МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

    специальных способностей.

    Методисты прошлого и современные исследователи в области психологии

    и методики останавливают своё внимание на общем в лингвистических и

    музыкальных способностях.

    Так из всех способностей в настоящее время можно вычленить такую

    как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе

    успешного усвоения звучащей материи языка и пения.

    Итак, у учителей русского языка и музыки много общих задач, которые

    гораздо более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал

    русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть

    использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.

    Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный

    результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с

    "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше

    осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему

    падежному окончанию.

    Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно

    используются как организованное начало или физминутка на уроках русского

    языка, ученики запоминают очень нужные слова, выражения, целые мысли,

    совершенствуется произношение.

    Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую

    атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу

    быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция

    музыки не менее важна, чем образовательная. Так

    как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего

    сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это

    позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

    От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к

    подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой,

    композитором, учителю необходимо, прежде всего знать произведения,

    прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи,

    коллекционировать грампластинки и магнитофонные записи, собирать

    биографические данные е композиторах, занимательные рассказы о музыке.

    Занятия по русскому языку на краеведческой основе

    Очень большую образовательную и воспитательную ценность несут в

    себе уроки русского языка на краеведческой основе.

    Р.Г. Фаткуллина в своей статье приводит фрагмент урока

    русского языка, интегрированного с краеведением.

    Она говорит: "Краеведческий материал я обычно использую на уроках

    чтения при изучении биографии писателя, истоков его творчества, истории

    создания отдельных произведений. Но нередко на уроках русского языка тоже

    использую краеведческий материал. На таких уроках использую фотографии,

    книги, посвящённые знакомым местам родного края, экскурсии и материалы,

    собранные в краеведческих уголках. Такая целенаправленная систематическая

    работа позволяет повысить познавательную активность детей, активизировать

    интерес к изучаемому предмету. В подтверждение своим словам привожу

    фрагмент урока русского языка на краеведческой основе".

    Тема урока: Правописание числительных. (Урок закрепления).

    Смысловая тема: Природа - это родина.

    В начале урока учащиеся читают наизусть стихи о природе,

    о родном крае. Затем читаем стихотворение С.Т. Аксакова (стихотворение

    написано на доске).

    Весна, весна! Ты прелесть года,

    Но не в столичной тесноте.

    Beсна на Дёме, где природа

    В первообразной чистоте

    Гордится девственной красою!

    Заранее подготовленный ученик рассказывает кратко биографию С.Т.

    Аксакова, далее идёт работа над текстом биографии.

    Даю задание: цифры написать словами.

    "С 1791 года по 1Я27 год в Башкирии, в Уфе, жил и работал С.Т.

    Аксаков. С 1792 по 1799 год семья Аксаковых жила в доме №2 на улице

    Благоева (где сейчас установлена мемориальная доска)".

    На этом уроке учащиеся закрепили правописание числительных; узнали

    о жизни и литературной деятельности Сергея Тимофеевича Аксакова. Узнали,

    как он проникновенно, нежно описал красоту, величие нашего края.

    Использование краеведческого материала на уроках - прекрасное

    средство воспитания чувства патриотизма и любви к родной природе.

    Элементы интеграции русского языка с изобразительным искусством и трудовым

    обучением.

    Эта проблема привлекала и привлекает к себе внимание многих

    методистов, педагогов, психологов.

    Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных

    способностей, активизации мышления, развитии пространственного

    представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности

    ребёнка.

    На интегрированных уроках русского языка и изобразительного

    искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.

    По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией

    художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и

    анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме,

    изложением на холсте.

    В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять

    изображённое на картине с тем, что они наблюдали в

    действительности, а это в свою очередь способствует развитию

    логического мышления.

    "Произведения живописи на уроках русского языка, являясь

    источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей,

    служат основой для осмысленного связного высказывания школьников, т.к.

    эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением,

    а, следовательно, и с речью.

    Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников,

    развивает и обогащает их словарный запас.

    Осуществление интеграции предметов русскою языки и изобразительного

    искусства предполагает так же и самостоятельную

    творческую деятельность детей на уроке".

    Так, например, перед тем как приступить к выполнению

    письменных упражнений на уроке, учитель может дать детям такое задание: в

    тетрадях нарисовать путь который ребёнок совершает утром, идя из дома в

    школу. При этом, не пропуская никаких поворотов, обходов, изгибов

    дороги. Это активизирует у

    детей память, вызывает интерес, неожиданность такого задания

    организует класс к предстоящей работе, а самое главное - подготавливает

    мышцы руки к процессу письма. Таких заданий можно придумать большое

    количество. Зависит только от фантазии учителя. Вырисовывая замысловатые

    узоры в тетради, ученики тем

    самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово,

    предложение.

    Такие минутки полезно включать на каждый урок письма.

    Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания:

    к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать

    иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добирается

    осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают

    замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не

    запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с текстом дети

    осваивают своеобразие художественной речи, я меру своих сил проникают в

    значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении

    слов, о богатстве оттенков значений.

    Очень интересным является интегрирование русского языка

    с трудовым обучением. Также, как и при интеграции с изобрази-

    тельным искусством, здесь чаще используется интегрирование на

    отдельных фрагментах урока, и как правило, тоже в начале урока. Учителя

    часто используют лепку из пластилина, вырезание

    деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом

    обрывания.

    Приведём фрагмент интегрированного урока русского языка,

    изобразительного искусства и труда.

    Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Приёмы

    обработки бумаги. Выполнение рисунка в цвете.

    В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и

    неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие

    существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё

    предстоит выполнить поделки из бумаги.

    Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о

    собачке и стуле.

    У.: - Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделаем

    небольшую аппликацию. (Показывает образец изделия: собачка, сначала

    нарисованная простым карандашом, затем без помощи ножниц, приёмом

    общипывания принимающая нужную форму. Из другой бумаги коричневого цвета

    вырезается ножницами заранее нарисованный стул. На фон наклеены полученные

    детали: собачка сидит на стуле).

    - Нравится? Хорошо. Тогда сначала давайте опишем наших

    героев: собачку, дадим ей имя; стул - назовём все его качественные

    характеристики.

    (дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул:

    деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки,

    на нём сидят.

    Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает,

    лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.

    - Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?

    - Да.

    - А собачек все видели?

    - Да.

    - Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и

    стул.

    (Дети рисуют).

    - Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие

    края, ножки у стула?

    - Ровные.

    - Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак

    необходимо пользоваться ножницами при вырезании.

    (Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью

    ножниц).

    Дети вырезают стульчик.

    - А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами?

    Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).

    - Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания

    (Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек

    пушистыми, красивыми. (Дети работают).

    - А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите

    отличия стула и собачки.

    Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в

    ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После

    этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети

    приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление.

    Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и

    неодушевлённые. Упражнение проверяется).

    - Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются

    одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию.

    Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?

    - Нужно раскрасить.

    - Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула?

    Собачки? (дети объясняют свои выбор. Закрашивают).

    - Ну, вот, сейчас осталось только наклеить.

    (Составляется аппликация. На фон наклеиваются детали).

    - Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились.

    Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный

    рассказ мы повесим в нашем классном уголке.

    Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги

    этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового

    узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного

    искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.

    На этом урок заканчивается.

    Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно.

    При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук.

    При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении

    и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое

    главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к

    одушевленным, а какие к неодушевлённым.

    Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены возможные

    варианты интегрирования русского языка с другими предметами. Были

    приведены конспекты интегрированных уроков, а в некоторых случаях только их

    фрагменты.

    Во всех рассмотренных выше вариантах интегрирования главным

    предметом выступал русский язык.

    В следующем параграфе в такой же последовательности раскрываем

    сущность интеграции предметов, главным среди которых будет выступать

    чтение.

    3. Элементы интегрирования на уроках чтения

    Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая

    ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи

    учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-

    воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном

    осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают

    как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая

    перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой

    интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают

    качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными,

    усиливаются познавательные интересы учащихся.

    Если учебный материал по курсу чтения, музыки изобразительного

    искусства рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучать,

    то это будет способствовать систематизации заданий по чтению, усвоенных

    детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного

    материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал,

    словом, чтение станет более оптимальным.

    Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует

    о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в

    преподавание чтения принципа интеграции.

    Интеграция чтения и природоведения в начальных классах.

    Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки,

    поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие

    образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся

    знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе,

    узнают о жизни диких

    и домашних животных, насекомых.

    На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель

    - воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе,

    научить эстетически, воспринимать природу, "Одновременно, наличие, общих

    образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных

    дисциплин иметь свои, собственные, специфические педагогические задачи,

    решение которых требует и различных методов работы.

    Объектами изучения на уроках природоведения и на уроках чтения

    являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их

    изучению несколько иной.

    Уроки чтения в большей мере, чем у реки природоведения,

    должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально

    окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи

    своего собственного, эстетического отношения к природе.

    Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод

    в их освещении на уроках чтения и природоведения

    позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного

    подхода к работе над материалом.

    Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из

    разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут

    решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных

    чувств. При этом изучении природоведения мы будем идти от сознания к

    чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы

    будем формировать убеждения, развивать эстетически.

    Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с

    перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки,

    грача и других, с тем, как и чем питаются эти

    птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к

    перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят

    птенцов. По чтению дети в ряде произведений

    читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,

    "Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей

    говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.

    Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.

    На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные

    знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы

    наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.

    Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из

    гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой.

    Воздействуя на чувства детей, художественные произведения

    воспитывают у них бережное отношение к природе.

    Учитывая все изложенное выше, учителя-методисты строят

    интегрированные уроки. На них изучаются сразу оба предмета:

    чтение и природоведение, а иногда к ним прибавляются и предметы

    художественно - эстетического цикла, такие как изобразительное искусство,

    художественный труд.

    Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.

    Учителя г. Подольска посвятили проблеме интеграции многие годы

    своей работы. Так, одной из таких учителей, занимающихся этой проблемой,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.