Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом [37 : 66].
Многие дидакты и педагоги [4; 5; 9; 14; 36; 41; 42; 56; 57] обратились
к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются
важные дидактические задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний,
умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся,
затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация
учащихся;
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках
заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только
из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-
следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной
деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг
с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он
становится равноправным партнером и консультантом;
- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде
всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные
способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за
конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая
индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе
результаты своей деятельности;
- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца,
они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать
статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические
данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж,
стенгазету и т.д.
Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие
поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это
теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении
конкретного ее решения, если практическая – то задачей школьника является
достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с
другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер
науки, техники, творческих областей.
Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-
ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном
процессе. Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам
Е.С. Полат [37 : 10] традиционную парадигму образования «учитель – учебник
– ученик» на новую «ученик – учебник – учитель»(См.: Приложение 2).
Именно так построена система образования в лидирующих странах мира,
что отражает гуманистическое направление в философии, психологии и
педагогике.
Обратимся к сравнительной характеристике традиционной парадигмы
образования и новой, применяемой при проектном обучении (См.: Приложение
3).
При этом наиболее существенным являются рассуждение Р.П. Мильруд .
Анализируя современные тенденции в образовании, Р.П. Мильруд [31 : 17]
подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной практике преобладает
тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более
активное использование проектных приемов». Главное различие, как утверждает
Р.П. Мильруд[31 : 17], заключается в том, что «с помощью тренировочных
приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью
проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и
усваивать его…».
Р.П. Мильруд действительно оказался прав в своих рассуждениях о
сравнении традиционной и новой парадигмы образования. В настоящее время
традиционные школьные программы перегружены учебной информацией, что
непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так
как в этой ситуации не может быть идти речь о формировании навыка
применения. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так
как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в
процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же
решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний,
познавательную деятельность.
Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся усложняется
по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование
помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания
перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.
Выводы к главе I.
1. Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на
личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего
учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-
коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать
проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик,
которая способствует достижению высоких результатов обученности и
образованности личности. .
Ведущие положения проектной методики основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,
которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное
сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении
личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной
мыслительной деятельности;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к
более качественному овладению ИЯ.
2. Проектная методика является:
- альтернативным подходом в современной системе образования;
-новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность
поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации
познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и
одновременно формирования определенных личностных качеств.
-продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от
традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные
приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие
решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы , научное
исследование ( см. Приложение 4)
Современное проектное обучение нашло широкое применение в
образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая
эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии,
Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи
(гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и
приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических
знаний и их практического применения для решения конкретных проблем
окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной
тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему:
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
Глава II. Технология использования проектной методики в обучении
иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования
проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-
педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики
иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в
средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения:
- роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной
системе;
- специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней
общеобразовательной школы, основные цели и задачи;
- использование проектной методики с учётом специфики обучения ИЯ
на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий
для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, для
подготовки интеллигентного человека; для воспитания в каждом школьнике
потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для
формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир.
Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным
дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач.
ИЯ является деятельностным учебным предметом, который обладает
образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающий
прочную основу для формирования интеллигентного человека.
В целях обеспечения непрерывности языкового образования
общеобразовательная школа предоставляет учащимся, закончившим базовый курс
обучения в 9 классе, возможность продолжить изучение ИЯ на старшем этапе
(10 – 11 классы).
Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на старшем этапе.
Согласно материалам сборника, содержащего комплект программно-
нормативных документов для 10 - 11 классов [ 39 : 13-14 ], таковыми
являются:
1) более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности
(чтения, говорения, аудирования, письма);
2) использование аутентичных, проблемных публицистических и
художественных текстов в качестве источников информации,
затрагивающих актуальные темы современности;
3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут
затрагиваться нестандартные ситуации общения;
4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое
обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена
мнениями;
5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста и
самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного
или услышанного.
Таким образом, основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является
совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции
, являющееся главным условием
осуществления межкультурной коммуникации в целом.
На завершающем этапе обучения целесообразно использовать такую
педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести
своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть
способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и
совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной,
социокультурной и межкультурной компетенции.
При этом наиболее логичным является рассмотрение психолго-
педагогических основ использования проектной методики с учетом специфики ИЯ
как учебного предмета на старшей ступени обучения средней
общеобразовательной школы.
Каким же образом проектная методика может быть использована в
преподавании ИЯ на старшей ступени обучения?
Объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность как
важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом. По утверждению
И.Л. Бим [5 : 11], межкультурное взаимодействие возможно только в том
случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной
коммуникативной компетенции (ИКК): языковая, речевая, социокультурная,
компенсаторная и учебная.
Проектная методика, как современная педагогическая технология
обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной
коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной
языковой личности .
Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе
проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе
творческого применения языкового материала.
1. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или
ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на
уровне, определенном программой, необходима активная устная практика
для каждого ученика группы.
2. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового
окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или
коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные
задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-
либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения
этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании
своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык
выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих
мыслей.
3. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного
взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой
тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур,
чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования
языка в новой для них культуре[41: 5].
Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом,
заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на
активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего
оформления искусного владения определенными языковыми средствами.
Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной
технологии являются:
1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к
обучению ИЯ.
2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог,
монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной
деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и
практикой.
5. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-
координирующий характер деятельности учителя.
6. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции
(языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая
является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом.
Данная технология предусматривает временную и структурную
завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения
последовательных действий (См.: Приложение 4).
Анализируя вышесказанное, определим основные принципы использования
проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в
рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ.
1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-
познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта,
предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой
деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками
проекта, практическую ориентацию каждого занятия.
Личностно-значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в
проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей
предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.
Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках
проектной методики обучения ИЯ:
1. В процессе проектного обучения учащиеся включаются в познание
окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие
самосознание, мышление.
2. В процессе проектной деятельности учащиеся принимают активное участие
в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут
пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии
альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают
последствия выбора, действуют самостоятельно: сравнивают полученное с
требуемым; корректируют деятельность с учетом промежуточных
результатов; объективно оценивают результат проектной работы и
результат проектирования.
3. Учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения,
чувства, поделиться опытом. Tom Hutchinson [60 : 11] при этом
утверждал: “Project work is very personal. There is nothing
simulated about the project. The students are writing about their own
lives: their house, their family, their own town, their dreams and
fantasies, their own research into topic that intеrest them. Язык,
по утверждению Т.Хатчинсона [60 : 13], должен быть средством общения
и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для
пользования языком с целью его совершенствования. Довольно таки
«чужая» информация, например о “Janet and John’s family”, “Mr.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|