
показателей (индексов):
1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом
соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic]
2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал
соматическую работу сердца: ДП=[pic]
3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов
дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии:
ИС=[pic]
4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости
свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о
функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic]
5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические
возможности организма школьников: ИР=[pic]
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с
уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей
физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После
оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма
баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:
2-7 баллов – низкий
8-10 баллов – ниже среднего
10-15 баллов – средний
16-20 баллов – ниже среднего
21-25 баллов – высокий
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки
каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых
мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать
рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим,
что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма
школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного
режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.
III. Результаты обследования и их обсуждение
Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения
информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило,
путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению
здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому
мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и
медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья
(рис.2)
Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию
здоровья.
[pic]
[pic]
В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством
здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых
отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое
нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из
результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе
здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7
девочек и 8 мальчиков).
Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими
заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические
отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые,
но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,
входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)
требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в
комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма
неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная
активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При
несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям
организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут
пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих
хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.
Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,
значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков
относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном
подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности
морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.
Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III
группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных
специальностей.
Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко
II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать
соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из
начальной в среднюю школу.
При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было
осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для
каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие
мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.
Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32
учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей
осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.
Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.
ТАБЛИЦА №1
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса
(осень)
№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона
|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка |
|1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср
|15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10
|-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138
|3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср
|106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596
|1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс
|878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77
|2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282
|2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко
Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10
|Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ
|8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ
|6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс
|109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср
|1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76
|4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср
|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5
выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|