МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

    Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

    Оглавление

    Введение …..3

    Глава I .Проектная методика обучения иностранным языкам: история и

    современность 9

    1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в

    зарубежной и отечественной системе образования 9

    1. 2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте

    современных педагогических

    технологий.........................................................18

    Выводы 25

    Глава II. Технология использования проектной методики в обучении

    иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

    27

    2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования

    проектной методики в обучении иностранным языкам 27

    2. 2. Технология проектного обучения иностранным языкам на

    старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39

    2. 3 . Обобщение опубликованного педагогического опыта по

    применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка 49

    Выводы 54

    Глава III. Методическое обоснование технологии использования проектной

    методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing”

    для учащихся старшей ступени обучения ( 11 класс ) 58

    3. 1. Теоретические основы разработки проекта системы учебных

    и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 58

    3. 2 Содержание и реализация проекта системы учебных и

    внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 61

    Выводы .67

    Заключение 69

    Список использованной литературы 73

    Приложение 79

    Введение

    Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования

    системы и практики образования обусловлена социальными переменами,

    происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня

    воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в

    современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).

    Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических

    технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие

    интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно

    развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным,

    глубинным понятием обучения (37 : 3(.

    ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания

    условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ

    общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся,

    усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации

    воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного

    предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не

    случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития

    образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в

    межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно

    совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 :

    137] .

    Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во

    внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий,

    какой является проектная методика

    Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как

    новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим

    образом:

    - в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий

    проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не

    затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным

    стандартом для базового уровня;

    - это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-

    воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным

    стандартом образования цели;

    - это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по

    своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.

    Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и

    интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их

    самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к

    другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество,

    высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые

    традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].

    На современном этапе развития образования проектная методика детально

    исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И.

    А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-

    Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

    Многочисленными исследованиями [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ]

    было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент

    системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный,

    нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные

    способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез),

    направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

    Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени

    обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на

    завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает

    самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации,

    обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и

    применения их в новых областях окружающей действительности [45 : 154].

    Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная

    технология отражает основные принципы гуманистического подхода в

    образовании:

    - особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

    - чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

    обучающихся.

    Таким образом, проектная методика является альтернативой

    традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на

    усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

    Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического

    опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют

    выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе.

    Основными являются противоречия между:

    - требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню

    обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в

    соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным

    уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с

    другой;

    - преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации

    занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических

    технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу

    общества и современным целям образования;

    - большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и

    сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к

    восприятию и применению новых педагогических технологий (См.:

    Приложение 1);

    - смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и

    проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта,

    даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского

    языка, создание общешкольного альманаха).

    Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему

    исследования.

    Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая

    разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:

    «Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме

    (на материале английского языка: старшая ступень обучения средней

    общеобразовательной школы)».

    Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей

    ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.

    Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и

    внеучебных занятий по сквозной теме.

    Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе

    овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 - 11

    класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

    - формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более

    качественному овладению ИЯ ;

    - повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков

    логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью,

    расширению сферы иноязычного общения;

    - языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной

    коммуникативной компетенции в целом;

    - развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,

    совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

    - более результативному решению задач образования, развития и воспитания

    личности учащегося.

    Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать

    проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной

    теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей

    ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

    Цель потребовала решения ряда задач:

    1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её

    психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного

    анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

    2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной

    методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной

    школы.

    3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по

    данной проблеме.

    4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему

    учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на

    старшей ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

    5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в

    системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ,

    выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической

    технологии в системе образования.

    Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом

    процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических

    рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,

    позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы

    для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным

    владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).

    Научная новизна исследования состоит:

    - в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том

    числе в обучении ИЯ;

    в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной

    педагогической технологии в языковом образовании;

    - в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы

    учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для

    учащихся старшей ступени обучения.

    Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой

    данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам

    научного исследования:

    1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-

    теоретической литературы по данной проблеме.

    2. Беседа с преподавателями и учащимися.

    3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе

    обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

    4. 4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

    5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы

    учебных и внеучебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения

    ИЯ.

    Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя

    главами, выводами по главам, заключением, списком использованной

    литературы, приложением.

    Глава I . Проектная методика обучения

    иностранным языкам : история и современность

    1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в

    зарубежной и отечественной системе образования

    В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в

    зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе

    целесообразно рассмотреть :

    - сущностную характеристику метода проектов как предпосылки

    современного проектного обучения ИЯ;

    - проектную методику как основа для реализации личностно-

    деятельностного подхода к обучению ИЯ.

    В последнее время наблюдается общемировая направленность на

    гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации

    процесса обучения на развитие личности учащегося.

    Среди многообразия новых педагогических технологий в системе

    образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода,

    наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется

    «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через

    личность учащегося, через его потребности и интересы

    Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного

    обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски

    западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной

    привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и

    образовании были связаны с методом проектов, который также называли

    «методом проблем» или «методом целевого акта».

    Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в

    связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное

    обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития

    активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только

    запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их

    применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался

    метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного

    материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и

    творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при

    решении одной общей проблемы.

    Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям

    американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и

    последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

    Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-

    идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за

    отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения,

    основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу

    школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из

    практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

    Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное

    воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого и

    реального участия в активностях социальной жизни» [19 : 42].

    Дж. Дьюи [19 : 46] выдвигает лозунг, который является одним из

    основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение

    посредством деланья ».При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к

    успешности обучения :

    - проблематизация учебного материала;

    - активность ребенка;

    - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

    Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не

    просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у

    него потребности в знаниях и ,следовательно, является активным субъектом

    своего обучения.

    Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х.

    Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу

    школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных

    между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта,

    служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [46 : 567-568].

    В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа

    должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с

    учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из

    окружающей действительности.

    В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие

    типы:

    1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов

    миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои

    подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с

    другими цветами?»

    2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода

    мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить

    какао для школьного завтрака и т.п.»

    3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного,

    кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью

    прославления церковных событий, исторических героев».

    4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей

    о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с

    кратким изложением содержания.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.