Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
Оглавление
Введение …..3
Глава I .Проектная методика обучения иностранным языкам: история и
современность 9
1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в
зарубежной и отечественной системе образования 9
1. 2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте
современных педагогических
технологий.........................................................18
Выводы 25
Глава II. Технология использования проектной методики в обучении
иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
27
2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования
проектной методики в обучении иностранным языкам 27
2. 2. Технология проектного обучения иностранным языкам на
старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39
2. 3 . Обобщение опубликованного педагогического опыта по
применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка 49
Выводы 54
Глава III. Методическое обоснование технологии использования проектной
методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing”
для учащихся старшей ступени обучения ( 11 класс ) 58
3. 1. Теоретические основы разработки проекта системы учебных
и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 58
3. 2 Содержание и реализация проекта системы учебных и
внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 61
Выводы .67
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложение 79
Введение
Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования
системы и практики образования обусловлена социальными переменами,
происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня
воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в
современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических
технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие
интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно
развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным,
глубинным понятием обучения (37 : 3(.
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания
условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ
общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся,
усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации
воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного
предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не
случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития
образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в
межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно
совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 :
137] .
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во
внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий,
какой является проектная методика
Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как
новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим
образом:
- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий
проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не
затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным
стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-
воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным
стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по
своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.
Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и
интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их
самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к
другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество,
высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые
традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].
На современном этапе развития образования проектная методика детально
исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И.
А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-
Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Многочисленными исследованиями [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ]
было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент
системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный,
нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные
способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез),
направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени
обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на
завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает
самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации,
обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и
применения их в новых областях окружающей действительности [45 : 154].
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная
технология отражает основные принципы гуманистического подхода в
образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления
обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой
традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на
усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического
опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют
выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню
обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в
соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным
уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с
другой;
- преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации
занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических
технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу
общества и современным целям образования;
- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и
сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к
восприятию и применению новых педагогических технологий (См.:
Приложение 1);
- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и
проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта,
даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского
языка, создание общешкольного альманаха).
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему
исследования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая
разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме
(на материале английского языка: старшая ступень обучения средней
общеобразовательной школы)».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей
ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и
внеучебных занятий по сквозной теме.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе
овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 - 11
класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более
качественному овладению ИЯ ;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков
логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью,
расширению сферы иноязычного общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной
коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,
совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания
личности учащегося.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать
проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной
теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей
ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её
психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного
анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной
методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной
школы.
3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по
данной проблеме.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему
учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на
старшей ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.
5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в
системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ,
выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической
технологии в системе образования.
Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом
процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических
рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,
позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы
для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным
владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).
Научная новизна исследования состоит:
- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том
числе в обучении ИЯ;
в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной
педагогической технологии в языковом образовании;
- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы
учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для
учащихся старшей ступени обучения.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой
данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам
научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-
теоретической литературы по данной проблеме.
2. Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе
обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
4. 4. Анкетирование среди учащихся и учителей.
5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы
учебных и внеучебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения
ИЯ.
Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя
главами, выводами по главам, заключением, списком использованной
литературы, приложением.
Глава I . Проектная методика обучения
иностранным языкам : история и современность
1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в
зарубежной и отечественной системе образования
В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в
зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе
целесообразно рассмотреть :
- сущностную характеристику метода проектов как предпосылки
современного проектного обучения ИЯ;
- проектную методику как основа для реализации личностно-
деятельностного подхода к обучению ИЯ.
В последнее время наблюдается общемировая направленность на
гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации
процесса обучения на развитие личности учащегося.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе
образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода,
наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется
«эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через
личность учащегося, через его потребности и интересы
Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного
обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски
западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной
привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и
образовании были связаны с методом проектов, который также называли
«методом проблем» или «методом целевого акта».
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в
связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное
обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития
активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только
запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их
применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался
метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного
материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и
творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при
решении одной общей проблемы.
Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям
американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и
последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.
Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-
идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за
отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения,
основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу
школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из
практической самодеятельности и личного опыта ребенка.
Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное
воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого и
реального участия в активностях социальной жизни» [19 : 42].
Дж. Дьюи [19 : 46] выдвигает лозунг, который является одним из
основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение
посредством деланья ».При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к
успешности обучения :
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не
просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у
него потребности в знаниях и ,следовательно, является активным субъектом
своего обучения.
Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х.
Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу
школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных
между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта,
служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [46 : 567-568].
В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа
должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с
учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из
окружающей действительности.
В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие
типы:
1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов
миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои
подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с
другими цветами?»
2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода
мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить
какао для школьного завтрака и т.п.»
3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного,
кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью
прославления церковных событий, исторических героев».
4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей
о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с
кратким изложением содержания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|