МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

    Использование проблемных

    ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших

    школьников

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Студент-дипломник _________________________________________

    Научный руководитель ______________________________________

    Консультант _______________________________________________

    Рецензент _________________________________________________

    «Допустить к защите»

    Зав. кафедрой __________

    «___»______ 2000 г.

    Абакан, 2000

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 03

    Глава 1. Психолого-педагогические основы развития твор-

    ческого мышления детей ……………………………………………………………………………… 07

    1.1. Понятие творческого мышления ………………………………………………… 07

    1.2. Проблема развития творческого мышления ……………………… 13

    1.3. Условия формирования творческого мышления млад-

    ших школьников …………………………………………………………………………………………… 15

    Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии

    творческого мышления учащихся …………………………………………………………… 19

    2.1. История развития теории проблемного обучения ……… 19

    2.2. Современная технология проблемного обучения ………… 25

    2.3. Реализация и анализ использования проблемных

    ситуаций в методике преподавания математики в

    начальной школе ………………………………………………………………………………………… 33

    Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситу-

    аций на уроках математики и их влияние на развитие

    творческого мышления младших школьников ………………………………… 40

    3.1. Изучение творческого мышления младших школьников

    с помощью тестов Е.Б. Торренса ………………………………………………… 40

    3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках ма-

    тематики в развитии творческого мышления учащихся 45

    3.3. Обработка результатов педагогического исследо-

    вания …………………………………………………………………………………………………………………… 58

    3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса фор-

    мирования творческого мышления младших школьников 60

    Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 66

    Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 68

    Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………… 73

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного

    образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают

    человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.

    Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих

    потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность

    достижения идеального «я».

    В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является

    основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это

    уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую

    возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание

    творческой свободы человека является главным богатством общества. А

    личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей

    волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы

    самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

    Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного

    оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре.

    Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять

    личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения

    потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

    В настоящее время существует острая социальная потребность в

    творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого

    мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление

    реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало,

    которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к

    развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и

    проявлению всех способностей организма и «я».

    Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П.

    Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных:

    Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б.,

    Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С.,

    Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области

    творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением

    этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению

    механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

    Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального,

    целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные

    условия, влияющие на формирование творческого мышления:

    - индивидуализация образования;

    - исследовательское обучение;

    - проблематизация.

    В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных

    ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого

    мышления.

    Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…

    загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое

    мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство,

    повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие

    потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение

    проблем, ребенок может войти в мир творчества.

    Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В.

    Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В.

    Кудрявцев и др.

    Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении

    цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности

    использования проблемных ситуаций на уроках математики?

    На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.

    В связи с этим выделили.

    Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на

    уроках математики.

    Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках

    математики в начальной школе как средство развития творческого мышления

    детей.

    Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью

    проблемности для повышения уровня творческого мышления.

    Задачи:

    1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

    исследования;

    2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии

    творческого мышления младших школьников;

    3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках

    математики в начальной школе;

    4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию

    творческого мышления школьников;

    5) выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления

    младших школьников на уроках математики.

    Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников повышается

    при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью

    проблемности.

    Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы,

    тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-

    математический метод обработки результатов.

    Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в

    разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же

    задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке

    тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого

    конспекта занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах

    100». 2 класс, I четверть.

    База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска, 2 в класс.

    Учитель: Платонова Н.К.

    Апробация: результаты исследования сообщались на «Катановских чтениях-

    2000», где нашей исследовательской работе было присуждено III место.

    Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии

    из 67 источников, приложения.

    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

    ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

    1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения

    разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют

    это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем

    педагогическом эксперименте.

    В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином

    «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления

    послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью

    решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от

    способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром

    темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах,

    Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от

    интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо

    нового.

    Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16

    гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

    Среди них:

    1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

    2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

    3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от

    общепринятых взглядов;

    4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

    5) способность к разработке гипотезы;

    6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

    7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при

    наличии логической связи между стимулом и реакцией;

    8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и

    синтезу;

    9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    10) и так далее.

    Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих

    креативность:

    - легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

    - гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в

    ходе ответов;

    - оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной

    группе;

    - точность выполнения заданий.

    Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью,

    в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако

    сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

    В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы

    творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного

    мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании

    того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и

    репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности

    творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и

    природы творческого мышления.

    И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту.

    Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя

    свою индивидуальность.

    С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно

    нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы

    заданной проблемы.

    По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с

    преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение

    гипотез и прочее).

    Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к

    интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным

    продуктам своей деятельности.

    Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный

    психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели

    (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе

    осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и

    является творческим результатом.

    Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его

    бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность

    состояния сознания.

    Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность

    творческого акта от внешних ситуативных причин.

    Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со

    спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей

    активность индивида.

    Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают

    социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

    С творческим мышлением сопряжены два личностных качества:

    интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям,

    которые возникают при мыслительном процессе.

    В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного

    акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность

    уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

    И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют

    следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

    видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой

    функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению,

    то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их

    соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу

    подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в

    новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности

    других.

    Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного

    природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна

    одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации

    или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную

    деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым

    эти черты формирующую»[1].

    Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения

    творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается

    как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности,

    проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами

    требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

    Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации,

    ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную

    одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и

    сложных ситуациях.

    В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике

    представляет следующим образом:

    - способность к формализованному восприятию математического

    материала, схватывание формальной структуры задач;

    - способность к логическому мышлению в сфере количественных и

    качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность

    мыслить математическими символами;

    - способность к совершенствованию процесса математических рассуждений

    и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми

    структурами;

    - гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

    - стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности

    решения;

    - способность к быстрой и свободной перестройке направленности

    мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход

    мысли;

    - математическая память (обобщенная память на математические

    отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и

    доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

    - математическая направленность ума.

    Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не

    существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная

    характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа,

    формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно

    представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

    Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая

    одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в

    сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и

    математическим складом ума»[2].

    Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления

    теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с

    количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще

    незначительно количество исследований в этой области.

    Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.